Файл: Учебное пособие в двух частях Часть Основы теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 941

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, степени их опасности и возможных по-следствий;

– разработка ПЛАС и внесение в инструкции по охране труда (ОТ) описания порядка действий персонала при возникновении возможных аварийных ситуаций;

– подготовка эксплуатирующего и обслуживающего персонала, нештатных формирований к локализации и ликвидации возникших аварийных ситуаций и их последствий;

– проведение тренировок обслуживающего персонала и нештатных формирований по выполнению ПЛАС, учений по ГО и чрезвычайным ситуациям (ЧС);

– проверка и корректировка ПЛАС;

– проверка работы аварийной сигнализации и аварийного отключения оборудования;

– проведение анализа подготовленности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий;

– разработка мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшению ущерба здоровью людей от их последствий.

11.3.4. Анализ произошедших аварий

При анализе произошедших аварий выполняются следующие действия:

– документальное фиксирование факта аварий и их последствий;

– классификация аварий;

– оценка риска возможного повторения подобной аварии;

– разработка корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;

– ознакомление персонала с внесенными изменениями;

– составление отчетов о проведенном анализе аварий и несчастных случаев.
11.3.5. Предупреждение, локализация, ликвидация и учет
аварийных ситуаций и аварий


Предполагается в организации создать координационный орган системы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций и аварий в форме комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Как рабочий орган КЧС, штаб КЧС обеспечивает планирование, техническое сопровождение работы КЧС, контроль выполнения принятых КЧС ре­шений.

Положение о КЧС разрабатывается в соответствии с руководящими документами вышестоящих органов ГО и ЧС, согласовывается с городским органом управления по ГО и ЧС и утверждается руководителем организации.
Приказ о составе КЧС подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС), а утверждает руководитель организации.

Основными задачами КЧС являются:

– разработка и реализация мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных объектов, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении аварийных ситуаций;

– организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения,
поддержание их в состоянии постоянной готовности;

– обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации к действиям при аварийных ситуациях;

– руководство ликвидацией аварийных ситуаций и эвакуацией работников организации;

– создание производственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций;

– обеспечение подготовки руководящего состава, а также работников организации к действиям в аварийных ситуациях.

С целью локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий приказом руководителя организации на базе существующих подразделений создаются нештатные формирования. Проект приказа о нештатных формированиях подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) и утверждает руководитель организации.

Состав и оснащение нештатных формирований устанавливаются штабом ГО организации применительно к структуре, рекомендуемой территориальным управлением МЧС РБ, и утверждаются приказом руководителя организации.

По возможным аварийным ситуациям в организации проводится оценка потенциального риска от объекта, оборудования, технологического процесса и степени их воздействия на работающий персонал.

Оценка риска зависит от степени опасности объектов, оборудования, технологических процессов, а также последствий аварий и их воздействий на обслуживающий персонал, население и т. д.

В каждом подразделении организации составляется список возможных аварийных ситуаций.

Решением КЧС организации, зафиксированным в протоколе заседания, возможные аварийные ситуации вносятся в Перечень потенциальных аварийных ситуаций организации.

Перечень составляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в одном экземпляре. Этот документ находится в КЧС и актуализируется по результатам предыдущего периода работы организации 2 раза в год.

На основании анализа потенциального риска и в соответствии с Перечнем потенциальных аварийных ситуаций в организации разрабатываются и утверждаются планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

Реагирование на аварийные ситуации осуществляется в соответствии с разработанными ПЛАС.

Руководство работами по локализации и ликвидации аварийных ситуаций осуществляется в зависимости от уровня развития аварии ответственным руководителем подразделения или организации либо председателем КЧС.



Действия в случае аварии. В случае аварии на опасном производственном объекте начальник штаба ГО и ЧС организации:

– незамедлительно сообщает об этом по установленной форме вышестоящей организации, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы МЧС, другие министерства, если это необходимо, а также КЧС при кабинете министров;

– при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей;

– осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

– принимает меры по защите окружающей среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

– представляет комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

При других авариях (например, разрушении зданий и сооружений, при перевозке опасных грузов, на электрических, теплоиспользующих установках) действия должностных лиц организации аналогичны.

Действия после ликвидации аварии. Для безопасного возобновления производства после ликвидации аварии:

– обследуются здания, оборудование, трубопроводы, вентиляция, электропроводки с целью установления полного соответствия их требованиям производства и безопасности;

– последовательно проводится включение электроэнергии, подача газа, пара и другие мероприятия по безопасному пуску производства после ликвидации аварии;

– оформляется установленная документация и разрешение на запуск производства.

Техническое расследование причин аварий и инцидентов, их учет и анализ аварийных ситуаций, произошедших на опасном производственном объекте, проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя.


Учет аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, осуществляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС)
в журнале учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, и журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах.

Результаты анализа причин аварий и инцидентов оформляются актом
в произвольной форме.

11.3.6. Техническое обеспечение аварийной подготовленности
и реагирования


Для обеспечения аварийной подготовленности и реагирования в организации имеется следующее аварийное оснащение:

– системы аварийной сигнализации;

– аварийное освещение и источники аварийного энергоснабжения;

– средства эвакуации;

– защитные сооружения;

– аварийные запорные клапаны, переключатели и автоматические выключатели;

– пожарное оборудование;

– средства для оказания первой помощи (включая специальные душевые, пункты для промывания глаз и др.);

– средства связи.

Работоспособность аварийного оснащения проверяется через установленные промежутки времени по графику в зависимости от вида аварийного оснащения лицами, назначаемыми приказом руководителя организации, либо сторонними организациями, имеющими соответствующие разрешения.

Результаты испытаний оформляются в виде протоколов.

 

Контрольные вопросы

  1. Обоснуйте экономическую эффективность мероприятий по повышению надёжности.

  2. К чему приводит недостаточно высокий уровень надёжности?

  3. Основные этапы программы обеспечения надежности.

  4. От чего зависит успешное выполнение программы обеспечения надежности?

  5. Что является независимым подтверждением стабильного уровня надежности на предприятии?

  6. Дайте определение термина «план обеспечения общей надежности».

  7. Что понимается под аварийной подготовленностью и реагировнием?

  8. Цель мероприятий по обеспечению аварийной подготовленности.

  9. Задачи организации по обеспечению аварийной подготовленности.

  10. Действия по обеспечению аварийной подготовленности.

  11. Действия при анализе произошедших аварий.

  12. Действия в случае аварии и при ее ликвидации.

  13. Техническое обеспечение аварийной подготовленности и реагирования.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание первой части учебного пособия соответствует образовательному стандарту по дисциплине «Надежность технических систем и техногенный риск» для направления «Безопасность жизнедеятельности». С целью ограничения объема пособия материалы ряда глав даны в сокращенном виде. С другой стороны, более подробно рассматриваются отдельные вопросы, например, в восьмой главе.


О перспективах развития учебной дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» можно сказать следующее. В государственных стандартах отражена взаимосвязь понятий надежности и риска. Определены цели анализа риска на различных стадиях жизненного цикла опасных систем, оборудования или изделий. Намечены этапы, по которым должен осуществляться анализ риска. Сформулированы требования к персоналу, проводящему анализ риска, его квалификации и т. д. При этом содержатся очень краткие описания методов, используемых в процессе анализа рисков.

В то же время одним из важнейших требований к уровню подготовки специалистов является свободное владение данными методами.

В настоящем учебном пособии сделана попытка разработки методов анализа риска, более пристальное внимание уделено анализу «дерева неисправностей».

В соответствии со сказанным выше, задача развития дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» может быть сформулирована следующим образом. Необходимо разработать учебные пособия, детально описывающие остальные методы анализа риска, в том числе основные и дополнительные, из числа определенных стандартами.

К сожалению, некоторые стандарты России имеют статус «отменен». Несмотря на это, приведенные в них методики расчета надежности и риска, используемые также в других странах, например западноевропейских, востребованы и постоянно развиваются. В частности, произошедшие на японских АЭС катастрофические события неизбежно вызовут изменение подходов к методам обеспечения безопасности подобных технических объектов.

Для самостоятельного изучения дисциплины можно предложить учебник для вузов В. А. Острейковского [53], а также учебник Л. Н. Александровской с соавторами [22].

Относительно перспектив развития теории надежности можно напомнить слова академика В. В. Гнеденко из предисловия ко второму тому справочника «Надежность и эффективность в технике»: «Развиваться же ей (теории надежности. – примеч. авт.) предстоит столько времени, сколько будет существовать промышленность и массовое производство».

Библиографический список

1. О безопасности гидротехнических сооружений: федер. закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 29 июля.

2. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 30 июля.