Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогпсихолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710).rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Педагог-психолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710)
Дисциплина: Методы активного психологического обучения
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности различных направлений социально-психологического обучения
Выполнил:
слушатель Солосина Оксана Анатольевна
Преподаватель:
Чеснюк Ирина Васильевна
г. Москва – 2023
Задание 1. Представьте, что Вам нужно провести 5-дневный обучающий тренинг для учащихся 10-11 классов на одну из тем: «Повышение коммуникативной компетенции», «Повышение уверенности в себе», «Повышение лидерских способностей».
1.1. Составьте алгоритм действий ведущего при разработке программы (сценария) тренинга:
Шаг 1 - Предтренинговая диагностика потребности в обучении.
Существует несколько вариантов провести диагностику потребности в обучении:
-
интервью со школьниками; -
анкетирование и сбор ожиданий от участников тренинга; -
тестирование уровня знаний; -
наблюдение на рабочем месте
Проведение качественной диагностики обеспечит максимальное попадание в потребности и ожидания группы.
Шаг 2 - Формулирование целей тренинга
Когда проведена предтренинговая диагностика, и мы имеем чёткое представление о запросе и ожиданиях участников, самое время сформулировать цели обучения. Цели интерактивного обучающего курса, т.е. тренинга могут касаться трёх областей:
-
изменение уровня знаний участников тренинга; -
изменения уровня владения навыками; -
работа с ограничивающими установками и убеждениями.
Шаг 3 - Название тематических блоков тренинга
Когда определились с темой тренинга и сформулировали цели обучения направленные на изменения уровня знаний, уровня развития навыков и изменения установок, задаем вопрос: какие тематические блоки стоит включить в тренинг? Каким должно быть содержание, чтобы в результате обучения цели были достигнуты.
Шаг 4 - Формулирование результатов
После того как у нас появились названия тематических блоков, сформулируем результат для участников по каждому блоку. Для это используем глаголы, например:
-
сформируют; -
осознают разницу; -
осознают преимущества; -
сформулируют; -
получат опыт; -
узнают; -
изучат; -
отработают на практике и т.д.
1.2. Разработайте и оформите программу (сценарий) тренинга, включающую: титульный лист, пояснительную записку (актуальность, цели, задачи, форма и методы работы, продолжительность, ожидаемый результат, структура тренинга, структура одного занятия), тематический план, описание упражнений, используемая литература.
5-дневный обучающий тренинг для учащихся 10-11 классов
«Повышение лидерских способностей».
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Подростковый возрастной период является очень благоприятным временем для работы с уверенностью, осознанием своих собственных возможностей и развитием навыка ставить перед собой значимые цели и добиваться их достижения. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью подростков в этот период к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Продолжительность.
Программа тренинга рассчитана на 1 предварительную встречу (для определения направления работы) и 5 встреч по 2 – 2,5 часа каждая.
Ожидаемый результат.
Участники тренинга будут осознанно понимать качества, необходимые эффективному лидеру, научатся отрабатывать эти качества у себя лично, приобретут навыки отработки умения продуктивно действовать и принимать эффективные решения в ситуациях, требующих проявления лидерских качеств, потренируются в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.
Структура тренинга.
День 1
Тема: “Что значить быть лидером ”.
Цель – Определить лидерские качества и показать, что умению быть компетентным лидером, (человеком, который способен влиять на окружающих, с тем чтобы эффективно добиваться поставленных) целей можно обучиться.
Задачи:
Знакомство с группой.
Самоидентификация участников тренинга .
- потренировать способности к выявлению Я-концепции - реальной самоидентификации лидера;
- развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;
- тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;
- способствовать тренировке умения излагать материал внятно и ярко.
Описание упражнений:
Визитная карточка
День 2
Тема: “Я среди других”.
Цель – освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.
Задачи:
- создать комфортный климат для свободного выражения чувств
- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тренинга;
- помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
-поупражняться в способности убеждать - навыке, необходимом для лидера
-развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.
Описание упражнений:
Матрешка
Реклама
День 3
Тема: “Мы очень разные и этим интересны друг другу”.
Цель – потренироваться в умении слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию;
Задачи:
- закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические возможности;
- потренироваться в "отзеркаливании" собеседника, пристройке.
- дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
- обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;
- поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;
- изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.
Описание упражнений:
С чужого голоса
Круг и я
День 4
Тема: “ Стили лидерства.”
Цель – познакомить с различными стилями руководства.
Задачи:
- изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;
- изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;
- развить умение и готовность принимать ответственность на себя;
- отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности
-освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
- попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;
- продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности
Описание упражнений:
Без командира.
Харизматическая личность.
День 5
Тема: “ Лидер как эффективный коммуникатор”.
Цель – дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера.
Задачи:
-эффективно тренировать взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быстроте реакций;
- развить умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности;
- научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.
Описание упражнений:
Два на два, или новый Юлий Цезарь.
Ведущий дискуссии.
Структура одного занятия
День 5 Тема: “ Лидер как эффективный коммуникатор”.
Два на два, или новый Юлий Цезарь.
Ресурсы:
Упражнение требует по-настоящему большой и свободной от мебели комнаты, двух стульев, флип-чарта и маркера для записи результатов каждого раунда.
Время: в зависимости от количества участников. Каждая четверка игроков находится в игре 10 минут.
Ход упражнения
Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замечательные качества знатного римлянина.
В каждом раунде игры будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей.
(Количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание.)
Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.
Правила игры. В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате... Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.
Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они - самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными "Да!","Нет!", "Не знаю!" Использование каждого запрещенного ответа приносит штрафное очко.
Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.
Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы. Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона -того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.
Завершение: обсуждение упражнения.
- Какие действия было сложнее выполнять — повторять движения партнера или отвечать на вопрос?
- Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?
- Что вы вынесли для себя из игры? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?
Ведущий дискуссии
Не победить, а убедить - вот что достойно славы.
В. Гюго
Задачи:
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;