Файл: Отчет о практике Преддипломная практика была пройдена в мадоу детский сад комбинированного вида 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Краткий отчет о практике
Преддипломная практика была пройдена в МАДОУ детский сад комбинированного вида №20.

Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:

  1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения психологической готовности к возрастным изменениям у дошкольников. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

  2. Опытно-экспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам: Тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович1; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина2. Затем полученные результаты были обработаны. Проведена программа формирования психологической готовности к возрастным изменениям у детей .

  3. Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы. В исследовании для проверки гипотезы были использованы такие уровни:

Теоретический - это анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирический - эксперимент и тестирование по методикам: тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

Характеристика использованных методов и методик исследования:

В экспериментальном исследовании использовались теоретические методы такие как: аналитико-синтетический, сравнительно­сопоставительный, метод моделирования/

Анализ литературы - это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности. Работа с литературой включает в себя составление библиографии перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; выделение главных идей и положений работы.

Обобщение - это форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира. Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием.


Сравнение - это метод познания действительности, который устанавливает общие и отличительные параметры между процессами, явлениями, объектами. Основу этого метода составляет сравнение отдельных параметров или совокупных признаков исследуемых объектов, установление различий и сходств между ними.

Метод моделирование - это метод познания явлений и процессов, который основывается на замене, теоретической или экспериментальной, объекта исследования похожем на него (моделью). Указанный метод применяют, если непосредственное изучение предметов, процессов, явлений невозможно или нецелесообразно. Использование метода моделирования

позволяет познавать недоступные для исследователей процессы и явления, четче представлять их.

В экспериментальном исследовании также использовались эмпирические методы: эксперимент, тестирование.

Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Основное достоинство психологического эксперимента в том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии.

Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки. Являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование, обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых. Основные достоинства данного метода: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный понятийный характер оценки, оптимальная трудность заданий и надежность результатов.

Констатирующий эксперимент - один из основных видов эксперимента, целью которого является изменение одной или нескольких независимых переменных и определение их влияния на зависимые переменные.



Констатирующий эксперимент отличается от эксперимента формирующего главным образом целями проведения. Целью констатирующего эксперимента выступает фиксация изменений, происходящих с зависимыми переменными, а не влияние на последние, как в формирующем эксперименте. Констатирующий эксперимент может быть естественным и лабораторным.

Формирующий эксперимент — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода констатации (срезов), направленного на изучение фактов, и лонгитюдного исследования, направленного на описание процессов в естественных условиях, формирующий эксперимент направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов.

Охарактеризуем используемые в исследовании методы и методики:

- Тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека.

Все три задания графического теста Керна-Йерасека на готовность к возрастным изменениям направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации зрения и движения руки. Кроме того данный тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка. Тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе, затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего уровня, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы.

- Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович. Данная методика позволяет определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, выяснить есть ли у них интерес к обучению, а также выявить уровень готовности ребенка к возрастным изменениям. По результатам обследования при помощи данной методики полностью готовым к возрастным изменениям является ребенок, который в итоге набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.

- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина3.

Данная методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Итоговым показателем считается 0-3 баллов низкий уровень, 7-10 баллов средний уровень, 14-16 баллов высокий уровень.


Метод математической статистики - это оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании. Сегодня методы математической обработки постоянно применяются в педагогических и психологических исследованиях. Психолого­педагогические измерения, выполненные с помощью тестов, всегда сопровождаются некоторой ошибкой, вызванной несовершенством диагностического инструментария и различными обстоятельствами проведения диагностики. Вследствие этого необходимо доказывать значимость полученных результатов.

Для исследования был выбран Т - критерий Вилкоксона.

Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Этот критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены, по крайней мере, по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне.

Суть метода состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях. Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом - сдвиг в более редко встречающемся направлении.

Гипотезы Т - критерия Вилкоксона:

H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Ограничения в применении Т - критерия Вилкоксона:

  1. Минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях - 5 человек. Максимальное количество испытуемых - 50 человек, что диктуется верхней границей имеющихся таблиц.

  2. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.


Таким образом, психолого-педагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап.

В работе был использован комплекс методов:

  1. Теоретические: аналитико-синтетический, сравнительно- сопостовительный, метод моделирование;

  2. Экспериментально - эмпирический: эксперимент, тестирование по методикам: тест «Исследование интеллектуального развития» Керна- Йерасека; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, математико­статистическая обработка (Т-критерий Вилкоксона). Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №20. В исследовании приняли участие 14 детей . Из них 7 мальчиков и 7 девочек. Можно отметить, что психологический климат в группе благоприятный. Дети достаточно активны, принимают участие во всех мероприятиях. Видно так же, что родители поддерживают детей, периодически собирают родительские собрания, участвуют в жизни школы.

Психологическая готовность состоит из 3 компонентов:

- Интеллектуальный компонент;

- Эмоционально-волевой;

- Мотивационный компонент.

В ходе диагностического исследования нами были проведены методики по каждому из компонентов, в результате которых мы определили психологическую готовность к возрастным изменениям у дошкольников.

Для исследования интеллектуального компонента, был проведен тест Керна-Йерасека.

Успешный процесс выявления интеллектуального уровня развития ребенка позволяет оценить готовность к возрастным изменениям. Интеллектуальная сфера складывается из следующих составляющих - тонкая моторика руки ребенка, координация зрения, движение руки.

100