Файл: Практическая часть занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Какое из определений орфограммы, на Ваш взгляд, наиболее точно? Своё мнение аргументируйте.

Орфограмма- это написание, соответствующее правилам орфографии (О. С. Ахманова).

Орфограмма- это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил (Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова).

Орфограмма- правильное, соответствующее правилам или традиции написание, которое нужно выбрать из ряда возможных (В. Ф. Иванова).

Орфограмма- это то или иное написание в слове или между словами, передающееся разными графическими способами, из которых только один является правильным (М. Т. Баранов).

" Какие орфограммы называются вариантными (вариативными)? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры слов с вариантами орфограмм.

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Найдите по 3 примера на каждый принцип русской орфографии.

1. Тр..пинка сначала п...тляла среди (не)высок…х х…лмов, затем прямо и сильно т…нула вверх, сквозь густой, п…хучий ореховый лес (Наг.). 2. В пр...роде звери, птицы, н…секомые разделяют(?)ся на дн...вных и ночных. (Не)ужели же люди, в которых собр. на вся природа, за сравнительно к.. роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к…ренное отл…чие? (Пришв.) 3. Михаил выт...нул губы и попроб…вал подр…жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те её взлеты к небу, к зв…зде, от которых я плакал когда(то), раств...рились в сердце (Аст.). 5. В (пол)ночь над гор…дом прок...тился т…жёлый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щ...ка м…тнулась, рыбак св…лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в…дой, вынырнул возле льда, выл...з и выт...нул усм...рённую щ…ку (Пришв.).

Задание 3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.


Разв…вающийся флаг, промышленность разв...вается, скр...пить подписью, скр...петь на морозе, деревенский ст…рожил, ст…рожил сад, ч…стота в квартире, ч...стота радиоволн, прим...рять пальто, прим..рять соперников, ум...лять значение, ум...лять о помощи, нак...лите дров, нак...лите железо.

Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите тип и вид орфограммы. Устно сформулируйте лексическое значение слов.

А(п.пп)рт...менты, а(к.кк)омп…н…мент, а(т,тт)ракцион, трен...роват(?)ся, нав…ждение, теор. тический, б.. (л,лл)...три-стика, ст…пендия, пласт..лин, п...л…садник, инт…(л,лл)игент, к...н…нада, к…нфорка, пр...в…легия, дем...гогия, и(м,мм)…тация, п…р…ферия, к…к…фония, б…атлон, дел...катес, пр…з…дент, д…адема, ф…лантропия, д…скр…минация, комб…н…зон, р…сп…ктабельный, конт…нгент, р…ф…рендум, н...ст…льгия, с...рт. ф…кат, фр…каделька, р…ликвия, с...баритствовать, пр...м...тив, ф…аско, ор…тория, ульт...матум, декл…рировать.

Задание 5. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В тех случаях, когда Вы не знаете лексического значения слова, обращайтесь к толковому словарю.

Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к...н…патый, м…ринист, прокл...мация, в... н...грет, б…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к...мп…новать, люм…н…сценция, ф…соль, б...кл…жан, г…рпун, гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв…дировать, м…золь, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, в…трушка, в…рн...саж, заинд…велый, к…рбюратор, к....росин, к…горта, л...ванда, м...л…нхолик, м...заика, н…ктюрн, п…мфлет, в…девиль, д…летант, ид…ал…зация, к...нгуру.

Задание 6. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы.

1. Разр…внять землю, м…кать хлеб в сметану, отр…слевой вуз, накл...ниться за цветком, степная р...внина, опытный пл...вец, многочисленная утв...рь, пл...вучая глина, з…ревать на берегу, лёгкое прик…сновение, зелёный р…сток, вспыхивающие з…рницы, юный возр...ст, быстрый скач...к, выр...щенный в теплице, бл…стать в обществе, удержать р...вновесие, вым...кнуть под дождём, зам...реть от страха, ко всему прид...раться, отп…рать дверь, бл...стящий ответ.



||Платье на выр...ст, заст…лить постель, покл...ниться таланту, заск...чить на часок, соч…тание звуков, разг.. ревшийся костёр, р...внозначные вел...чины, прим..рить противников, изл...жить факты, соб...раться вместе, импортная заж…галка, постоянное напом…нание, поч…татели таланта, разж…гать неприязнь, проск...чить по комнате, распол...жение армии, ур...внять в правах, ст…реть грязь, сидеть зап...ршись, г…ревать о доме.

Задание 7. Каково условие выбора ы - и после приставок? Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. Расставьте и объясните знаки препинания.

1. Вз…скательный мастер слова не пр...несёт в издательство рукопись пока не увер...т(2)ся в том что он употр...бил все силы на полное её завершение (Рожд.). 2. В пост...нфарктном состояни... для больного важен покой. 3. Погода все раз...грывалась (Леск.). 4. Сверх...нтересный ра(с,сс)каз я прочитал! 5. Без...с- ходная тоска звучала в песн... моего товарища (М. Г.). 6. Меж…нститутские науч(?)ные к...нф...ренции проводились на высоком ур…вне. 7. Когда наступ...т старый Новый год я об...зательно, помимо пред...дущих желаний, заг…даю ещё одно (Газ). 8. Больной находился в пред...нфарктном состоянии. 9. С волнением Николай ра(с,сс)казывал о том как он раз..скивал как доб...рался в Хоревку и что увид...л (Песк.). 10. Дез...нф…рма-ция в средствах ма(с,сс)овой инф…рмации может осущ...ст-влят(?)ся разными способами (Газ.).

Задание 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. Устно объясните значение пословиц.

1. Ож…гся на молоке - и на воду ду...т. 2. Шутил волк с ж…ребц...ом, да зубы в горсти унёс. 3. Щ…голь ход…т живот поджав. 4. Плач... м горю (не)помож….шь. 5. Много есть - не велика честь: обж…рой назовут. 6. Хорош...го (не)куп...шь дё-ш…во. 7. Хорош с...довник, хорош и крыж...вник. 8. (Не)сердись - печ..нка лопн...т. 9. Своя сторона по ш…рстке глад…т, чужая - насупротив. 10. Кто деревц... посад...т, тот человеку друг. 11. На хорош...й цветок и пч…лка летит. 12. Бер…живый - что стыдливый: чуж…го (не)возьмёт. 13. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 14. Мысль с сердц…м, а речь с перц…м. 15. Лучше смолоду быть умным
, чем под старость мудрец...м. 16. И на ш...(с,сс)е бывают ухабы. 17. С умелым бойц…м победа друж...т. 18. (Не)чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 19. Невелик сверч…к, да громко поёт. 20. Есть сердц... да закрыто дверц...й. 21. Русский (н...)с меч...м, (н...)с калач...м (не)шут...т (Посл.).

Задание 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Определите спряжение глаголов.

Слыш...т, вспомн...т, хохоч...т, ненавид..т, кол...т, покрас...т, колыш...тся, услыш...т, рассмотр...т, закле…т, бор...т-ся, бре…тся, дыш…т, терп...т, догон...т, щекоч...т, перемел...т.

Задание 10. Вставьте Н или НН, объясните орфограммы.

Запута(н,нн)ые нитки, писа(н,нн)ая красавица, топлё(н,нн)ое молоко, взбешё(н,нн)ый пес, пута(н.нн)ый ответ, негашё(н,нн)ая известь, подержа(н,нн)ые учебники, нехоже(н,нн)ые тропы, поноше(н,нн)ое пальто, невида(н,нн)ое геройство, стира(н нн)ое платье, невыдержа(н,нн)ый человек, некоше(н,нн)ый луг, ускоре(н,нн)ый выпуск, несея(н,нн)ая мука, беше(н,нн)ые аплодисменты, засея(н,нн)ый участок, нестира(н,нн)ый костюм, скоше(н,нн)ая трава, ране(н,нн)ый боец, домотка(н,нн)ое сукно, цельнокрое(н,нн)ое платье, малоезже(н,нн)ая дорога, позолоче(н,нн)ое серебро, немощё(н,нн)ая улица, мороже(н,нн)ое мясо, свежезамороже(н,нн)ые ягоды, малонаселё(н,нн)ый район, гранё(н,нн)ый стакан. кова(н.нн)ый сундук, плавле(н,нн)ый сыр, расплавле(н,нн)ый чугун, замеша(н,нн)ый в проделке, подстреле(н.нн)ый заяц

Задание 11. Спишите, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. В колхозе образова(н,н)ы сквозные бригады. 2. Эти люди умны и образова(н.нн)ы. 3. Набежавшие облака рассея(н,нн)ы сильным ветром. 4. На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея(н,нн)ы. 5. Нигде это не вида(н,нн)о и не слыха(н,нн)о. 6. Наши научные достижения неслыха(н,нн)ы и невида(н,нн)ы. 7. Он отвечал обдума(н,нн)о. 8. Дело обдума(н.нн)о со всех сторон. 9. Он настороже(н.нн)о вглядывался в темноту. 10. С первых дней оккупации население было настороже(н,нн)о появлением большого количества приказов.