Файл: Организация и тактика тушения пожаров в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья на примере специальной (коррекционной) школыинтерната 53 г. Новокузнецка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юргинский технологический институт Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль Защита в чрезвычайных ситуациях Кафедра безопасности жизнедеятельности, экологии и физического воспитания
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Тема работы Организация и тактика тушения пожаров в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья на примере специальной (коррекционной) школы-интерната № 53 г. Новокузнецка
УДК 614.842.6:376.1-056.26 Студент Группа
ФИО Подпись Дата
З-17Г20 Касьянов Никита Александрович Руководитель Должность
ФИО Ученая степень, звание Подпись Дата Ст. преподаватель каф. БЖДЭиФВ
Торосян Е.С. КОНСУЛЬТАНТЫ По разделу Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение Должность
ФИО Ученая степень, звание Подпись Дата Доцент каф. ЭиАСУ
Лизунков В.Г. к.пед.н. По разделу Социальная ответственность Должность
ФИО Ученая степень, звание Подпись Дата Ассистент каф. БЖДЭиФВ
Филонов А.В.
Нормоконтроль Должность
ФИО Ученая степень, звание Подпись Дата Ассистент каф. БЖДЭиФВ
Филонов А.В. ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Завкафедрой
ФИО Ученая степень, звание Подпись Дата
БЖДЭиФВ
Солодский С.А. к.т.н.
Юрга – 2017 г.

2 Планируемые результаты обучения по основной образовательной программе направления 20.03.01 – Техносферная безопасность Код результатов Результат обучения выпускник должен быть готов) Р Применять базовые и специальные естественнонаучные и математические знания, достаточные для комплексной инженерной деятельности в области техносферной безопасности. Р Применять базовые и специальные знания в области техносферной безопасности для решения инженерных задач. Р Ставить и решать задачи комплексного анализа, связанные с организацией защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей, осуществлять надзорные и контрольные функции в сфере техносферной безопасности. Р Проводить теоретические и экспериментальные исследования, включающие поиски изучение необходимой научно-технической информации, математическое моделирование, проведение эксперимента, анализ и интерпретацию полученных данных, на этой основе разрабатывать технику и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера в соответствии с техническим заданием и с использованием средств автоматизации проектирования. Р Использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов, знания по охране труда и охране окружающей среды для успешного решения задач обеспечения техносферной безопасности. Р Обоснованно выбирать, внедрять, монтировать, эксплуатировать и обслуживать современные системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей, обеспечивать их высокую эффективность, соблюдать правила охраны здоровья, безопасности труда, выполнять требования по защите окружающей среды. Универсальные компетенции Р Использовать базовые и специальные знания в области проектного менеджмента для ведения комплексной инженерной деятельности. Р Владеть иностранным языком на уровне, позволяющем работать в иноязычной среде, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности. Р Эффективно работать индивидуально ив качестве члена группы, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, демонстрировать ответственность за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации. Р Демонстрировать знания правовых, социальных, экономических и культурных аспектов комплексной инженерной деятельности. Р
Демонстрировать способность к самостоятельной работе и к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию в инженерной профессии.

3
Юргинский технологический институт Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность Профиль Защита в чрезвычайных ситуациях Кафедра безопасности жизнедеятельности, экологии и физического воспитания УТВЕРЖДАЮ Завкафедрой БЖДЭиФВ
_________ С.А. Солодский
« » 2017 г. ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы В форме
Бакалаврской работы Студенту Группа
ФИО
З-17Г20
Касьянову Никите Александровичу Тема работы Организация и тактика тушения пожаров в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья на примере специальной коррекционной) школы-интерната № 53 г. Новокузнецка
Утверждена приказом директора (дата, номер)
30.01.2017 гс Срок сдачи студентов выполненной работы
15.06.2017 г. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Исходные данные к работе
МБОУ Школа
№ 53 специальная коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями. Режим работы с 8.00–19.00. Общая площадь территории объекта составляет 1,4 га. Здание 1967 года постройки, четырехэтажное, представляет собой правильный объем высотой 14 м, размеры в плане хм Перечень подлежащих исследованию, проектированию и разработке вопросов
1 Особенности организации системы обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях (школах
2 Анализ статистических данных по пожарам в образовательных учреждениях.
3 Рассмотреть возможные варианты возникновения пожара в школе.
4 Произвести расчет сил и средств для ликвидации пожара.
5 Разработать рекомендации, должностным лицам о действиях при пожаре. Консультанты по разделам выпускной квалификационной работы Раздел Консультант Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение доцент каф. ЭиАСУ
Лизунков Владислав Геннадьевич Социальная ответственность ассистент каф.
БЖДЭиФВ
Филонов Александр Владимирович
Нормоконтроль ассистент каф.
БЖДЭиФВ
Филонов Александр Владимирович Дата выдачи задания на выполнение выпускной квалификационной работы по линейному графику
15.02.2017 г. Задание выдал руководитель
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата
Ст. преподаватель каф. БЖДЭиФВ
Торосян Е.С.
15.02.2017 Задание принял к исполнению студент
Группа
ФИО
Подпись
Дата
З-17Г20
Касьянов Никита Александрович
15.02.2017

5 Реферат Выпускная квалификационная работа содержит 95 страниц, 5 рисунка,
9 таблиц, 50 источников, 5 приложений. Ключевые слова ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН, ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, УСТАНОВКА АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВА, ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ОГНЕТУШИТЕЛИ. Для тушения пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, как правило, задействуется значительное количество сил и средств. Число и назначение оперативных отделений, привлекаемых к тушению пожара на объекте, определяется расписанием выезда подразделений гарнизона. Число боевых позиций ствольщиков, создаваемых на пожаре, зависит от численности боевых расчетов оперативных отделений, типов стволов и условий ведения боевых действий. Расходы воды, используемые для тушения пожара, лимитируются водоснабжением объекта. Объектом исследования является здание МКОУ Специальная школа
№53», расположенное в городе Новокузнецке, Новобайдаевском районе. Цель выпускной квалификационной работы – снижение возможности гибели людей, находящихся в здании и уменьшение потери имущества на примере МКОУ Специальная школа № 53». В процессе исследования был проведен аналитический обзор научных трудов и информационных статей по вопросам обеспечения пожарной безопасности в зданиях промышленной этажности, представлена характеристика исследуемого объекта и факторы, влияющие на развитие пожара. В основе разработки тактических действий были приняты положения основных нормативных документов.

6
Abstract
The final qualifying work contains 95 pages, 5 figures, 9 tables, 50 sources,
5 applications.
Key words: GENERAL PLAN, FIRE ALARM, INSTALLATION OF
AUTOMATIC INCLUSION OF RESERVE, FIRE-FIGHTING WATER SUPPLY,
FIRE EXTINGUISHERS.
To extinguish fires in objects with a massive stay of people, as a rule, a significant amount of forces and means are involved. The number and purpose of the operational departments involved in extinguishing a fire at the site is determined by the schedule for the departure of the garrison units. The number of combat positions of firemen created on fire depends on the number of combat calculations of operational departments, the types of barrels and the conditions for conducting combat operations. The water costs used to extinguish the fire are limited by the water supply of the facility.
The object of the study is the building of the MKOU «Special School No.
53», located in the city of Novokuznetsk, Novobaydaevsky district.
The purpose of the final qualification work is to reduce the possibility of death of people who are in the building and reduce the loss of property by the example of the Municipal Educational Institution «Special School No. 53».
In the process of the research, an analytical review of scientific papers and information articles on the issues of fire safety in buildings of industrial storeys was made, the characteristics of the investigated facility and factors affecting the development of the fire were presented. In the basis of the development of tactical actions, the provisions of the main normative documents were adopted.

7 Нормативные ссылки ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования. ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования. – Взамен СТ СЭВ 1000-78.НПБ 87-2000 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции. – Взамен СТ СЭВ 1000-
78, СТ СЭВ 5062-85. ГОСТ 30247.2-97 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота. – Взамен СТ СЭВ 3974-83. ГОСТ Р 51049-97 Техника пожарная. Рукава пожарные напорные ГОСТ Р 51844-2001 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний утратило силу. ГОСТ Р 51844-2013 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 53306-2013 Узлы пересечения ограждающих строительных конструкций трубопроводами из полимерных материалов. Метод испытаний на огнестойкость. ГОСТ Р 53310-2013 Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость.

8 Оглавление С. Введение
10 1 Обзор литературы
11 2 Объект и методы исследования
16 2.1 Тактические особенности тушения пожаров
16 2.2 Этапы проведения работ
17 2.3 Правила тушения
18 2.4 Анализ пожарных происшествий по России
19 2.5 Описание объекта исследования
21 2.6 Безопасная эвакуация детей с ограниченными возможностями
28 3 Расчетно-аналитическая часть
30 3.1 Сведения о вероятности возникновения пожара
30 3.2 Действия работников объекта до прибытия пожарных подразделений
31 3.3 Организация работ по спасению людей
32 3.4 Расчет необходимого количества сил и средств
33 3.4.1 Вариант № 1 33 3.4.2 Вариант № 2 38 3.5 Организация тушения пожара при различных вариантах его развития
41 3.5.1 Вариант № 1 41 3.5.2 Вариант № 2 42 3.6 Рекомендации РТП, должностным лицам штаба тушения пожара и тыла на пожаре о действиях при пожаре
43 3.6.1 Вариант № 1 43 3.6.2 Вариант № 2 50 4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение
57 4.1 Расчет экологического ущерба при пожаре в столярной мастерской на первом этаже. Вариант № 1 57 4.2 Расчет экологического ущерба при пожаре в библиотеке на первом этаже. Вариант № 2.
61 4.3 Оценка прямого ущерба
62 4.4 Оценка косвенного ущерба
64 5 Социальная ответственность
65 5.1 Опасные и вредные факторы вовремя тушения пожара
65 5.1.1 Задымленность
65 5.1.2 Психическая напряженность
66 5.1.3 Недостаточное освещение
68 5.1.4 Физическое травмирование
68 5.1.5 Воздействие высоких, низких температур
69 5.2 Требования безопасности перед и вовремя работы
71 5.3 Требования безопасности по окончанию работы
72

9 5.4 Расчет освещенности комнаты пожарной охраны
73 Заключение
78 Список использованных источников
79 Приложение А. Схема (схемы) обмена информацией со службами и организациями с указанием необходимых телефонов, радиочастот и позывных
86 Приложение Б. Схема расположения объекта на местности
87 Приложение В. Схемы размещения помещений в МКОУ Специальная школа № 53»
88 Приложение Г. Схема расстановки сил и средств
92 Приложение Д. Схема расстановки сил и средств для начальника тыла
94

10 Введение В настоящее время анализ сложившейся оперативной обстановки в сфере произошедших пожаров на объектах с массовым пребыванием людей показывает, что несмотря на ужесточение мер в области пожарной профилактики к объектам с массовым пребыванием людей, по-прежнему остается высокая гибель и травмированность людей. Количество пожаров и убытки от них на объектах с массовым пребыванием людей, в социальной сфере, а также в жилых домах не сокращается и имеет тенденцию к росту. За пять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество погибших на пожарах людей в субъектах РФ увеличилось на 820 человек (17 %), на объектах с массовым пребыванием людей произошло 899 пожаров. Число и назначение оперативных отделений, привлекаемых к тушению пожара на объекте, определяется расписанием выезда подразделений гарнизона. Число боевых позиций ствольщиков, создаваемых на пожаре, зависит от численности боевых расчетов оперативных отделений, типов стволов и условий ведения боевых действий. Цель выпускной квалификационной работы – снижение возможности гибели людей, находящихся в здании и уменьшение потери имущества на примере
МКОУ Специальная школа № 53». Для достижения поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи
1) провести анализ статистических данных по пожарной опасности зданий с массовым пребыванием людей
2) изучить особенности оперативно-тактических характеристик объекта с позиции пожарной безопасности в учебных заведениях.
3) провести вариантировочный расчет тушения пожара в учебном заведений с массовым пребыванием людей
4) рассчитать силы и средства для тушения пожара.

11 1 Обзор литературы В настоящее время многие авторы уделяют свое внимание проблемам расчета сил и средств при тушении пожаров в зданиях малой этажности, но тем не менее, мало кто уделяет внимание рассмотрению аналогичных вопросов, если речь идет о тушении пожарах в школах ив частности, школах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.
Нижеперечисленные источники исследования данной проблематики не содержат исчерпывающего ее решения, однако, достигнутые результаты можно взять за отправную точку данной работы. В научной публикации Анализ пожарных рисков. Часть I: подходы и методы авторы Якуш СЕ, Эсманский Р.К. рассматривают современные подходы к анализу пожарного риска зданий и сооружений и их роль сточки зрения перехода к гибкому нормированию требований пожарной безопасности. Обсуждаются вероятностный и эвристический подходы к оценке пожарного риска, проанализирован мировой опыт создания и использования соответствующих методов и программных средств для их реализации. Проанализированы особенности применения вероятностного анализа на основе логических деревьев для зданий и сооружений. Приведены примеры индексных методов для оценки пожарной опасности ириска объектов различного назначения [3]. В публикации Компьютерная модель ликвидации пожаров для тактической подготовки пожарных Авторами
Д.В. Таракановым,
И.Ф. Саттаровым разработана компьютерная математическая модель действий пожарных при тушении пожаров. Модель предназначена для тактической подготовки пожарных. Развитие компьютерных технологий позволяет совершенствовать существующие формы тактической подготовки пожарных, используя компьютерные математические модели для решения ПТЗ. Стоит отметить, что

12 решение ПТЗ с использованием компьютерных моделей должно отвечать устоявшейся концепции, которая определяется следующими основными требованиями [5]:
- решение задачи должно осуществляться в режиме реального времени с возможностью ускорения повторяющихся процессов
- результаты решения ПТЗ должны отображаться в виде совмещенных графиков параметров развития и тушения пожаров
- визуализация результатов использования сил и средств пожарных подразделений должны отображаться в виде схем, оформленных в соответствии с существующими требованиями
- должна вестись стенограмма реализации действий по тушению пожаров. Рисунок 1.1 иллюстрирует процесс развёртывания с учётом подачи огнетушащих веществ с использованием автоцистерны и автолестницы. Логика развертывания сил и средств аналогична случаю использования автоцистерны с учётом действий над автолестницей. Данный случай характеризует параллельное ведение действий по тушению пожара. Рисунок 1.1 – Принципиальная схема действий с несколькими объектами Для сохранения результатов моделирования, в соответствии с общепринятыми требованиями к решению ПТЗ, предлагается сформировать

13 схемы расстановки сил и средств, на которых отображаются результаты решения задач пожаротушения. Поэтому пользователь может сохранить как всю схему расстановки сил и средств, таки отдельные её фрагменты, иллюстрирующие взаимодействие объектов модели, объединенных конкретной задачей пожаротушения, например, задачи охлаждения горящего резервуара рисунок 1.2). Рисунок 1.2 – Иллюстрация вкладки Итоги Применение компьютерной модели при тактический подготовке пожарных определяет ряд его преимуществ, в сравнении с существующими формами тактической подготовки
- простота использования модели
- использование в модели методик тактических расчётов, соответствующих общепринятым принципам ведения действий по тушению пожаров
- невысокие системные требования к модели позволяют реализовать её на персональном компьютере. Разработанная компьютерная модель может быть использована для моделирования действий по тушению пожаров и на других объектах.

14 Дальнейшая апробация модели в учебном процессе позволит определить пути её совершенствования. В статье [6] рассмотрены проблемы, возникающие при тушении пожаров в зданиях малой этажности. Приведены основные факторы, влияющие на тактику ведения действий пожарных подразделений при ликвидации этих пожаров в зависимости от планировки этажей зданий, времени развертывания и свободного развития пожара, способов подачи воды, теоретических и фактических расходов воды на тушение, проведение спасательных работ. Рассмотрены проблемы готовности пожарных подразделений (на примере Московского гарнизона пожарной охраны) к тушению указанных пожаров [6]. В публикации Применение систем поддержки принятия решений руководителями оперативных подразделений при тушении пожаров в крупных городах авторами Тетериным ИМ, Топольским Н.Г., Климовцовым В.М., Прусом Ю.В. обсуждаются проблемы создания систем поддержки принятия решений (СППР) для руководителя тушения пожара на основе экспертных систем. Сформулированы принципы построения СППР для управления пожарными подразделениями при тушении пожаров. Произведен анализ задач оперативного управления пожарными подразделениями, решаемых с помощью автоматизированных систем [7]. Авторы работы Представление оперативно-тактических действий по тушению пожара как элементов системы массового обслуживания
О.И. Степанов, В.В. Теряев в рамках реализации метода поэтапного ввода сил и средств подразделений пожарной охраны на тушение пожара предложили подход к рассмотрению системы управления подразделениями как системы массового обслуживания [8]. При таком подходе систему управления (СУ) ресурсами пожарных подразделений можно представить как совокупность управляющей и управляемой подсистем (рисунок 1.3). Фактически оперативно-тактические действия по тушению пожара выполняются не элементарными составляющими организационной системы, а их совокупностью (подсистемами.

15 Рисунок 1.3 – Элементы СУ ресурсами пожарных подразделений Совокупность составляющих организационной системы состоит из
- звена ГДЗС, выполняющего задачу по поиску пострадавших в составе командира звена, газодымозащитников и оснащения звена
- расчёта на основном ПА, выполняющего развёртывание (личный состав отделения, единица пожарной техники и ПТВ);
- расчёта на АЛ (АЦЛ, АКП), выполняющего действия по эвакуации людей с объекта пожара
- расчёта на АЛ (АЦЛ, АКП), осуществляющего подачу огнетушащих веществ на тушение пожара и т.д. Приоритет заявок согласуется с принципами определения решающего направления действий ПП. Предложенное представление о СУ ресурсами ПП даёт возможность, применяя статистические и вероятностные методы, оценить оптимальность принятых РТП решений по созданию и организации управления позициями поведению ОТД. В частности, это позволяет, применяя метод поэтапного ввода сил и средств, обеспечить равномерное распределение потока заявок по каналам системы.

16 2 Объект и методы исследования
2.1 Тактические особенности тушения пожаров Работа пожарных подразделений должна быть слаженной и результативной. Для этого проводят анализ действий при решении боевой задачи, организационной работе, делают специальные расчеты. Выводы позволяют совершенствовать навыки и методики работы, чтобы уменьшить временные, физические и материальные затраты на выполнение поставленных задач. Такие данные нужны для пожарной тактики. Тактика тушения пожаров и соответственно выбор средств для ликвидации возгорания зависит от обстановки на пожаре. При использовании средства учитывают площадь, скорость развития пожаров, степень задымленности и температуру пожара, вероятность угрозы жизни людей. Обстановка на пожаре также зависит от размещения электрооборудования на объекте, близости источников воды, материально-технической оснащенности подразделений и психологического состояния бойцов. Пожарная тактика решает несколько задач. Она помогает идентифицировать процессы на конкретном пожаре и установить связи между ними. Вторая задача заключается в изучении действий пожарной охраны и улучшении приемов и способов для всех необходимых работ, в том числе аварийно-спасательного характера. Помимо этого, пожарная тактика затрагивает и область организационных мероприятий, психологического состояния бойцов. Большую роль в ликвидации играет оснащение пожарной охраны и тактико-технические характеристики вооружения. Поэтому проводят расчеты сил и средств для выполнения боевой задачи. Выясняют данные о распространении пожара, наличии, интенсивности подачи и расходе огнетушащих веществ. Их расход определяют по специальным формулам исходя из параметров тушения. Например,

17 геометрической формы площади возгораний. Для каждого из видов огнетушащих веществ выведены отдельные формулы расчетов. Также после этого определяют расположение боевого оборудования, количество стволов. Создают схемы их развертывания и время работы при условии подключения к различным источникам. Тактические возможности пожарного подразделения определяют максимально возможный объем работы при выполнении боевой задачи за конкретный период времени. Важнейший фактор – взаимодействие между всеми звеньями и руководством. Для правильного построения пожарной тактики необходима четкая структура и прочные взаимосвязи. Поэтому организация действий в подразделении, карауле подобна военной, где есть приказы и жесткая иерархия. Второй параметр, от которого зависят эти возможности – оснащение вооружением и характеристики пожарного автомобиля. Количество пожарных для решения одной боевой задачи также входит в этот список, как и их тактическая подготовка. Замыкает его особенности объекта, которые влияют на тушение возгораний, устранение задымлений и спасание людей.
2.2 Этапы проведения работ Общие действия при тушении пожара сводятся к нескольким этапам
- прием сообщений
- выезд
- разведывательные работы
- спасание людей, материальных ценностей
- развертывание сил и средств
- устранение горения
- специальные работы
- сбор сил и средств, возвращение.

18 На этапе разведки выясняют оперативно-тактические характеристики возгорания. Они помогают правильно разместить оборудование, спрогнозировать развитие пожара, определить пути для перемещений боевого состава, узнать местонахождение и количество людей. Сообщения о пожаре принимает диспетчер, заносит данные в соответствующие документы и передает сведения дальше. Быстрота обработки напрямую влияет на тактические возможности пожарного подразделения. Спасательные работы проводят при вероятной угрозе жизни, здоровью и других опасных факторах пожара. Для этого используется специальное оборудование для высотных работ, средства индивидуальной защиты. Работы выполняются в оговоренных случаях. Развертывание сил и средств – подготовка, установка и подключение к источникам воды пожарно-технического вооружения. Конечный этап – подача огнетушащего вещества в магистральные линии трубопроводов. Устранение горения – работы по ликвидации пожара и его последствий задымление, повышение температуры окружающей среды. Этот этап включает также действия по предотвращению повторного воспламенения, тления, взрывов. При ликвидации пожара продолжают проводить разведку, аварийно- спасательные работы, если есть необходимость. Сбор и возвращение к месту постоянного пребывания – проверка личного состава, боевого вооружения и работа с гидрантами, люками и стационарными пожарными кранами. Перед выездом с места тушения автоцистерны заполняют водой. Вовремя возвращения пожарные должны находиться на связи с дежурным диспетчером.
2.3 Правила тушения Особенности различных объектов приводят к дополнительным действиям пожарных при решении боевой задачи. В нормативной документации Министерства чрезвычайных ситуаций выделены особенные

19 случаи тушения пожаров при различных неблагоприятных условиях и повышенной опасности для людей и пожарных. В них описаны действия пожарных с учетом важных характеристик различных объектов. Например, при нехватке воды необходимо использовать другие доступные огнетушащие вещества, а при высокой вероятности взрыва установить форму и вид специального сигнала для оповещения людей и бойцов об опасности. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны предусматривает ответственность должностных лиц и описывает иерархию в подразделениях на любых стадиях работы на пожаре. В общих сведениях описаны действия по определению основного направления, распределению сил относительно него.
2.4 Анализ пожарных происшествий по России В таблице 2.1 приведена статистика зарегистрированных пожаров в России за 2010–2015 годы [9]. Таблица 2.1 – Статистика пожаров в России Статистический период
2010 2011 2012 2013 2014 2015 Количество зарегистрированных пожаров
239286 231486 226952 218570 211163 200386 Ежедневное число пожаров
656 634 623 599 579 549 Число всех погибших
19275 18377 18194 17065 15924 15165 Число погибших детей
774 701 732 698 597 584 Число получивших травмы
14058 13673 13183 13379 13646 12800 Число погибших при спасении
93940 97944 90468 96851 98363 94220 Спасено
53 50 50 47 44 42 На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что общее количество пожаров снизилось на 16 %, число погибших взрослых

20 снизилось на 21 %, погибших детей снизилось на 25 %, количество человек, получивших травмы, снизилось на 9 %, а число спасенных из огня увеличилось на 0,3 %. Свыше 105 тыс. объектов образования, в том числе три тысячи учебных заведений с круглосуточным пребыванием детей находятся к текущему моменту на учете МЧС. За последние пять лет количество пожаров, произошедших на объектах указанной категории, снизилось на 39 %, сообщается в докладе Департамента надзорной деятельности и профилактической работы О мерах по подготовке образовательных учреждений к началу нового учебного года по вопросам обеспечения природно-техногенной и пожарной безопасности. В течение первого полугодия 2014 года было зарегистрировано
117 пожаров, что на 17 возгораний меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Детской гибели в указанные периоды не допущено. Статистика основных показателей обстановки с пожарами в образовательных учреждениях в предыдущие годы распределилась следующим образом
- 2014 год – 333 пожара (11 пострадавших, 1 погибший
- 2013 год – 348 пожаров (9 пострадавших, 3 погибших
- 2012 год – 381 пожар (16 пострадавших, 1 погибший
- 2010 год – 442 пожара (6 пострадавших, 4 погибших. В соответствии с указом МЧС России от 6 июня 2014 г. № 43-2550-19 реализуются следующие мероприятия сезонной профилактической операции Школа
- участие представителей МЧС в работе комиссий по приемке школ к новому учебному году
- оценка своевременности периодических испытаний и работоспособности систем противопожарной защиты
- размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер обеспечения безопасности и необходимых действий при обнаружении пожара, включая информационное освещение

21
- проведение противопожарных инструктажей и практических тренировок по эвакуации учащихся, а также показательных занятий с обучением способами методам обеспечения безопасности
- рассмотрение вопросов комплексной безопасности общеобразовательных учреждений на межведомственных селекторных совещаниях и заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности
- проведение совещаний, семинаров, конференций с органами управления образования, руководителями общеобразовательных учреждений.
2.5 Описание объекта исследования
МБОУ Школа № 53 расположена по адресу г. Новокузнецк,
Орджоникидзевский район, ул. Разведчиков, 1, район выезда ПСЧ-4 ФГКУ «11 отряд ФПС по Кемеровской области по охране Орджоникидзевского района г. Новокузнецка. Сфера деятельности образовательное учреждение. Режим работы с 8.00–19.00. Общая площадь территории объекта составляет 1,4 га. Территория имеет ограждение металлический забор. Подъезд к зданию осуществляется с ул. Мурманская, имеются одни въездные ворота, ключ находится у дежурного. Здание 1967 года постройки, четырехэтажное, представляет собой правильный объем высотой 14 м, размеры в плане хм. Степень огнестойкости 2. Схема обмена информацией со службами и организациями с указанием необходимых телефонов, радиочастот и позывных (Приложение А. В качестве основных строительных конструкций применяются

22
- ненесущие стены и перегородки – легкий железобетон плотностью
1,2 т/м
3
, размеры панели 5700х2800х185 мм, рабочая арматура стержневая диаметром 16 мм, толщина защитного слоя из бетона – 18 мм
- междуэтажные перекрытия и покрытия – плиты из тяжелого железобетона на карбонатном щебне, размеры 6000х1590х220 мм, рабочая арматура стержни диаметром 18 мм класса А, защитный слой – бетон толщиной 26 мм, опора по 2 сторонам, плита сплошная
- колонны кирпичные, сечением х мм
- балки (ригели) перекрытий – железобетонная балка, бетон тяжелый на карбонатном щебне, сечением 100x100 мм, рабочая арматура стержневая, класса А, защитный слой из бетона 10 мм для нижнего ряда и 30 мм для верхнего ряда
- лестничные клетки, стены лестничных клеток – легкий железобетон плотностью 1,2 т/м
3
, размеры панели 5700х2800х185 мм, рабочая арматуру стержневая диаметром 16 мм, толщина защитного слоя из бетона 18 мм. Кровля наплавляемая мягкая, состоящая из модифицированных битумных составляющих. Проемы оконные пластиковые и деревянные стеклопакеты, двери – деревянные и пластиковые. Пределы огнестойкости строительных конструкций
- наружные стены – 5,5 часа
- перегородки внутренние – 3,5 часа
- перекрытия – 2,5 часа
- лестничный марш – 2,5 часа. Основную пожарную нагрузку здания составляют
- кабинеты мебель, учебные пособия, печатная продукция (книги, учебники и т.д.);
- полы полукоммерческий линолеум, синтетическое покрытие
- стены стеклообои под покраску водоэмульсионной краской

23
- материальные ценности в складских помещениях, в помещении библиотеки размещают на многоярусных стеллажах или в штабелях. Пожарная нагрузка в библиотеке и складских помещениях достигает
100 кг/м
2
. Пожарная нагрузка в учебных классах от 10 до 40 кг/м
2
Таблица 2.2 – Оперативно-тактическая характеристика МКОУ Специальная школа № 53» Системы извещения и тушения пожара
«Маяк-12КП», Сигнал Энергетическое обеспечение Отопление Центральное водяное Расположение
1 этаж (электрощитовая) Ответственный за отключение Дежурный электрик Напряженность в сети
220 В Характеристика лестничных клеток Железобетонные плиты Количество входов Основных – 1 Запасных - 6 Предел огнестойкости, строительной конструкции (час)
5.5 Конструктивные элементы Кровля мягкая Перегородки Железобетонные плиты Перекрытия Железобетонные плиты Стены Железобетонные плиты Размеры геоиетрические (м) х Наружное противопожарное водоснабжение на территории объекта отсутствует. Ближайшие ПГ расположены по адресам
ПГ№ 5-175, К ул. Разведчиков, 72 удалённость 120 м, расход 70 л/с;
ПГ№ 5-90, К перекрёсток ул. Мурманская, ул. Магнитогорская удалённость 120 м, расход 170 л/с. Схема расположения объекта на местности представлена в приложении Б. Внутреннее противопожарное водоснабжение в здании имеется
8 пожарных кранов, по 2 на каждом этаже Установки пожаротушения - не предусмотрены проектом.

24 В здании смонтирована интегрированная система охраны, включающая охранно-пожарную сигнализацию, автоматизированную систему контроля и управления доступом, систему оповещения о пожаре и ЧС. На объекте установлено оборудование
- приборы Мираж М
- извещатели: ИП 212-43, ИП 103-3-А2-1М, ИО, ИР-1. Сигнал выведен на приёмно-контрольный прибор поста охраны, находящийся на первом этаже. Охрана осуществляется частным охранным предприятием, стационарными постами и патрулированием по зданию с применением комплекса видеонаблюдения, использования систем контроля доступа и пожарно-охранной сигнализации. Схема организации связи представлена на рисунке 2.1. Рисунок 2.1 – Схема организации связи Теплоснабжение осуществляется от существующих магистральных двухтрубных водяных тепловых сетей 2ДУ 700 мм с температурным графиком
60–95 С. Система отопления однотрубная с нижней разводкой магистральных трубопроводов, с попутным движением теплоносителя. В качестве нагревательных приборов приняты радиаторы. Удаление воздуха осуществляется кранами Маевского. На стояках предусмотрена установка

25 шаровых кранов, ручных балансировочных клапанов и кранов для опорожнения стояков [13]. Напряжение сети общего освещения 220 В, напряжение в лампах 220 В, ремонтного и аварийного освещения 36 В. Защита электрических сетей осуществляется автоматическими выключателями. Электроэнергия отключается в распределительных щитах на этажах здания, также возможно общее отключение электроэнергии (главный электрощит расположен на 1 этаже. Аварийное освещение работает при отсутствии напряжения до одного часа. В основных помещениях естественная, в помещении столовой варочного цеха) приточно-вытяжная с механическим побуждением. При необходимости приточно-вытяжная вентиляция помещений отключается в ручном режиме в варочном цехе. Лифты отсутствуют. Способы спасания людей определяются в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, которые нуждаются в помощи. Основными способами спасания людей являются самостоятельный выход людей вывод людей в сопровождении пожарных вынос людей спуск спасаемых с высоты. Необходимо тщательно проверить, не остались ли учащиеся в классах и других задымленных помещениях. При этом следует проверять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под партами, за занавесками и различной мебелью. Проверку помещений проводят во всех случаях, ее прекращают только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей в горящем здании. Особенно сложная обстановка может возникнуть, когда в школе проводится новогодний праздник, торжественное собрание учащихся, вечер художественной самодеятельности или другое массовое мероприятие. В данных случаях необходимо принять срочные меры по эвакуации учащихся и введению стволов от автоцистерны для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались дети.

26 Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, одновременно с развертыванием сил и средств, вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия на пожар медицинского персонала первую помощь пострадавшим должен оказать личный состав пожарных подразделений [16]. Порядок оказания медицинской помощи непосредственно на месте пожара в каретах БСМП, при необходимости доставка в лечебное учреждение. Порядок оказания первой помощи пострадавшим
- при ожогах прежде всего, пострадавшего следует вынести из зоны действия источника высокой температуры, затем потушить горящие части одежды при помощи простыней, одеял, пальто или же воды. К обожженным местам нельзя прикасаться руками не следует прокалывать пузыри, отрывать прилипшие к местам ожога части одежды. Обожженные места следует прикрыть чистой марлей. Если ожог произошел от кислоты, промывают место ожога в течение 10–15 мин чистой холодной водой, а в случае ожога щелочью –
5–10 %-ным раствором борной или 2 %-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. При обширных ожогах для этих целей используют чистые, проглаженные постельные простыни. Пострадавшего следует укутать в одеяло, ноне перегревать, затем напоить его большим количеством жидкости, минеральными водами, после чего немедленно транспортировать в лечебное учреждение. При этом не следует забывать о необходимости принятия противошоковых мер. Обожженную поверхность нельзя смазывать никакими мазями и засыпать порошками. При отравлении окисью углерода. Отравление окисью углерода проявляется головными болями, слабостью, головокружением, шумом в ушах, тошнотой и рвотой, потерей сознания и, наконец, смертью. Пострадавшего следует немедленно вынести на свежий воздух, расстегнуть одежду и сразу же начать проводить искусственное дыхание. Отравление углекислым газом проявляется сердцебиением, шумом в ушах, чувством давления нагрудную клетку.

27 При кровотечении. Кровотечение останавливают с помощью жгута или стерильной повязки, дезинфицируют кожу раны йодом или спиртом и накладывают стерильную повязку. При переломе конечности. При переломе конечности прибинтовывают к шинам, деревянным доскам или фанере, чтобы придать неподвижность, и только после этого переносят пострадавшего. Исходя из сложившейся обстановки для проведения спасательных работ на данный объект привлекается следующая техника [17]:
- АЛ-30 (131);
- АД (66);
- АКП-50 (6540). Практика тушения пожаров показывает, что сточки зрения технико- экономических и тактических показателей наиболее эффективными огнетушащими веществами в помещениях являются вода и пена. Для подачи воды или пены, как правило, используются основные пожарные автомобили (автоцистерны, автонасосы). Тушение пожаров в химических и физических кабинетах, лабораториях, подсобных помещениях и кладовых целесообразно осуществлять воздушно- механической пеной средней кратности. Для тушения пожаров в помещениях могут быть использованы стволы
РСК- 50, PC-50, РС-70 и лафетные. Стволы РСК-50 и РС-50 целесообразно применять в помещениях при их высоте дом (например, в этажах здания. Это объясняется тем, что относительно небольшие размеры помещений ограничивают маневренность действий струй. В помещениях высотой болеем (например, в актовом или спортивном зале) целесообразно применять стволы РС-70 и лафетные стволы. В помещениях высотой болеем не рекомендуется применять стволы РС-50,
РСК-50 потому, что в этих помещениях площадь пожара может быть весьма

28 значительной, а целесообразнее использовать более мощные стволы, имеющие большую длину струи [18]. При осуществлении защитных действий в процессе тушения пожаров в помещениях используются, как правило, стволы РС-50. Независимо от применяемых типов стволов пожарные должны подавать воду на горящие поверхности с использованием максимальной площади орошения струй. Нив коей мере нельзя допускать работу ствольщиков подыму, т.к. это приводит к излишнему проливу воды нанесению значительного материального ущерба. Действия подразделений по осуществлению необходимых условий локализации будут усложняться наличием дыма в помещениях. Более того, задымление при тушении пожара, является основным препятствием проникновения ствольщиков к зоне горения. Применять дымососы на нагнетание рекомендуется в помещениях с высотой дом. Для отсоса продуктов горения дымосос лучше всего устанавливать в вытяжном отверстии. При этом необходимо уменьшать площадь приточных отверстий. На нагнетание свежего воздуха дымососы используются в исключительных случаях.
2.6 Безопасная эвакуация детей с ограниченными возможностями Безопасная эвакуация детей с ограниченными возможностями – одна из важнейших задачи ее решение представляет собой следующий комплекс оборудования. В него, как правило, входят специальные эвакуационные кресла, а также средства оповещения – световые маяки, тактильные и звуковые системы.

29
Тактильно-звуковые мнемосхемы. Данное техническое решение предназначено для людей с ограниченностью по зрению, ноне требует овладения никакими специальными техниками – в этом его уникальность. Вся необходимая информация для удобной ориентации в пространстве здания предоставляется человеку в легкой и доступной форме. Эвакуационное кресло. Лестничные эвакуационные кресла – это одновременно безопасные и функциональные конструкции. Их главное преимущество заключается в мобильности, легкости в использовании и практически мгновенной готовности, что очень важно для экстренных ситуаций. Для того чтобы эвакуировать человека в таком кресле по лестнице – не требуется особая физическая подготовка, все этапы выполняются легко и комфортно. Световые маяки. Такие системы представляют собой световые табло, на которых отображаются простые и интуитивно понятные обозначения пиктограммы. Посредством световых маяков люди с ограниченными возможностями легче и значительно проще ориентируются в окружающем их пространстве – в здании, холле или отдельных помещениях. Это залог комфорта, безопасности и уверенности в экстренных ситуациях.
Безбарьерный доступ для маломобильных детей без предусмотренных путей эвакуации становится неполноценным мероприятием. Поэтому вопросам оснащения эвакуационных выходов следует уделять пристальное внимание. Ведь только оборудуя пути эвакуации инвалидов специальными лестничными креслами, а само здание – световыми и звуковыми системами, вы надежно оберегаете детей от трагических последствий. В сочетании с надежной общей системой оповещения о пожарах и прочих опасностях это оснащение и обеспечивает максимально доступную и комфортную среду для детей.

30 3 Расчетно-аналитическая часть
3.1 Сведения о вероятности возникновения пожара Возникновение пожара на данном объекте возможно прогнозировать в помещении столярной мастерской на первом этаже ив помещении библиотеки на втором этаже. При прогнозировании развития пожара в здании в целом нужно учитывать, что основными путями распространения огня в здании могут быть наружные и внутренние поверхности сгораемых конструкций (стены, перегородки, перекрытия проемы и различные отверстия в конструктивных элементах лестничные клетки, вентиляционные каналы. Последние два вида путей являются и основными путями распространения дыма при пожаре в здании. Вариант № 1. Пожар возник на первом этаже здания, в помещении столярной мастерской размером хм. Создалась угроза распространения пожара в смежные помещения (учебный класс, коридор (Рисунок В. Пути возможного распространения пожара
- по вентиляционным коммуникациям,
- по коридорам,
- через щели или отверстия в местах соединения стен и перекрытий.
Из-за возможного плотного задымления, существует угроза жизни и здоровью людей при развившемся пожаре возможно сильное задымление этажей здания. Места возможного обрушения конструкций отсутствуют т.к. перекрытия, стены и перегородки выполнены из железобетонных плит. Места с хранением горючих веществ и материалов, аппаратов и сосудов под давлением, а также АХОВ отсутствуют. Площадь помещения – 56 м
2
Интенсивность подачи огнетушащих веществ – 0,15 л/(м·с).

31 Линейная скорость распространения горения – 1,0 м/мин. Вариант № 2. Пожар возник на втором этаже здания (Рисунок В, в помещении библиотеки размером хм. Создалась угроза распространения пожара в смежные помещения (учебный класс, комната, коридор. Пути возможного распространения пожара
- по вентиляционным коммуникациям,
- по коридорам,
- через щели или отверстия в местах соединения стен и перекрытий.
Из-за возможного плотного задымления, существует угроза жизни и здоровью людей при развившемся пожаре возможно сильное задымление этажей здания. Места возможного обрушения конструкций отсутствуют т.к. перекрытия, стены и перегородки выполнены из железобетонных плит. Места с хранением горючих веществ и материалов, аппаратов и сосудов под давлением, а также АХОВ отсутствуют. Площадь помещениям. Интенсивность подачи огнетушащих веществ – 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения – 1,0 м/мин.
3.2 Действия работников объекта до прибытия пожарных подразделений В таблице 3.1 представлен перечень действий работников объекта. Таблица 3.1 – Действия Номер пожарного расчета Должность Действия номера пожарного расчета при пожаре
1 Первый заметивший пожар
1. При обнаружении пожара, задымления, либо срабатывании пожарной сигнализации сообщает в пожарную охрану по телефону «01».
2. Сообщает о пожаре охране.
2 Ответственный за ПБ
1. При обнаружении пожара, задымления, либо

32 Продолжение таблицы 3.1 срабатывании пожарной сигнализации сообщает в пожарную охрану по телефону «01» и производит эвакуацию персонала, учащихся, согласно плану эвакуации. 2. Сообщает о пожаре директору.
3. Встречает подразделения пожарной охраны.
3 Охрана
1. Сообщает о пожаре директору, принимает действия по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
2. Сообщает ответственному за ПБ.
3. Встречает подразделения пожарной охраны.
4 Персонал При получении сигнала о пожаре производят эвакуацию учащихся, согласно планам эвакуации. Эвакуация производится по маршевым лестничным клетками эвакуационным выходам наружу. Затем в безопасное место.
5 Директор Проверяет наличие учащихся по спискам, персонал и по прибытию пожарных подразделений сообщает о наличии людей в здании.
3.3 Организация работ по спасению людей Предполагаемая численность лиц, находящихся работающих, находящихся) в объекте, сведения о местах нахождения и физическом состоянии людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения) [15]. Общее количество людей, которые могут находиться в здании более
300 человек. Количество учащихся в наибольшую смену – 260 человек. Количество персонала (включая преподавателей) – 90 человек. Основными местами сосредоточения людей в здании являются
1 этаж – столовая, кабинеты (классы, столярная мастерская
2 этаж – библиотека, кабинеты (классы, санузлы
3 этаж – кабинеты (классы, санузлы, комнаты
4 этаж – актовый зал, кабинеты (классы, спортзал Сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания первой помощи пострадавшим. Эвакуация возможна с этажей здания по двум лестничным клеткам, через один центральный выходи шесть запасных. Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути.
3.4 Расчет необходимого количества сил и средств
3.4.1 Вариант № 1 1) Исходные данные Вследствие короткого замыкания электропроводки токарного станка пожар возник в помещении столярной мастерской, расположенной на первом этаже здания. Размеры помещения 7х8х3 м. Площадь помещения 56 м
2
Интенсивность подачи огнетушащих веществ 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения 1,0 м/мин. Время обнаружения пожара (АПС имеется 5 мин. Расстояние до ПСЧ-4: 1 км.
2) Определяем время свободного развития пожара по формуле
  1   2   3   4

СВ
ДС
СБ
СЛ
БР
Т
Т
Т
Т
Т




,
(3.1) где
Т
ДС
– время свободного развития пожара до сообщения в пожарную охрану принимаем (принимают 8–12 мин, при наличии сигнализации – 5 мин
Т
СБ
– время сбора личного состава боевых расчетов
Т
БР
– время развертывания пожарных подразделений (принимается, 6–
8 мин

34
Т
СЛ
– время следования подразделений на пожар, рассчитываем по формуле
,
60
СЛ
СЛ
V
L
Т


(3.2) где
L – длина пути следования подразделения от пожарного депо до места пожара
V
СЛ
– средняя скорость движения пожарных автомобилей, (км/ч). При расчетах можно принимать на широких улицах с твердым покрытием 45 км/ч, а на сложных участках, при интенсивном движении и грунтовых дорогах
25 км/ч), V
СЛ
= 45 км/ч. Время следования пожарных машин
ПСЧ-4 3
,
1 45 1
60
мин
Т
СЛ



– принимаем 2 мин.
ПСЧ-2 8
45 6
60
мин
Т
СЛ



– принимаем 8 мин.
ПСЧ-1 19 45 14 60
мин
Т
СЛ



– принимаем 19 мин.
ПСЧ-3 8
,
18 45 4
,
14 60
мин
Т
СЛ



– принимаем 19 мин.
ПСЧ-11 22 45 16 60
мин
Т
СЛ



– принимаем 22 мин.
Т
СВ
= 5 + 1 + 2 + 6 = 14 мин.
3) Определяем пройденный путь огнем по формуле При развитии пожара более 10 мин ПЛ+ Л ∙ (СВ – 10).
(3.3) Исходные данные для расчёта: Л = 1,0 м/мин. Так как ширина помещения 7 метров, длина 8 метров, а путь, пройденный огнем на момент введения сил и средств первого подразделения 9 метров, пожар, возникший в помещении столярной мастерской, достигнет стен и будет ограничен по прямоугольной форме. П
= 0,5 ∙ 1,0 ∙ 10 + 1,0 ∙ (14 – 10) = 9 м.
4) Определяем площадь пожара по формуле

35 ПОЖАРА
= a ∙ n ∙ L,
(3.4) где n – количество направлений распространения пожара, a – ширина помещения. Так как геометрические размеры помещения 7x8 метров, к моменту введения первых стволов пожар ограничивается стенами помещения, его площадь составляет 56 м
2
S
ПОЖАРА
= 7 ∙ 1 ∙ 9 = 63 м 5) Определяем площадь тушения пожара по фронту согласно возможности введения стволов по формуле Т
= a ∙ n ∙ L,
(3.5) Т = 1 ∙ 7 ∙ 5 = 35 м 6) Определяем требуемый расход воды на тушение пожара по формуле
Q
ТУШ.ТР.
= П ∙ ТУШ,
(3.6) где
Q
ТУШ.ТР.
– требуемый расход воды на тушение пожара
ТУШ – интенсивность подачи воды на тушение (согласно справочнику
РТП принимаем ТУШ = 0,15 л/с ∙ м.
Q
ТУШ.ТР.
= 35 ∙ 0,15 = 5,25 л/с.
7) Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара по формуле
,
СТ
ТР
ТУШ
СТ
q
Q
N

(3.7) где СТ – производительность ствола Исходя из тактических особенностей – используем «РСК-50» (ЧРСК-50
= 3,5 л/с, табл. 16.8, Справочник РТП, Мг, ПожКнига).
5
,
1 5
,
3 25
,
5 50



РСК
СТ
N
– принимаем 2 ствола «РСК-50».
8) Определяем требуемый расход воды на защиту соседних помещений по формуле
,
ТР
ЗАЩ
ЗАЩ
ТР
ЗАЩ
I
S
Q


(3.8)
9) Определяем требуемый расход воды на тушение и защиту по формуле
I
ЗАЩ.ТР.
= 0,25 ∙ I
ТР.
= 0,25 ∙ 0,15 = 0,0375 л/с ∙ м,


36
Q
ЗАЩ.ТР.
= 56 ∙ 0,0375 = 2,1 л/с.
10) Определяем требуемое количество стволов на тушение и защиту
,
СТ
ТР
ЗАЩ
ЗАЩ
СТ
q
Q
N

(3.9)
74
,
0 5
,
3 1
,
2 50



РСК
ЗАЩ
СТ
N
11) Исходя из возможной обстановки на пожаре, конструктивных особенностей и планировки здания на тушение столярной мастерской принимаем 2 ствола «РСК-50», на защиту принимаем 1 ствол «РСК-50».
12) Определяем фактический расход воды на тушение и защиту
Q
ТР
= Q
ТУШ.ТР.
+ Q
ЗАЩ.ТР.
,
(3.10)
Q
ТР
= 5,25 + 2,1 = 7,35 л/с.
13) Определяем требуемое количество ПА, установленных на водоисточник:
N
СТ.ТР.
= N
СТ.ТУШ.
+ N
СТ.ЗАЩ.
,
(3.11)
N
СТ.ТР.
= 2 + 1 = 3, ф = 2 ∙ 3,5 + 1 ∙ 3,5 = 10,5 л/с.
50 50 50 50








РСК
СТ
РСК
ЗАЩ
СТ
РСК
СТ
РСК
ТУШ
СТ
Ф
q
N
q
N
Q
(3.12)
8
,
0
НАС
Ф
МАШ
Q
Q
N


(3.13)
,
26
,
0 40 5
,
10 8
,
0



МАШ
N
1
АЦ
N
МАШ

14) Проверяем обеспеченность объекта водой Наружное водоснабжение
ПГ-5-175 К, Разведчиков, 72, удаленность 120 м, расход 70 л/с, Подача стволов будет производиться от АЦ-40.
70 > 10,5. СЕТИ > Ф – объект обеспечен водой.
15) Определение предельного расстояния подачи огнетушащих средств
,
)
(
1 2
РМ
СТВ
М
РАЗВ
Н
ПРЕД
k
L
Q
S
Z
Z
Н
Н
L












(3.14)

37 где
Н
Н
– напор на насосе, который равен 90–100 м вод. ст
Н
РАЗВ.
– напору разветвления, который равен 40–50 м вод. ст М – наибольшая высота подъёма (+) или спуска (–) местности на предельном расстоянии, м
Z
СТВ
– наибольшая высота подъёма (+) или спуска (–) ствола от места установки разветвления или прилегающей местности на пожаре, м
S – сопротивление одного пожарного рукава
Q
– суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии, л/с;
L
1
– длина одного напорного рукавам k
РМ
– коэффициент рельефа местности.
8
,
336 2
,
1 20 5
,
10 015
,
0
)
3 0
50
(
90 2
м
L
ПРЕД













Полученное расчётным путём предельное расстояние ПРЕД > L.
16. Определение запаса огнетушащих веществ на нужды пожаротушения
,
3600 60
З
З
Ф
З
Р
Т
Ф
В
ОБЩ
Q
К
Q
Q









(3.15) где
В
ОБЩ
Q
– общий запас огнетушащих средства, л, м Р – расчетное время тушения пожара, мин. (принимается 10 мин. для тушения на земле
К
З
– коэффициент запаса З – время на которое рассчитан запас огнетушащего средства.
В
ОБЩ
Q
= 7 ∙ 60 ∙ 10 ∙ 5 + 3,5 ∙ 3600 ∙ 3 = 58800 л. Определяем необходимое количество личного состава по формуле
N
ЛС
= 3 ∙ N
ТУШ.ГДЗС
+ 3 ∙ N
ЗАЩ.ГДЗС
+ 3 ∙ N
ПРОВ.ГДЗС
+ 3 ∙ N
РЕЗ.ГДЗС
+ 2 ∙
∙ N
ТУШ.СТВ.РСК-50
+ 1 ∙ N
ЗАЩ.СТВ.РСК-50
+ 1 ∙ N
ПБ.
+ 1 ∙ АВТ + 1 ∙ Л + 1 ∙
∙ СВ + 1 ∙ N
РУК.ЛИН.
(3.16)
N
ЛС
= 3 ∙ 2 + 3 ∙ 1 + 3 ∙ 2 + 3 ∙ 1 + 2 ∙ 0 + 1 ∙ 0 + 1 ∙ 5 + 1 ∙ 1 + 1 ∙ 0 + 1 ∙ 1 + 1 ∙
∙ 1 = 26 человек.


38 Личного состава необходимо 5 звеньев ГДЗС, резервных звеньев – 1 шт,
5 – постов безопасности, 1 человек – контроль за рукавными линиями, 1 человек – водитель для контроля за работой АЦ, 1 человек связной на штаб.
18. Определяем требуемое количество основных пожарных подразделений по формуле
4
ЛС
ОТД
N
N

(3.17)
5
,
6 ОТД) Вывод о достаточности сил и средств Учитывая, что для тушения возможного пожара дополнительно требуются звенья ГДЗС для выполнения спасательных работ с этажей, размеры здания, большое количество людей, РТП целесообразно установить ранга пожара № 1. Схема расстановки сил и средств представлена в приложении Г (Рисунок Г. К тушению пожара привлечь 7 отделений на основных пожарных автомобилях, а также комплектовать резервные звенья ГДЗС из числа начальствующего состава отряда, для организации спасательных работ и проверки помещений.
3.4.2 Вариант № 2 1) Исходные данные Вследствие короткого замыкания электропроводки пожар возник в помещении библиотеки, расположенного на втором этаже здания. Размеры помещения 6х8х3 м. Площадь помещениям. Интенсивность подачи огнетушащих веществ 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения 1,0 м/мин. Время обнаружения пожара (АПС имеется 5 мин.

39 Расстояние до ПСЧ-4: 1 км.
2) Определяем время свободного развития пожара по формуле 3.1. Оно составит Т
СВ
= 14 минут.
3) Определяем пройденный путь огнем по формуле 3.3: При развитии пожара более 10 мин П = 0,5 ∙ 1,0 ∙ 10 + 1,0 ∙ (14 – 10) = 9 м. Исходные данные для расчёта: Так как ширина помещения 6 метров, длина 8 метров, а путь, пройденный огнем на момент введения сил и средств первого подразделения 9 метров, пожар, возникший в помещении библиотеки, достигнет стен и будет ограничен по прямоугольной форме.
4) Определяем площадь пожара по формуле 3.4. Так как геометрические размеры помещения 6x8 метров, к моменту введения первых стволов пожар ограничивается стенами помещения, его площадь составляет 48 м
2
S
ПОЖАРА
= 6 ∙ 1 ∙ 9 = 54 м 5) Определяем площадь тушения пожара по фронту согласно возможности введения стволов по формуле 3.5. Т = 1 ∙ 7 ∙ 5 = 35 м 6) Определяем требуемый расход воды на тушение пожара по формуле
3.6.
Q
ТУШ.ТР.
= 30 ∙ 0,15 = 4,5 л/с.
7) Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара по формуле 3.7.
,
28
,
1 5
,
3 5
,
4 50



РСК
СТ
N
принимаем 2 ствола «РСК-50».
8) Определяем требуемый расход воды на защиту соседних помещений по формулам 3.8–3.9.
I
ЗАЩ.ТР.
= 0,25 ∙ 0,15 = 0,0375 л/с ∙ м,
Q
ЗАЩ.ТР.
= 48 ∙ 0,0375 = 1,8 л/с.
58
,
0 5
,
3 8
,
1 50



РСК
ЗАЩ
СТ
N
, принимаем 1 ствол «РСК-50».


40 9) Определяем требуемый расход воды на тушение и защиту по формуле
3.10.
Q
ТР
= 4,5 + 1,8 = 6,3 л/с.
10) Определяем требуемое количество стволов на тушение и защиту по формуле 3.11.
N
СТ.ТР.
= 2 + 1 = 3.
11) Исходя из возможной обстановки на пожаре, конструктивных особенностей и планировки здания на тушение библиотеки принимаем 1 ствол
«РСК-50», на защиту принимаем 2 ствола «РСК-50».
12) Определяем фактический расход воды на тушение и защиту по формуле 3.12. Ф = 2 ∙ 3,5 + 1 ∙ 3,5 = 10,5 л/с.
13) Определяем требуемое количество ПА, установленных на водоисточник по формуле 3.13.
,
26
,
0 40 5
,
10 8
,
0



МАШ
N
N
МАШ.
= 1АЦ.
14) Проверяем обеспеченность объекта водой Наружное водоснабжение
ПГ-5-175 К, ул. Разведчиков, 72, удаленность 120 м, расход 70 л/с, Подача стволов будет производиться от АЦ-40.
70 > 10,5. СЕТИ > Ф) Определение предельного расстояния подачи огнетушащих средств по формуле 3.14.
8
,
336 2
,
1 20 5
,
10 015
,
0
)
3 0
50
(
90 2
м
L
ПРЕД











Полученное расчётным путём предельное расстояние ПРЕД > L.
16) Определение запаса огнетушащих веществ на нужды пожаротушения по формуле 3.15.

41 58800 3
3600 5
,
3 5
10 60 7
л
Q
В
ОБЩ








17) Определяем необходимое количество личного состава по формуле
3.16. Личного состава необходимо 5 звеньев ГДЗС, резервных звеньев – 1 шт,
5 – постов безопасности, 1 человек – контроль за рукавными линиями,
1 человек – водитель для контроля за работой АЦ, 1 человек связной на штаб.
N
ЛС
= 3 ∙ 2 + 3 ∙ 1 + 3 ∙ 2 + 3 ∙ 1 + 2 ∙ 0 + 1 ∙ 0 + 1 ∙ 5 + 1 ∙ 1 + 1 ∙ 0 + 1 ∙ 1 + 1
∙ ∙ 1 = 26 человек.
18) Определяем требуемое количество основных пожарных подразделений по формуле 3.17. ОТД.
= 26 / 4 = 6,5, принимаем 7 отделений) Вывод о достаточности сил и средств Учитывая, что для тушения возможного пожара дополнительно требуются звенья ГДЗС для выполнения спасательных работ с этажей, размеры здания, большое количество людей, РТП целесообразно установить ранга пожара № 1. Схема расстановки сил и средств представлена в приложении Г (Рисунок Г. К тушению пожара привлечь 7 отделений на основных пожарных автомобилях, а также комплектовать резервные звенья ГДЗС из числа начальствующего состава отряда, для организации спасательных работ и проверки помещений.
3.5 Организация тушения пожара при различных вариантах его развития
3.5.1 Вариант № 1 По прибытии ПСЧ-4 (второе отделение) АЦ установить на пожарный гидрант 5-175 с северо-восточной стороны в 120 мот объекта, проложить магистральную линию к центральному входу. Звеном ГДЗС провести проверку