Файл: День до сдачи работы мы справимся, и ты получишь Отлично по своему предмету! Только представь ты занимаешься своим любимым делом, пока твои лохиодногруппники теряют свои нервные клетки Проникнись Это бесценное ощущение Курсовая,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разнообразная двигательная деятельность снимает утом­ление, накопившееся в организме, активизирует память, мыш­ление, развивает движения, а значит, обеспечивает организм ребенка резервными возможностями.

Очень важно приучить детей к самостоятельным заняти­ям физическими упражнениями, закрепить у них положи­тельное отношение к такому виду деятельности.

Продумывая содержание работы со своими воспитанни­ками, позаботимся о природной среде для развития детей, приобщении их к физической культуре — как на участке дет­ского сада, так и за его пределами: в лесу, в парке, на тропе здоровья (специально оборудованной полосе горок, каме­нистых и песчаных тропинок), на маршрутах для туризма. Необходимо учить детей с благодарностью принимать дары природы, обращаться к ней за помощью, помогать ей.

Активность дошкольника во многом обусловлена его за­интересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызы­вающие у детей желание заниматься по собственному по­буждению. При отборе двигательного содержания нужно предусмотреть достаточное разнообразие движений, поддер­живая этим интерес к подвижной деятельности. Полезно вносить дополнения, изменения к знакомому движению. Это потребует от ребенка новых физических усилий и сохранит интерес к упражнению. Во многом поддерживает заинтере­сованность детей постоянное нарастание трудностей: вы­полнение упражнения из разных исходных положений, с предметами или без них, большее количество раз и т.д. Это совершенствует двигательные умения, развивает сообрази­тельность, волю, характер. Играет роль и оценка правильно­сти выполнения упражнений детьми. Завышенная оценка без учета реальных возможностей ребенка не вызывает желания совершенствоваться. К оценке надо привлекать самих де­тей, предложив им указать, что удается в выполнении упраж­нения, а что не совсем хорошо получается.

Г.П. Лескова рекомендует особое внимание в оценке вы­полнения движений обратить на своевременность начала и окончания упражнения, правильность техники движения в соответствии с возрастными возможностями детей. Этот показатель особенно важен, так как создание первоначаль­ных двигательных умений является залогом овладения тех­никой упражнений в школе, становления спортивного мас­терства.


Вместе с тем важно стремиться к тому, чтобы педагоги­ческая оценка выполняла не только «ориентирующую функ­цию, но и стимулирующую» (Б.Г.Ананьев), вызывала желание к дальнейшей двигательной активности, ее совершенство­ванию. Этому способствует оценка ребенка с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а также сравнение сегодняшних успехов в области двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативная оценка проявлен­ных физических способностей не должна переноситься на общую оценку личности («ты плохой»). Важно, чтобы оценка двигательной активности ребенка, его двигательных способ­ностей давалась с позиции любви, уважения, веры в его воз­можности. Немаловажную роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет пример взрос­лых (родителей, воспитателя). Здоровый образ жизни близ­ких ребенку людей становится образцом для подражания.

Физическая культура — благодатная сфера не только для формирования потребности в здоровом образе жизни. При­общение к ней способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаи­моотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверж­дение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижные игры с двойным прави­лом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя оса­лить» преодолевается активно, практически моральным мо­тивом — помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.

На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других). Это стремление нетрудно заметить в группе «Фантазеры» у старших дошкольников, что связано с ов­ладением ими играми с правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования.

Соревновательный мотив и мотив самоутверждения яв­ляются проявлением потребности дошкольника в призна­нии его не только со стороны взрослого, но и сверстников. Депривация (ущемление потребности в признании) негатив­но сказывается на психическом развитии ребенка, ведет к неуверенности, рождает «комплекс неполноценности», зас­тенчивость, а порой и агрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление. Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путем использования разных видов деятельности ребенка, в осо­бенности спортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучить воспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку для удовлет­ворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребенка такой «тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого — игра в шахматы, для третьего - плавание... Важно знать, как помочь не уверенному в себе малоподвижному дошкольнику, какое физическое упражне­ние поможет ему самоутвердиться.



Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием его самосознания и самооценки.


Самооценка — компонент самосознания, проявляющий­ся в оценке своих физических и психических возможнос­тей, качеств, своего положения среди других людей. Она вы­ступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я - концепция».

«Центральное, ядерное образование личности», — так не без основания все чаще говорят психологи о самооценке (Е.В.Кучерова, АВ.Захарова, В.С.Мухина, В.М.Слуцкий и др.).

Самооценка в значительной степени определяет актив­ность личности, отношение к себе и другим.

Характеризуя самосознание и самооценку детей дошколь­ного возраста, Л.С. Выготский писал - «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как общественного от­ношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобще­ния отношений к окружающим и понимания своей ценнос­ти у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных психологических новообразова­ний»... Однако нельзя считать, что до кризиса 7 лет ребенок себя не осознает и совсем не оценивает. Это осознание но­сит недифференцированный характер и отличается общи­ми чертами: «Я — самый сильный», «Я — самый ловкий» и т.п. Изучение самооценки на рубеже старшего дошкольного воз­раста показывает, что именно в этот период происходит ка­чественный скачок в изменении отношения ребенка к само­му себе. Возникает оценка на почве желания получить одоб­рение взрослого и таким образом сохранить эмоциональ­ное благополучие (Л.И. Божович). Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная актив­ность личности, оценка окружающих людей, умение правиль­но оценивать действия других. Складывается самооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окру­жения, культурных норм, стереотипов, эталонов физическо­го и двигательного развития.

Сенсорная организация двигательной активности и ее ка­чественная самооценка ребенком (ощущения, чувства, обра­зы) являются ведущим фактором в его физическом образо­вании. Формирование самооценки субъективного «Я» в процес­се двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к «картине мира» окружающей его при­роды; привлечение внимания ребенка к его способностям создавать собственный художественный образ — образ «кра­сивого тела»; визуализация ребенком красивого двигатель­ного поведения окружающих взрослых (Л.Е.Симошина).


Желание детей овладеть движениями в структуре краси­вого образа можно реализовать в ритмической гимнастике, спортивном танце. Удачное сочетание комплексов физичес­ких упражнений с элементами акробатики, художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказыва­ет влияние на моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом «красивого тела».

Формированию пластического образа могут способство­вать также сюжетные физкультурные занятия, пространствен­ные тренинги, двигательные задачи. Эстетическая оценка ре­бенком восприятия движения формируется здесь на основе умения подражать движениям педагога, импровизировать.

Анализу собственных действий и поступков может спо­собствовать двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (спортивные игры, спортивные уп­ражнения, игры-эстафеты). В ней имеют место групповые формы оценки детей, способствующие осознанию спосо­бов действий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников, самооценка детей, выражающаяся в осоз­нании своей деятельности, ее сильных и слабых сторон.

В структуре самооценки выделяют в качестве основных когнитивный (познавательный) и аффективный (эмоцио­нальный) компоненты. В основе когнитивного компонента лежат операции по сравнению себя с другими, сопоставле­ние собственных качеств с выработанными эталонами. Эмо­циональный же компонент самооценки выражает отноше­ние человека к себе, уровень его удовлетворенности собой (заметим — он превалирует у детей дошкольного возраста). При достаточном развитии обоих компонентов самооценка выполняет важную функцию регулятора поведения, деятель­ности. Далеко не всегда самооценка ребенка адекватна. Она может быть и неадекватной — завышенной либо занижен­ной. Правильность детской самооценки в значительной сте­пени зависит от специфики, значимости для ребенка той де­ятельности, свои достижения в которой он оценивает, на­глядности их результатов, знания собственных возможнос­тей, степени сформированности критериев, навыков оце­нивания.

Вот почему самооценка ребенка в одном виде деятельно­сти может отличаться от его самооценки в другом. В оценке, например, своих достижений в метании ребенок может себя оценить правильно, а в овладении умениями кататься на коньках — переоценить...

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка ста­новится все более осознанной, детализированной, аргумен­тированной, объективной. Многое при этом зависит от взрос­лых — педагогов, родителей, которые не только вооружают детей значимыми грамотными критериями оценки, но и вклю­чают воспитанников в деятельность, развивающую их спо­собности. Это позитивно сказывается на положении ребен­ка в группе сверстников, его представлении о себе. А.И.