Файл: Формулировка проблемы в виде вопроса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Формулировка проблемы




  • В виде вопроса.

  • Какую роль играет …

в жизни человека?

  • Что такое…?

  • В чём заключается …?

  • Почему …?

  • Зачем …?

  • Что будет, если …?

  • Возможно ли …?

  • Как влияет …?

  • Как объяснить …?

  • Как связаны …?

  • Нужно ли …?

  • Как …?

  • В чём проявляется …?

  • Может ли…?

  • Стоит ли…?

Именно эта проблема поставлена в тексте ФИО.
Именно эта проблема в центре внимания ФИО.
Именно над этой проблемой размышляет ФИО.
Такова проблема, которая привлекла внимание ФИО.





  • Проблема ЧЕГО?

  • влияния (чего-то или кого-то) на человека;

  • предназначения (чего-то или кого-то);

  • вытеснения (чего-то, чем-то);

  • взаимоотношений поколений («отцов и детей»);

  • памяти (о ком-то или о чём-то);

  • нравственного выбора;

  • человеческой отзывчивости;

  • взаимопомощи;

  • нравственного долга;

  • защиты и сохранения природы;

  • сохранения и развития русского языка;

  • семейных отношений и др.




  • В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания ФИО – проблема _________.

  • Предложенный для анализа текст посвящен проблеме ____________________.

  • В анализируемом тексте ФИО ставит проблему___________________.


! При выявлении проблемы можно использовать следующий приём:

  1. Сформулируйте главную мысль автора в виде законченного предложения (= позицию автора).

  2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

  3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.


! Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте:

  1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.

  2. Определите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях.

  3. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм).

  4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.




  1. Авторская позиция


Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Это ответ на проблемный вопрос (Что такое счастье? – Счастье – это …). Задайте себе следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор? Какова была цель его высказывания? Чему учит текст?». Это главная мысль, идея текста.

  • Позиция автора такова: …

  • Позиция автора предельно ясна:

  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…

  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом:




  1. Собственное мнение и обоснование


Выражаем свою точку зрения, обосновываем её. Это может быть развёрнутое рассуждение, иллюстрация из читательского опыта, пример из жизни.

  • Я согласен с автором, потому что… . Во-первых, …. Во-вторых, можно вспомнить ….

  • Я разделяю точку зрения автора. Действительно, …

  • С мнением автора трудно (нельзя) не согласиться, и я считаю, что…

  • Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, доводами) автора. Хочется прежде всего подчеркнуть …

  • Невозможно не согласиться с мнением автора… . Я тоже убеждён в том, что …


Пример 1

Авторская позиция такова: главное в любви – добровольность, настоящую любовь можно сохранить лишь тогда, когда каждый из супругов трудится для другого, испытывая при этом радость.

Не могу не согласиться с мнением автора, ведь искреннюю и светлую любовь невозможно сохранить без терпения и готовности постоянно помогать любимому. Хорошим примером может стать история отношений Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Они поддерживали друг друга в самые трудные минуты, благодаря этому они были счастливы всю жизнь.
Пример 2

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, серьёзная музыка подобна чудодейственному лекарству, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия. Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях. Например, Петрусь, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог бы всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, даёт исцеляющую силу.





  1. Комментарий




  • Это самая важная часть сочинения. Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Нужно объяснить текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.




  • Объектом комментирования будет сформулированная проблема. Внимание следует обращать на значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста (абзацы, предложения и т.д.).




  • Структура комментария: вводная часть – иллюстрация – пояснение – переход – иллюстрация – пояснение.




  • Нужно выявить смысловую связь между примерами. Виды смысловой связи: причинно-следственная связь, дополнение, уточнение данной информации, противопоставление, сопоставление.


  • Типовые конструкции:

  • Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор …

  • Чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос, автор рассказывает о…

  • Размышляя над проблемой, автор …

  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере …

  • Подчёркивая серьёзность проблемы, автор пишет о …

  • Отвечая на поставленный вопрос, автор ведёт повествование от первого лица, что позволяет читателю глубже понять мысли героя.




  • Ещё одним важным для понимания проблемы эпизодом текста является…

  • Кроме того, …




  • Таким образом, автор стремится показать, что…

  • Приводя этот пример, автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  • Мне кажется, автор хотел этим сказать, что…

  • Действительно, …




  • Автор подтверждает, что … ; сравнивает (что?) … (с чем?) …; сопоставляет ...

  • В качестве примера автор рассматривает

  • Автор обращает наше внимание на то, что…

  • Автор объясняет, почему…

  • Автор позволяет читателю увидеть …

  • Автор помогает читателю понять (убедиться) …

  • Автор заставляет читателя задуматься…

  • Автор искренне восхищён, огорчён (чем)…

  • Автор доказывает, что…

  • Автор убеждён в том, что…

  • В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

  • Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…

  • Автор сочувствует своему герою (своим героям)…

  • Симпатии автора на стороне (кого)…




  • Сопоставляя эти эпизоды (поступки, героев, ситуации), автор приводит читателя к такой мысли: …

  • Эти примеры из текста, дополняя друг друга, позволяют увидеть глубину проблемы и понять, что …

  • Противопоставляя этих героев (эпизоды, ситуации), автор стремится показать, что …


! Старайтесь максимально использовать слова, выражающие действия автора.


  • Типовые конструкции:

  • Мысль о том, что … , можно подтвердить следующим примером. Вспомним…

  • Кроме того, можно вспомнить …

  • Возьмем в качестве примера …

  • Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

  • Вспоминается…

  • Мне запомнилось…

  • Хорошим примером … может стать …

  • В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести …

  • Подтверждение этой мысли можно найти в произведениях русской литературы. Например, …

  • Русская классическая литература учит тому, что… . Вспомним…

  • Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…

  • Наверное, это один из самых ярких примеров …




  1. Заключение

  • В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о …

  • В заключение хочу подчеркнуть, что …

  • Пока еще не поздно, следует задуматься над тем, что …

  • Итак, текст ФИО заставил меня ещё раз убедиться в том, что…

  • Когда я прочитал этот текст, я понял, насколько важно …, ведь без этого невозможно…

  • Не все, наверное, согласятся с ФИО. Вероятно, найдутся те, кто считает, что… Но разве можно представить цивилизованное общество без …

  • Автор заставляет нас глубоко задуматься (о чем? над чем?), серьезнее относиться (к чему?), по-иному посмотреть (на что?), переосмыслить свое отношение к…, лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы), с горечью понять, что…, оценить истинный масштаб (чего?)