ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 857
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, степени их опасности и возможных по-следствий;
– разработка ПЛАС и внесение в инструкции по охране труда (ОТ) описания порядка действий персонала при возникновении возможных аварийных ситуаций;
– подготовка эксплуатирующего и обслуживающего персонала, нештатных формирований к локализации и ликвидации возникших аварийных ситуаций и их последствий;
– проведение тренировок обслуживающего персонала и нештатных формирований по выполнению ПЛАС, учений по ГО и чрезвычайным ситуациям (ЧС);
– проверка и корректировка ПЛАС;
– проверка работы аварийной сигнализации и аварийного отключения оборудования;
– проведение анализа подготовленности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий;
– разработка мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшению ущерба здоровью людей от их последствий.
11.3.4. Анализ произошедших аварий
При анализе произошедших аварий выполняются следующие действия:
– документальное фиксирование факта аварий и их последствий;
– классификация аварий;
– оценка риска возможного повторения подобной аварии;
– разработка корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;
– ознакомление персонала с внесенными изменениями;
– составление отчетов о проведенном анализе аварий и несчастных случаев.
11.3.5. Предупреждение, локализация, ликвидация и учет
аварийных ситуаций и аварий
Предполагается в организации создать координационный орган системы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций и аварий в форме комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).
Как рабочий орган КЧС, штаб КЧС обеспечивает планирование, техническое сопровождение работы КЧС, контроль выполнения принятых КЧС решений.
Положение о КЧС разрабатывается в соответствии с руководящими документами вышестоящих органов ГО и ЧС, согласовывается с городским органом управления по ГО и ЧС и утверждается руководителем организации.
Приказ о составе КЧС подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС), а утверждает руководитель организации.
Основными задачами КЧС являются:
– разработка и реализация мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных объектов, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении аварийных ситуаций;
– организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения,
поддержание их в состоянии постоянной готовности;
– обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации к действиям при аварийных ситуациях;
– руководство ликвидацией аварийных ситуаций и эвакуацией работников организации;
– создание производственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций;
– обеспечение подготовки руководящего состава, а также работников организации к действиям в аварийных ситуациях.
С целью локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий приказом руководителя организации на базе существующих подразделений создаются нештатные формирования. Проект приказа о нештатных формированиях подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) и утверждает руководитель организации.
Состав и оснащение нештатных формирований устанавливаются штабом ГО организации применительно к структуре, рекомендуемой территориальным управлением МЧС РБ, и утверждаются приказом руководителя организации.
По возможным аварийным ситуациям в организации проводится оценка потенциального риска от объекта, оборудования, технологического процесса и степени их воздействия на работающий персонал.
Оценка риска зависит от степени опасности объектов, оборудования, технологических процессов, а также последствий аварий и их воздействий на обслуживающий персонал, население и т. д.
В каждом подразделении организации составляется список возможных аварийных ситуаций.
Решением КЧС организации, зафиксированным в протоколе заседания, возможные аварийные ситуации вносятся в Перечень потенциальных аварийных ситуаций организации.
Перечень составляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в одном экземпляре. Этот документ находится в КЧС и актуализируется по результатам предыдущего периода работы организации 2 раза в год.
На основании анализа потенциального риска и в соответствии с Перечнем потенциальных аварийных ситуаций в организации разрабатываются и утверждаются планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).
Реагирование на аварийные ситуации осуществляется в соответствии с разработанными ПЛАС.
Руководство работами по локализации и ликвидации аварийных ситуаций осуществляется в зависимости от уровня развития аварии ответственным руководителем подразделения или организации либо председателем КЧС.
Действия в случае аварии. В случае аварии на опасном производственном объекте начальник штаба ГО и ЧС организации:
– незамедлительно сообщает об этом по установленной форме вышестоящей организации, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы МЧС, другие министерства, если это необходимо, а также КЧС при кабинете министров;
– при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей;
– осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
– принимает меры по защите окружающей среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
– представляет комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
При других авариях (например, разрушении зданий и сооружений, при перевозке опасных грузов, на электрических, теплоиспользующих установках) действия должностных лиц организации аналогичны.
Действия после ликвидации аварии. Для безопасного возобновления производства после ликвидации аварии:
– обследуются здания, оборудование, трубопроводы, вентиляция, электропроводки с целью установления полного соответствия их требованиям производства и безопасности;
– последовательно проводится включение электроэнергии, подача газа, пара и другие мероприятия по безопасному пуску производства после ликвидации аварии;
– оформляется установленная документация и разрешение на запуск производства.
Техническое расследование причин аварий и инцидентов, их учет и анализ аварийных ситуаций, произошедших на опасном производственном объекте, проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя.
Учет аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, осуществляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС)
в журнале учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, и журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах.
Результаты анализа причин аварий и инцидентов оформляются актом
в произвольной форме.
11.3.6. Техническое обеспечение аварийной подготовленности
и реагирования
Для обеспечения аварийной подготовленности и реагирования в организации имеется следующее аварийное оснащение:
– системы аварийной сигнализации;
– аварийное освещение и источники аварийного энергоснабжения;
– средства эвакуации;
– защитные сооружения;
– аварийные запорные клапаны, переключатели и автоматические выключатели;
– пожарное оборудование;
– средства для оказания первой помощи (включая специальные душевые, пункты для промывания глаз и др.);
– средства связи.
Работоспособность аварийного оснащения проверяется через установленные промежутки времени по графику в зависимости от вида аварийного оснащения лицами, назначаемыми приказом руководителя организации, либо сторонними организациями, имеющими соответствующие разрешения.
Результаты испытаний оформляются в виде протоколов.
Контрольные вопросы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание первой части учебного пособия соответствует образовательному стандарту по дисциплине «Надежность технических систем и техногенный риск» для направления «Безопасность жизнедеятельности». С целью ограничения объема пособия материалы ряда глав даны в сокращенном виде. С другой стороны, более подробно рассматриваются отдельные вопросы, например, в восьмой главе.
О перспективах развития учебной дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» можно сказать следующее. В государственных стандартах отражена взаимосвязь понятий надежности и риска. Определены цели анализа риска на различных стадиях жизненного цикла опасных систем, оборудования или изделий. Намечены этапы, по которым должен осуществляться анализ риска. Сформулированы требования к персоналу, проводящему анализ риска, его квалификации и т. д. При этом содержатся очень краткие описания методов, используемых в процессе анализа рисков.
В то же время одним из важнейших требований к уровню подготовки специалистов является свободное владение данными методами.
В настоящем учебном пособии сделана попытка разработки методов анализа риска, более пристальное внимание уделено анализу «дерева неисправностей».
В соответствии со сказанным выше, задача развития дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» может быть сформулирована следующим образом. Необходимо разработать учебные пособия, детально описывающие остальные методы анализа риска, в том числе основные и дополнительные, из числа определенных стандартами.
К сожалению, некоторые стандарты России имеют статус «отменен». Несмотря на это, приведенные в них методики расчета надежности и риска, используемые также в других странах, например западноевропейских, востребованы и постоянно развиваются. В частности, произошедшие на японских АЭС катастрофические события неизбежно вызовут изменение подходов к методам обеспечения безопасности подобных технических объектов.
Для самостоятельного изучения дисциплины можно предложить учебник для вузов В. А. Острейковского [53], а также учебник Л. Н. Александровской с соавторами [22].
Относительно перспектив развития теории надежности можно напомнить слова академика В. В. Гнеденко из предисловия ко второму тому справочника «Надежность и эффективность в технике»: «Развиваться же ей (теории надежности. – примеч. авт.) предстоит столько времени, сколько будет существовать промышленность и массовое производство».
Библиографический список
1. О безопасности гидротехнических сооружений: федер. закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 29 июля.
2. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 30 июля.
– разработка ПЛАС и внесение в инструкции по охране труда (ОТ) описания порядка действий персонала при возникновении возможных аварийных ситуаций;
– подготовка эксплуатирующего и обслуживающего персонала, нештатных формирований к локализации и ликвидации возникших аварийных ситуаций и их последствий;
– проведение тренировок обслуживающего персонала и нештатных формирований по выполнению ПЛАС, учений по ГО и чрезвычайным ситуациям (ЧС);
– проверка и корректировка ПЛАС;
– проверка работы аварийной сигнализации и аварийного отключения оборудования;
– проведение анализа подготовленности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий;
– разработка мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшению ущерба здоровью людей от их последствий.
11.3.4. Анализ произошедших аварий
При анализе произошедших аварий выполняются следующие действия:
– документальное фиксирование факта аварий и их последствий;
– классификация аварий;
– оценка риска возможного повторения подобной аварии;
– разработка корректирующих мероприятий по предотвращению возможного повторения подобных аварий;
– ознакомление персонала с внесенными изменениями;
– составление отчетов о проведенном анализе аварий и несчастных случаев.
11.3.5. Предупреждение, локализация, ликвидация и учет
аварийных ситуаций и аварий
Предполагается в организации создать координационный орган системы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций и аварий в форме комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).
Как рабочий орган КЧС, штаб КЧС обеспечивает планирование, техническое сопровождение работы КЧС, контроль выполнения принятых КЧС решений.
Положение о КЧС разрабатывается в соответствии с руководящими документами вышестоящих органов ГО и ЧС, согласовывается с городским органом управления по ГО и ЧС и утверждается руководителем организации.
Приказ о составе КЧС подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС), а утверждает руководитель организации.
Основными задачами КЧС являются:
– разработка и реализация мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных объектов, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении аварийных ситуаций;
– организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения,
поддержание их в состоянии постоянной готовности;
– обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации к действиям при аварийных ситуациях;
– руководство ликвидацией аварийных ситуаций и эвакуацией работников организации;
– создание производственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций;
– обеспечение подготовки руководящего состава, а также работников организации к действиям в аварийных ситуациях.
С целью локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий приказом руководителя организации на базе существующих подразделений создаются нештатные формирования. Проект приказа о нештатных формированиях подготавливает начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) и утверждает руководитель организации.
Состав и оснащение нештатных формирований устанавливаются штабом ГО организации применительно к структуре, рекомендуемой территориальным управлением МЧС РБ, и утверждаются приказом руководителя организации.
По возможным аварийным ситуациям в организации проводится оценка потенциального риска от объекта, оборудования, технологического процесса и степени их воздействия на работающий персонал.
Оценка риска зависит от степени опасности объектов, оборудования, технологических процессов, а также последствий аварий и их воздействий на обслуживающий персонал, население и т. д.
В каждом подразделении организации составляется список возможных аварийных ситуаций.
Решением КЧС организации, зафиксированным в протоколе заседания, возможные аварийные ситуации вносятся в Перечень потенциальных аварийных ситуаций организации.
Перечень составляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС) в одном экземпляре. Этот документ находится в КЧС и актуализируется по результатам предыдущего периода работы организации 2 раза в год.
На основании анализа потенциального риска и в соответствии с Перечнем потенциальных аварийных ситуаций в организации разрабатываются и утверждаются планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).
Реагирование на аварийные ситуации осуществляется в соответствии с разработанными ПЛАС.
Руководство работами по локализации и ликвидации аварийных ситуаций осуществляется в зависимости от уровня развития аварии ответственным руководителем подразделения или организации либо председателем КЧС.
Действия в случае аварии. В случае аварии на опасном производственном объекте начальник штаба ГО и ЧС организации:
– незамедлительно сообщает об этом по установленной форме вышестоящей организации, а при авариях, сопровождающихся выбросами, розливами опасных веществ, взрывами, дополнительно сообщает в территориальные органы МЧС, другие министерства, если это необходимо, а также КЧС при кабинете министров;
– при групповых несчастных случаях и (или) несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом, происшедших в результате аварии, незамедлительно сообщает об этом также другим органам и организациям согласно Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– сохраняет неизменным место аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии, сохранению жизни и здоровья людей;
– осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
– принимает меры по защите окружающей среды, жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
– представляет комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
При других авариях (например, разрушении зданий и сооружений, при перевозке опасных грузов, на электрических, теплоиспользующих установках) действия должностных лиц организации аналогичны.
Действия после ликвидации аварии. Для безопасного возобновления производства после ликвидации аварии:
– обследуются здания, оборудование, трубопроводы, вентиляция, электропроводки с целью установления полного соответствия их требованиям производства и безопасности;
– последовательно проводится включение электроэнергии, подача газа, пара и другие мероприятия по безопасному пуску производства после ликвидации аварии;
– оформляется установленная документация и разрешение на запуск производства.
Техническое расследование причин аварий и инцидентов, их учет и анализ аварийных ситуаций, произошедших на опасном производственном объекте, проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя.
Учет аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, осуществляет начальник штаба ГО и ЧС (инженер по ГО и ЧС)
в журнале учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, и журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах.
Результаты анализа причин аварий и инцидентов оформляются актом
в произвольной форме.
11.3.6. Техническое обеспечение аварийной подготовленности
и реагирования
Для обеспечения аварийной подготовленности и реагирования в организации имеется следующее аварийное оснащение:
– системы аварийной сигнализации;
– аварийное освещение и источники аварийного энергоснабжения;
– средства эвакуации;
– защитные сооружения;
– аварийные запорные клапаны, переключатели и автоматические выключатели;
– пожарное оборудование;
– средства для оказания первой помощи (включая специальные душевые, пункты для промывания глаз и др.);
– средства связи.
Работоспособность аварийного оснащения проверяется через установленные промежутки времени по графику в зависимости от вида аварийного оснащения лицами, назначаемыми приказом руководителя организации, либо сторонними организациями, имеющими соответствующие разрешения.
Результаты испытаний оформляются в виде протоколов.
Контрольные вопросы
-
Обоснуйте экономическую эффективность мероприятий по повышению надёжности. -
К чему приводит недостаточно высокий уровень надёжности? -
Основные этапы программы обеспечения надежности. -
От чего зависит успешное выполнение программы обеспечения надежности? -
Что является независимым подтверждением стабильного уровня надежности на предприятии? -
Дайте определение термина «план обеспечения общей надежности». -
Что понимается под аварийной подготовленностью и реагировнием? -
Цель мероприятий по обеспечению аварийной подготовленности. -
Задачи организации по обеспечению аварийной подготовленности. -
Действия по обеспечению аварийной подготовленности. -
Действия при анализе произошедших аварий. -
Действия в случае аварии и при ее ликвидации. -
Техническое обеспечение аварийной подготовленности и реагирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание первой части учебного пособия соответствует образовательному стандарту по дисциплине «Надежность технических систем и техногенный риск» для направления «Безопасность жизнедеятельности». С целью ограничения объема пособия материалы ряда глав даны в сокращенном виде. С другой стороны, более подробно рассматриваются отдельные вопросы, например, в восьмой главе.
О перспективах развития учебной дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» можно сказать следующее. В государственных стандартах отражена взаимосвязь понятий надежности и риска. Определены цели анализа риска на различных стадиях жизненного цикла опасных систем, оборудования или изделий. Намечены этапы, по которым должен осуществляться анализ риска. Сформулированы требования к персоналу, проводящему анализ риска, его квалификации и т. д. При этом содержатся очень краткие описания методов, используемых в процессе анализа рисков.
В то же время одним из важнейших требований к уровню подготовки специалистов является свободное владение данными методами.
В настоящем учебном пособии сделана попытка разработки методов анализа риска, более пристальное внимание уделено анализу «дерева неисправностей».
В соответствии со сказанным выше, задача развития дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» может быть сформулирована следующим образом. Необходимо разработать учебные пособия, детально описывающие остальные методы анализа риска, в том числе основные и дополнительные, из числа определенных стандартами.
К сожалению, некоторые стандарты России имеют статус «отменен». Несмотря на это, приведенные в них методики расчета надежности и риска, используемые также в других странах, например западноевропейских, востребованы и постоянно развиваются. В частности, произошедшие на японских АЭС катастрофические события неизбежно вызовут изменение подходов к методам обеспечения безопасности подобных технических объектов.
Для самостоятельного изучения дисциплины можно предложить учебник для вузов В. А. Острейковского [53], а также учебник Л. Н. Александровской с соавторами [22].
Относительно перспектив развития теории надежности можно напомнить слова академика В. В. Гнеденко из предисловия ко второму тому справочника «Надежность и эффективность в технике»: «Развиваться же ей (теории надежности. – примеч. авт.) предстоит столько времени, сколько будет существовать промышленность и массовое производство».
Библиографический список
1. О безопасности гидротехнических сооружений: федер. закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 29 июля.
2. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ // Рос. газ. – 1997. – 30 июля.