Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Методика и практика архивоведения Практическое занятие 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Методика и практика архивоведения

Практическое занятие 6


Выполнил:

Обучающийся Ральнито Наталья Михайловна

Преподаватель:

Трушникова Наталья Сергеевна


Цель занятия: формирование и развитие навыков работы с научно-справочным аппаратом (НСА) архива, выполнения основных видов запросов, поиска информации в архивах.

1. Составьте памятку по поиску информации

В государственный архив, сотрудником которого вы являетесь, раз в год приходят на практику студенты исторического факультета. Как правило, им поручается предварительный поиск информации для выполнения социально-правовых запросов. Такой поиск заканчивается обнаружением конкретного документа и указанием его адреса – архивного шифра дела, в которое включен документ, и номеров листов в деле.

Составьте для студентов памятку по поиску информации для выполнения запроса. В качестве объекта можно использовать данные любого государственного архива регионального уровня.

Памятка по поиску информации генеалогического характера в государственном и муниципальных архивах Ленинградской области

Основные виды документов, содержащих генеалогическую информацию и сведения биографического характера, хранящиеся в государственном и муниципальных архивах Ленинградской области.

Личные дела (для разных категорий служащих) - комплекс документов, фиксирующий биографические данные лица сведения о его сословии, происхождении, служебной, учебной общественной деятельности, наградах, сведения о родственниках. Личные дела велись на служащих государственных учреждений до 1917 года и после 1917 года. К концу 1930 сформировался набор определенных видов документов

Учетные карточки, личные карточки – документ, фиксирующий биографические данные лица, сведения о его служебной деятельности (работе) Велась с 1919 года

Похозяйственные книги (велись с 1934 по 1991). Содержат информацию (состав семьи по степени родства: фамилии, имена, отчества, даты рождения, грамотность; национальность, социальное положение, о выбывших и прибывших в хозяйство, с 1952 года сведения об инвалидах, проживавших в семье; сведения о домовладениях, площадь имеющейся земли, виды, количество скота, виды и площадь посевов.


Метрические книги - книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги — не ранее 1722 года) по 1918 год.

Клировые ведомости - документ о службе лиц духовного сословия.

Ревизские сказки - документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

Общие рекомендации

Восходящее родословие – от потомка к предкам.

Восходящая линия составляется из степеней, идущих от данного лица к его отцу или матери, деду или бабке, прадеду или прабабке и так далее к его предкам.

Нисходящие родословие - от предка к потомкам

Нисходящая линия составляется из степеней, идущих от данного лица к его сыну или дочери, внуку или внучке, правнуку или правнучке и так далее к его потомству. 

В соответствии с частью 3 ст. 25 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. Данное ограничение может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных документов с письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина.

При поиске генеалогической информации о родственниках в первую очередь необходимо собрать наиболее полные данные на основе имеющихся личных архивов, документов, получить исчерпывающую информацию от живущих родственников. От того, насколько полными будут данные на входе поиска, зависит результат поиска в архивах, а также время, затраченное на поиск информации.

Для определения государственного или муниципального архива Ленинградской области, в который необходимо направить запрос для поиска информации о своей семье конкретном родственнике (или осуществлять поиск самому), необходимо учитывать следующее:



- Современная Ленинградская область отличается по своей территории от ранее существовавших Санкт-Петербургской губ. (до 1927 года) и Ленинградской области периода (1927-1944). Административно-территориальное устройство неоднократно менялось, в связи с чем важно знать наименование конкретного населенного пункта, в котором проживали, учились, работали представители рода. Также из этого следует, что документы генеалогического характера проживавших в разное время на территории Ленинградской области могут находиться на хранении, как в архивах Ленинградской области, так в архивах Санкт-Петербурга, Новгородской, Псковской областей, Карелии.

- Документы о прохождении службы в армии, награждении военными наградами необходимо искать в специализированных военных архивах Российской Федерации

Информацию о родственниках, родившихся и проживавших на территории других регионов (областей, краев) следует искать в соответствующих областных государственных, муниципальных архивах. При этом надо иметь в виду, что практически все государственный архивы сегодня имеют свои сайты в сети Интернет. А информация обо всех архивных службах размещена на портале «Архивы России».

С 1925 года - по настоящее время первые экземпляры записей актов гражданского состояния хранятся в отделах ЗАГС в муниципальных районах (городского округа) Ленинградской области, вторые экземпляры - в архиве управления ЗАГС Ленинградской области.

Первой главной задачей при поиске генеалогической информации является правильно определить архив для подачи запроса или поиска документов.

Архив для поиска определяется в зависимости от:

- от исторического периода (время жизни представителя (ей)рода).

- места проживания предков (а).

- рода службы, занятий (места работы) предка(ов), вероисповедания.
2. Алгоритм поиска информации и ответ на обращение гражданина

В муниципальный архив, сотрудником которого вы являетесь, обратился гражданин И.И. Имяреков просьбой восстановить информацию о занимаемой им должности и размере оплаты труда в 1992-1998 годах на трикотажной фабрике «Закат». В указанный период фабрика была основным градообразующим предприятием, но обанкротилась и закрылась в 1999 году. Документы переданы в муниципальный архив. Информация нужна для предоставления в ПФ РФ.

Составьте алгоритм поиска информации и ответ на обращение гражданина с соблюдением всех действующих правил. Недостающие данные придумайте самостоятельно.


3. Подготовка виртуальной выставки архивных документов

Для подготовки виртуальной выставки архивных документов к юбилею города Энск нужно отобрать материал. В городе работают: Государственный архив Энской области, муниципальный архив Энска, Государственный архив социально-политической истории Энской области (бывший партийный архив). Кроме того, некоторые интересные документы могут быть в архиве местного университета, архивах ведущих предприятий города и региона.

Составьте алгоритм поиска и отбора информации для виртуальной выставки, начиная с межархивного уровня. Предложите тематику разделов выставки.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ, ОРГАНИЗАЦИИ

И РАЗМЕЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

Разработка модели электронной книжной выставки: Выберите тему вашей электронной выставки. Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки. Подберите необходимые вам книги и иллюстрации. Составьте схему выставки. Техническая подготовка проекта. Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы. Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы. Оформление работ (на примере Microsoft PowerPoint) Создайте 6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны. Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации. Проведите предварительный просмотр выставки.

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. В отличие от традиционной книжной выставки виртуальная имеет свои особенности и ряд преимуществ: Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные изображения, с использованием игровых моментов, синтез текста, изображения и звука—всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.

 Нет ограничения местом и временем. Появляется возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения.

 На обозрение может быть представлено бо́льшее количество книг.  Способность к обновлению, дополнению и адаптации информации и оформления.

Виртуальные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.


 Размещение выставки на сайте библиотеки, а также рекламных ссылок на нее на других сайтах позволяет увеличить число ее посетителей и потенциальных читателей.

 Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки могут создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

4. Работа с пользователями читального зала архива

Вы являетесь сотрудником читального зала государственного архива. В поисках информации, необходимой для выполнения научной работы к вам обратился гражданин А.А. Анонимов. В читальный зал архива он пришел впервые.

Составьте памятку для пользователя читального зала, обязательно изложив основные шаги поиска информации в данном архиве и контакты сотрудников для консультаций. Оформите все необходимые учетные документы на нового пользователя. Недостающие данные придумайте самостоятельно.

1. Порядок допуска пользователей в читальный зал.

1.1. Разрешение на работу в читальном зале дается руководством архива на один год, по истечении которого пользователь должен переоформить допуск.

1.2. Пользователи допускаются в читальный зал на основании личного заявления или направления учреждения, по заданию которого они выполняют исследовательскую работу, после ознакомления с  Правилами работы пользователей в читальных залах государственных архивов и настоящей памяткой.

1.3. Все пользователи заполняют анкету установленного образца с предъявлением фотографии (3х4 или 5х6 см) и документа, удостоверяющего личность.

2. Пользователи, работающие в читальном зале ГАСО, имеют право:

2.1. Получать консультации специалистов ГАСО о составе и содержании документов в соответствии с темой исследования, имеющихся в ГАСО справочниках.

2.2. Получать информацию, в том числе в письменной форме, о причине отказа (отсрочки) в выдаче дел (документов), существующих ограничениях на выдачу и копирование документов по теме исследования.

2.3. Пользоваться печатными изданиями  и рукописными материалами из фондов научно-справочной библиотеки, справочно-информационного фонда.

2.4. Заказывать копии архивных документов по теме исследования (выполняется архивом на платной основе).

2.5. Заказывать дела, сверх установленной Правилами нормы, на платной основе (расчет стоимости услуги производится на основе калькуляции).