Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогпсихолог с дополнительной специализацией в области детской психологии (710).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности; - совершенствовать лидерские умения управлять группой;

- поупражняться в риторике - науке убеждать.

Ресурсы: флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник", "Философ", "Дипломат", "Альтернативный лидер", "Равнодушный".

Время: от получаса до часа.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией - особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

- быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;

- владеть аудиторией, вниманием слушателей;

- ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

- четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Сначала группе раздаются записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написанного, каждый из участников тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. Затем определяется тема, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.

Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки класса, расстановки стульев; для того чтобы все игроки собрались с мыслями и по поводу избранной для обсуждения темы, и в связи с полученной ролью.

Дискуссия продолжается обычно 15-20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Сначала группа пробует самостоятельно определить, кто был спорщиком, кто альтернативным лидером, а кто занудой. Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?


Третий уровень: самоанализ и обсуждение группой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем — его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли визуальных контакт с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями использовал ведущий?

Если позволяет время и подготовка группы, то возможно обсудить основные темы из книги Рона Хоффа.

"...Золотой совет для вашего следующего выступления: "Не давайте мячу упасть!" Всякое выступление в большей степени превращается в зрелище. Публика воспринимает все глазами - и вам, выступающему, тоже будет полезно мыслить зрительными образами. Если воображаемая картинка помогает вам удержать в памяти какую-нибудь мысль или понятие, воспользуйтесь этим! Пусть она какая-то странная или даже глуповатая — тем легче вам будет ее запомнить. Кроме того, она предназначена только для вас. Вот одна такая картинка - это настоящий золотой самородок, она поможет вам наглядно представить себе свое будущее выступление. Она немного необычна, но в ней есть смысл, и она может пригодиться вам, когда вы выйдете на трибуну. Представьте себе, что ваше выступление — это большой, легкий, надувной мяч, которому нельзя дать упасть на землю. Главная ваша забота - чтобы он держался в воздухе. Подкидывайте его вверх, жонглируйте им, можете даже иногда ловко отбивать его головой. Время от времени бросайте его кому-нибудь из публики. Пусть мяч летает взад и вперед, пусть в этом участвуют все, но он должен всегда возвращаться к вам - потому что это вы не даете ему упасть на землю... В ходе любого вашего выступления происходят две вещи:

1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие.

2. Слушатели оценивают это обязательство. "Есть в этом смысл?", "Точны ли эти факты?", "Внушает ли мне доверие этот человек?" К концу выступления, если выступающий справился с задачей, слушатель должен развести руками и сказать: "Ну да, я вас понял. Я согласен. Я готов попробовать".

Выступление — это обещание выступающего помочь слушателям что-то сделать. В то же время на протяжении всего выступления слушатели оценивают способность выступающего убедить их, выполнив тем самым свое обещание.



А потом публика, разумеется, выносит приговор. Точь-в-точь как в суде. "Я намерен сделать то-то, - говорит выступающий. -Я обещаю то-то". "Посмотрим, как тебе это удастся", - говорит публика.

Неужели все так просто? На самом деле все еще проще, потому что есть одна вещь, которая может служить выступающему подсказкой. Выступающий может постоянно следить за тем, как идет его выступление, - для этого ему достаточно смотреть, как реагируют слушатели. Мы называем это языком телодвижений.

... "Я не могу без вас. Вы не можете без меня". Нет, это не страстный шепот влюбленного. Это суть взаимоотношений, которые должны установиться между выступающим и его слушателями. Чтобы понять динамику выступления, важно помнить, что это скорее сотрудничество, чем пассивное зрелище, скорее объединение, чем противостояние, скорее сближение, чем отталкивание. Вся суть здесь - во взаимной потребности. Если ее нет, выступать не имеет смысла".

Использование невербальной коммуникации.

Основные положения.

  • Помните правило: 55% - язык тела, 38% - голос (тон, тембр, интонация и т.д.), 7% - слова.

  • Переходите от языка тела к невербальной коммуникации.

  • Осознавайте невербальную коммуникацию окружающих.

  • Следите за собственной невербальной коммуникацией:

  • Улыбайтесь глазами;

  • Используйте открытую позу;

  • Следите за тем, чтобы ваш взгляд выражал заинтересованность;

  • Стойте прямо, лицом к собеседнику;

  • Используйте открытые, а не указывающие жесты; - развивайте навыки получения обратной связи..."

Подведение итогов тренинга.

Участникам предлагается ответить на вопросы.

До тренинга я не знал, что….

Теперь я умею….

Я буду применять на практике …

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Тематический план.

Занятие

Тема занятия

День 1

“Что значить быть лидером ”.

День 2

“Я среди других”.

День 3

“Мы очень разные и этим интересны друг другу”.

День 4

“ Стили лидерства.”

День 5

“ Лидер как эффективный коммуникатор”.


Используемая литература:

Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.

Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М.: Класс, 1996.

Кипнис М.Тренинг лидерства. М.: Ось-89, 2006

Задание 2. Заполните таблицу «Типы тренинговых групп».

Основные характеристики

Группы поддержки

Развивающие группы

Обучающие группы

Основные цели

получить для себя значимые переживания, уникальный эмоциональный опыт и поддержку, найти близких по духу людей.

осознание себя, освобождение подавленных чувств, расширение самосознания и устранение препятствий в процессе совершенствования личности.

приобретение умений и навыков в какой-либо определенной области.

Варианты групп

Молодёжные

Для людей среднего возраста

Группы поддержки для пожилых людей

личностно-ориентированные, психоаналитические, гештальтистские, трансактного анализа, психодраматические, психосинтетические, арт-терапии, сказкотерапии и телесной терапии.

Потребности участников обучающей группы можно разделить на три сферы: личностную, межличностную и деловую.

Группы гомогенные по цели.

Возможные формы работы

Интерактивные игры, которые дают хорошую основу для отреагирования чувств и последующего обсуждения.

дискуссия; ролевая игра.

обмен опытом, совместная деятельность.


Зависят от теоретического основания тренинга

 Игры, дискуссии, медитации, предоставление информации, упражнения, направленные на тренировку определенных навыков. Очень эффективно работает на тренингах такого типа видеообратная связь.ролевые игры,

Продолжительность работы

Продолжительность всех трех вариантов групп поддержки длительная. Лучше всего подходят встречи один раз в неделю в течение нескольких месяцев (лет).


 Продолжительность развивающих групп зависит от теоретического основания тренинга

 Продолжительность обучающего тренинга ограничена. Очень хорошо работает следующий вариант занятий: 2-3 этапа по 3-5 дней каждый

Возможные теоретические направления

 Гуманистическая ориентация, в рамках которой психотерапевтические отношения характеризуются конгруэнтностью, безусловным принятием, эмпатией и открытостью.

 При работе в рамках личностно-ориентированной терапии акцент делается на качестве межличностных отношений. Основатель направления К.Роджерс в качестве исходного положения выделил следующую мысль: конструктивному изменению участников способствует определенная атмосфера на тренинге, выражающаяся в постоянной демонстрации ведущим таких качеств, как конгруэнтность, безусловное принятие, эмпатия и открытость. Универсальная цель личностно-ориентированной группы состоит в том, чтобы помочь каждому стать более свободным, осознанным, мыслящим, человечным и стремящимся к самоактуализации. Ответственность за процесс работы в группе лежит в первую очередь на участниках , которые определяют и содержание занятий в группе, и их успешность

По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы:

-поведенческой терапии;

-рационально-эмотивной терапии;

-нейро-лингвистического программирования.

Позиция тренера

 Во всех вариантах таких групп позиция тренера партнерская. В его функции входит объединение людей и создание для их самораскрытия атмосферы доверия и безопасности.

Тренер выступает в роли фасилитатора и в качестве модели самораскрывающейся личности.

 Учитель и эксперт.

Основные техники

 прием — «Самораскрытие тренера»

техника «Конфронтация»

 Набор техник зависит от теоретического основания тренинга

 Поведенческие тренинги – одна из основных техник репетиция поведения. Она состоит из ролевого проигрывания сложных ситуаций. В процессе последовательно используются: моделирование поведения, элементы оперантного научения, подкрепление и обратная связь.+ специальные методики например, упражнение «Испорченная пластинка»

Основными техниками, применяемыми на тренингах РЭТ, являются предоставление информации, дискуссии, ролевые игры, техники поведенческой терапии.

В рамках тренинга НЛП используются техники: наведение транса, рефрейминг, якорение, субмодальный взмах, диссоциация, направленное фантазирование и др