Файл: Отчет о практике Преддипломная практика была пройдена в мадоу детский сад комбинированного вида 20.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90
85,8 %
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Уровни интеллектуальной готовности
0%
w высокий уровень средний уровень низкий уровень
Рисунок 2. Результаты исследования уровня интеллектуального развития детей по тесту Керна-Йерасека
Из диаграммы на рисунке 2 мы видим, следующий уровень интеллектуального развития детей в группе: высокий - 85,8% (12 человек), средний - у 14,2% (2 человека), низкий - 0%. По данным исследования конечным результатом стало преобладание высокого уровня интеллектуального развития наl среднем уровнем на 71,6 %, что свидетельствует о хорошей подготовке детей к возрастным изменениям.
Для того чтобы определить эмоционально-волевой компонент психологической готовности ребенка к возрастным изменениям нами была проведена методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, которая предназначена для исследования ориентации ребенка в пространстве.
Результаты диагностики по исследованию ориентации ребенка в пространстве представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты исследования уровня ориентации в пространстве по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
На рисунке 3 изображена диаграмма уровней ориентации в пространстве, которая характерна для опрошенных респондентов. По результатам исследования было выявлено 7 человек (50 %) высокого уровня воспитанников, средний уровень 5 человек (35,8%), низкий 2 человека (14,2%) по методике высокий уровень преобладает над среднем на 2 человека (14,2%), средний уровень преобладает над низким на 3 человека (21,6%). Низкий показатель, свидетельствует о том, что ребенок недостаточно внимателен к выполняемым заданиям.
Мотивационный компонент психологической готовности определяет исходную мотивацию ученика при поступлении в школу т.е. выясняет есть ли у воспитанников интерес к обучению. Для данного компонента была выбрана методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Результаты методики представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты исследования уровня психологической готовности к обучению в школе по методике «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович
По результатам исследования уровня психологической готовности по методики диагностики «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович, можно сделать следующие выводы, что 7 человек (50%) опрошенный детей являются полностью готовыми к к обучению в основной школе, 7 человек (50%) не достаточно готовы к к обучению в основной школе.
Таким образом, на основе результатов всех проведенных диагностик нами были выявлены уровни готовности детей к возрастным изменениям по всем 3 компонентам психологической готовности:
- Интеллектуальный компонент;
- Эмоционально-волевой;
- Мотивационный компонент.
На основании результатов по методике «Исследование интеллектуального развития» Керна-Йерасека, можно увидеть, что у большинства воспитанников преобладание высокого уровня интеллектуального развития свидетельствует о хорошей подготовленности детей к переходу на школьное обучение. Для того чтобы определить Эмоционально-волевой компонент нами была проведена методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. На основании результатов по данной методики мы выявили 7 человек (50 %) высокого уровня воспитанников, 5 человек (35,8%) среднего уровня, низкий 2 человека (14,2%). По результатам диагностики высокий уровень преобладает над среднем на 14,2%, средний уровень преобладает над низким на 21,6%. Низкий показатель результата, свидетельствует о том, что ребенок недостаточно внимателен и самостоятелен к выполняемым заданиям.
Для исследования мотивационного компонента нами была проведена методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович, которая определяет исходную мотивацию обучения у детей, переходящих в основную школу. На основании результатов методики можно судить о том, что 7 человек (50%) из 14 полностью готовы к переходу в основную школу, 7 человек (50%) не достаточно готовы к переходу в основную школу.
Психолого-педагогическое исследование проходило в 3 этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап.
В работе был использован комплекс методов:
1. Теоретические: аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, метод моделирования;
2. Экспериментально - эмпирический: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование;
3. Психодиагностические: тест «Исследование интеллектуального развития» Керна-Йерасека; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
4. Методы количественной обработки: методы описательной статистики, Т-критерий Вилкоксона. Представленные этапы, методы и методики полностью отвечают задачам и цели исследования.
На основе результатов всех проведенных диагностик нами были выявлены уровни готовности детей к возрастным изменениям по всем 3 компонентам психологической готовности:
- Интеллектуальный компонент;
- Эмоционально-волевой;
- Мотивационный компонент.
На основании результатов по методике «Исследование интеллектуального развития» Керна-Йерасека, можно увидеть, что у большинства воспитанников преобладание высокого уровня интеллектуального развития свидетельствует о хорошей подготовленности детей к переходу на школьное обучение. Для того чтобы определить Эмоционально-волевой компонент нами была проведена методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. На основании результатов по данной методики мы выявили 7 человек (50 %) высокого уровня воспитанников, 5 человек (35,8%) среднего уровня, низкий 2 человека (14,2%). По результатам диагностики высокий уровень преобладает над среднем на 14,2%, средний уровень преобладает над низким на 21,6%. Низкий показатель результата, свидетельствует о том, что ребенок недостаточно внимателен и самостоятелен к выполняемым заданиям.
Для исследования мотивационного компонента нами была проведена методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович, которая определяет исходную мотивацию обучения у детей, поступающих в школу. На основании результатов методики можно судить о том, что 7 человек (50%) из 14 полностью готовы к поступлению в школу, 7 человек (50%) не достаточно готовы к поступлению в школу.
В разработанной программе формирования психологической готовности к возрастным изменениям у дошкольников, мы попытаемся создать необходимые условия для работы с детьми и изменить уровень психологической готовности к возрастным изменениям в процессе проведения программы.
Целью данной программы является формирование компонентов психологической готовности детей к системному к возрастным изменениям, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к возрастным изменениям.
2. Развитие познавательных психических процессов (внимание, мышление, память, восприятие).
3. Развитие волевых качеств личности.
4. Развитие произвольности поведения, умения действовать по плану.
5. Развитие мелкой моторики рук, графических навыков.
6. Повышение мотивационной готовности детей к возрастным изменениям.
Разработанная программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет, которые могут проводиться как в групповой форме, так и индивидуально, два раза в неделю. Длительность занятия 30- 35минут.
Данная программа опирается на ряд принципов:
1. Принцип добровольного участия в работе;
2. Принцип «я - высказываний»;
3. Принцип «не перебивать, когда говорит другой»;
4. Принцип толерантности по отношению к другим членам группы;
5. Принцип симпатии в участии - участник должен чувствовать себя в полной безопасности;
6. Принцип конфиденциальности.
Занятия имеют чёткую структуру, состоящие из нескольких взаимосвязанных частей, а именно:
1. Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3. Основное содержание занятия - совокупность функциональных упражнений и техник.
4. Рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего).
5. Ритуал прощания - смысловое завершение занятий.
Программа формирования:
Занятие № 1. «Знакомство»
Цель: установление групповых правил. Знакомство.
Упражнение № 1. «Вступление».
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Упражнение № 2. «Разноцветное настроение».
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения. Упражнение № 3 «Танец».
Цель: установление дружеской обстановки, сплочение коллектива. Упражнение № 4 «Забавные рисунки».
Цель: предназначена для детей и тренирует память на названия предметов.
Занятие № 2. «Какой Я?»
Цель: продолжить знакомство с участниками. Создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям.
Упражнения № 1. «Мыльный пузырь».
Цель: развитие чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разогрев.
Упражнения № 2. «Каков я человек?».
Цель: предоставление возможности исследования своего характера, способности к самопознанию.
Упражнение № 3. «Передай игрушку по кругу».
Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умение действовать сообща.
Упражнение № 4. «Я сегодня вот такой».
Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и не вербально.
Занятие № 3. «Я сам смогу, я сам сумею»
Цель: формирование положительного отношения к возрастным изменениям.
Упражнение № 1. «Встаньте те, у кого...»
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.
Упражнение № 2. «Школьник и средний школьник».
Цель: помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Упражнение № 3. «Урок или перемена».
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене. Упражнение № 4. «Составь фигуру».
Цель: формирование положительного отношения к возрастным изменениям, внутренней позиции школьника.
Упражнение № 5. «Самолёт летит, самолёт отдыхает».
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Занятие № 4. «Летит - не летит».
Цель: развитие волевых качеств личности.
Упражнение № 1. «Путаница».
Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.
Упражнение № 2. «Пожарные».
Цель: развитие волевых качеств ребенка.
Упражнение № 3. «Тише едешь - дальше будешь».
Цель: совершенствование двигательных качеств, развитие волевых качеств, упорства, дисциплинированности.
Упражнение № 4. «Рыбки».
Цель: совершенствование двигательных качеств, развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения сосредоточиться, настойчивости.
Упражнение № 5. «Воздушный шарик».
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Занятие № 5. «Колечко».
Цель: развитие мелкой моторики рук, графических навыков.
Упражнение № 1. «Разные, но похожие».
Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.
Упражнение № 2. «Ножницы».
Цель: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.
Упражнения № 3. «Тир».
Цель: развитие координации и скорости движений крупных и мелких мышечных групп, развитие графических навыков, формирование навыков различного метание мяча.
Упражнение № 4. «Слепи сказку».
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной деятельности.
Занятие № 6. «Я знаю, я умею, я могу!».
Цель: повышение мотивационной готовности детей к возрастным изменениям.
Упражнение № 1. «Ветер дует на ...».
Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.
Упражнения № 2. «Кто, где живет?».
Цель: коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков.
Упражнения № 3. «Первоклассник».
Цель: закрепление знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность.
Упражнения № 4. «Подними руку».
Цель: развитие произвольности, привычки соблюдать правила и внимание к товарищам - «одноклассникам».
Упражнение № 5. «Обзывалки».
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Занятие № 7. «Здорово иметь друзей».
Цель: снятие напряжённости, эмоциональное раскрепощение детей, преодоление барьера отчуждённости, развитие общительности.
Упражнение № 1. «Котята».
Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.
Упражнение № 2. «Шарик и магнит».
Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.
Упражнение № 3. «Змейка».
Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.
Упражнение № 4. «Хоровод».
Цель: развитие чувства общности выразительности движений, снятия напряжения.
Занятие № 8. «Я и моя семья».
Цель: научить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
Упражнение № 1. «Ласковое имя».
Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.
Упражнение № 2. «Что такое семья?».
Цель: беседа на данную тему.
Упражнение № 3. «Кто кому кто?».
Цель: распознавание каждого из членов семьи с помощью различных иллюстраций.
Упражнение № 4. «Мы очень любим».
Цель: развитие уважения и любви к членам своей семьи.
Упражнение № 5. «Особый день в моей семье».
Цель: снятие напряжённости, эмоциональное раскрепощение детей. Занятие № 9. «Я и мои эмоции».
Цель: закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Упражнения № 1. «Я очень хороший».
Цель: создание положительного настроя на занятии.
Упражнения № 2. «Азбука настроения».
Цель: распределение эмоционального состояния.
Упражнение № 3. «Покажи чувство».
Цель: научить детей распознавать чувства.
Упражнение № 4. «Твое настроение».
Цель: рефлексия, рисунок.
Занятие № 10. «Танцевальный марафон».
Цель: двигательное раскрепощение, снятие эмоционального напряжения.
Упражнение № 1. «Свободный танец».
Цель: раскрепощение каждого из участников в группе в процессе танца.
Упражнение № 2. «Зеркальный танец».
Цель: развитие уверенности в себе и в своем партнере, сплочение детского коллектива.
Упражнение № 3. «Четыре стихии».
Цель: развитие внимательности, сосредоточенности.
Упражнение № 4. «Музыкальный стульчик».
Цель: развитие внимательности.
Упражнение № 5. «Танец души».
Цель: снятие эмоционального напряжения, рефлексия, обсуждение рисунков, закрепление позитивного настроя проделанной работы.
Данная программа состоит их модифицированных упражнений, основой для которых стали работы таких психологов, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков.
Таким образом, реализация программы формирования психологической готовности к возрастным изменениям позволит нам более успешно осуществить школьное обучение при поступлении на новую ступень начинающей школьной жизни. Формирование у первоклассников положительного отношения к возрастным изменениям, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с другими учащимися. Это всё необходимо для того, чтобы, обеспечить учащихся навыками, позволяющими ему наиболее эффективно вступать в различные виды учебной деятельности, решая встающие перед ними каждодневные задачи.
После формирующего эксперимента формирование психологической готовности к возрастным изменениям у дошкольников на базе исследования МАДОУ детский сад комбинированного вида №20 в количестве 14 человек была проведена контрольная диагностика. Формирующий эксперимент и контрольная диагностика были проведены c группой детей с целью повышения уровня психологической готовности к возрастным изменениям у дошкольников со средним и низким показателем психологической готовности.
Контрольная диагностика показала, что в ходе эксперимента произошло изменение в результатах диагностики по исследованию уровня психологической готовности к возрастным изменениям и их результаты по диагностики показали, что уровень психологической готовности к возрастным изменениям стал выше прежнего уровня. Формирование психологической готовности к возрастным изменениям с детьми низкого и среднего уровня психологической готовности привела к успешным сдвигам в отношении ребенка к возрастным изменениям и их психологической подготовленности.
Детьми были выработаны навыки общения, позволяющие снять обиду, эмоциональное напряжение; осознали свои возможности, способности, интересы в целях саморазвития; приобрели развитие уверенности в себе и в своем партнере; развили школьные и коммуникативные навыки; а так же координацию и скорость движений крупных и мелких мышечных групп; можно сказать, что в процессе реализации программы формирования психологической готовности к возрастным изменениям у детей развивались не только познавательные психические процессы, но и волевые качества так же происходило формирование положительного отношения к возрастным изменениям и воспитывалось желание учиться.
Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика. Результаты исследования диагностики по выявлению интеллектуальной сферы ребенка тест Керна - Йерасека изменения уровня интеллектуальной готовности к возрастным изменениям до и после коррекционной программы на рисунке 5.
Рисунок 5. Результаты исследования интеллектуального развития детей по тесту Керна-Йерасека изменение уровня интеллектуальной готовности до и после экспериментального взаимодействия
На рисунке 6 изображены три уровня показателей интеллектуальной готовности к возрастным изменениям. Уровень интеллектуальной готовности характеризуется развитием тонкой моторики руки, координации зрения и движений руки, данные умения необходимы в школе для овладения письмом.
По диаграмме видно, что количество человек с высоким уровнем интеллектуальной готовности после проведения коррекционной программы повысился до 1 человека (7,1%). Снизился уровень интеллектуальной готовности у испытуемых со средним уровнем до 1 человека (7,1%). Так же следует заметить, что детей с низким показателем не показал ни один испытуемый.
Рисунок 6. Результаты исследования уровня ориентации в пространстве по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина изменение уровней на этапе формирующего
эксперимента
На рисунке 6 изображена диаграмма показателей уровня ориентации в пространстве в формирующем эксперименте. Сводные результаты представлены на рисунке 6.
По результатам формирующего эксперимента подавляющее большинство, а именно 9 человек (64,2%) по окончанию коррекционной программы имеют высокий уровень ориентации в пространстве, средний уровень составили 3 испытуемых (28,7%) , низкий уровень показал лишь один из испытуемый (7,1%).
По результатам исследования уровня психологической готовности по методики диагностики Результаты по тесту Л.И. Божович «Отношение ребенка к обучению в школе» так же показали изменения после проведенной психолого-педагогической коррекционной программы.
На рисунке 7 изображена диаграмма показателей уровня психологической готовности к возрастным изменениям до и после проведения коррекционной программы. Сводные результаты представлены в таблице 6 и на рисунке 8. По результатам исследования уровня готовности к возрастным изменениям, можно судить о том, что после эксперимента большинство испытуемых в количестве 10 человек (71,3%) показали высокий уровень психологической готовности. Количество испытуемых с не достаточной подготовленностью к обучению уменьшилось на 3 человека (21,3%). Хорошим результатом можно считать то, что по данному исследованию отсутствуют испытуемые, которые не готовы к возрастным изменениям.
Рисунок 7. Результаты исследования уровня психологической готовности к возрастным изменениям по методике «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович до и после экспериментального взаимодействия
Для расчета значимости и подтверждения гипотезы необходимо провести математическую обработку по критерию Т. Вилкоксона.
Можно ли утверждать, что значения, полученные в результате проведения методики теста «Отношение ребенка к обучению в школе» (Л.И. Божович) уровня психологической готовности на этапе констатирующего эксперимента и результаты методики теста «Отношение ребенка к обучению в школе» (Л.И. Божович4) уровня психологической готовности на этапе формирующего эксперимента изменится? Сформулируем гипотезы:
Н0: Сдвиг в сторону уменьшения балла психологической готовности к обучению не превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Сдвиг в сторону уменьшения балла психологической готовности к обучению превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Алгоритм подсчета Т-критерия Вилкоксона:
-
Составляем список испытуемых в любом порядке. -
Вычисляем разницу между замерами до проведения коррекционной программы и после. Определяем, что будет считаться «типичным» сдвигом, формулируем гипотезы. -
Переводим разности в абсолютные величины. -
Ранжируем абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. -
Подсчитываем сумму рангов не типичных значений по формуле:
T XR,
Где R, - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
-
Определяем критические значения для Т. -
Строим ось значимости.
Рисунок 8. Ось значимости
Ответ: Принимается гипотеза Н1.
Значения, полученные в результате проведения методики теста «Отношение ребенка к обучению в школе» (Л.И. Божович) уровня психологической готовности на этапе констатирующего эксперимента и результаты методики теста «Отношение ребенка к обучению в школе» (Л.И. Божович) уровня психологической готовности на этапе формирующего эксперимента, изменяются сдвигом в типичном направлении в область значимых значений.
Таким образом, контрольная диагностика показала изменение в отношения детей к возрастным изменениям.
Психолого-педагогическая программа формирование с детьми недостаточного уровня психологической готовности к возрастным изменениям привела к сдвигам в отношении детей к возрастным изменениям, желание приобрести новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Детьми были выработаны навыки общения, позволяющие установить дружескую обстановку, развитие чувства сплоченности, осознание своих возможностей и способностей к самопознанию; приобретение умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению; развитие чувства благодарности, а также привычки соблюдать правила и внимание к товарищам - «одноклассникам», ценности другого человека и самого себя, развитие уважения и любви к членам своей семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Проспект, 2002. - 414 с. -
Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. - 226 с. -
Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с. -
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. -
Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2006. - N 8. - С. 14-16. -
Гольцова Л. Н. Особенности познавательного развития "домашних" детей и детей, посещающих детский сад: дайджест // Там же. – 2006. - N 12. - С. 68-70. -
Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13. -
Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101. -
Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9. -
Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагог. диагностика. - 2008. - N 4. - С. 69-76. -
Куклина Н. Б. Формирование адаптивных качеств учащихся. Из опыта работы социального педагога в общеобразовательной школе // Начальная шк. – 2002. - N 11. - С. 71-75. -
Кулаченко М. П. Детский сад - школа. Опыт сотрудничества // Там же. – 2003. - N 8. - С. 100-101. -
Кумарина Г. Состояние риска в развитии школьника и способы их предупреждения на опыте и в теории: дайджест // Психология обучения. – 2005. - N 4. - С. 32-34. -
Лешин В. В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний // Вопр. психологии. - 2008. - N 6. - С. 65-75. -
Микляева А. В. Семинары для педагогов по психопрофилактике школьной тревожности // Там же. – 2007. - N 3. - С. 77-94. -
Пренко Л. И. Опыт интеграции детей-мигрантов в поликультурном социуме Франции // Мир образования - образование в мире. - 2008. - N 3. - С. 129-143. -
Тюменева Ю. А. К проблеме оценки готовности детей к школе // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 95-107. -
Хагес Ж. Влияние учительско-ученических и родительско-ученических отношений на снижение достижений при работе в классе // Социология образования. – 2008. - N 8. - С. 102-103. -
Черемных Г. И. Ребенок на пороге школьной жизни. Деловая игра для педагогов // Образование в соврем. шк. – 2004. - N 4. - С. 36-41.
| _________ ______________ подпись ФИО студента |
1 Божович, Л.И. Избранные психологические труды /Л.И. Божович// Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Юнити, 2015. – С. 55-59.
2 Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Владос, 2010. – С. 134-140.
3 Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. - М.: Владос, 2010. – С. 134-140.
4 Божович, Л.И. Избранные психологические труды /Л.И. Божович// Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Юнити, 2015. – С. 55-59.