-
Формулировка проблемы
в жизни человека?
-
Что такое…?
-
В чём заключается …?
-
Почему …?
-
Зачем …?
-
Что будет, если …?
-
Возможно ли …?
-
Как влияет …?
-
Как объяснить …?
-
Как связаны …?
-
Нужно ли …?
-
Как …?
-
В чём проявляется …?
-
Может ли…?
-
Стоит ли…?
| Именно эта проблема поставлена в тексте ФИО. Именно эта проблема в центре внимания ФИО. Именно над этой проблемой размышляет ФИО. Такова проблема, которая привлекла внимание ФИО.
|
-
влияния (чего-то или кого-то) на человека;
-
предназначения (чего-то или кого-то);
-
вытеснения (чего-то, чем-то);
-
взаимоотношений поколений («отцов и детей»);
-
памяти (о ком-то или о чём-то);
-
нравственного выбора;
-
человеческой отзывчивости;
-
взаимопомощи;
-
нравственного долга;
-
защиты и сохранения природы;
-
сохранения и развития русского языка;
-
семейных отношений и др.
-
В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания ФИО – проблема _________.
-
Предложенный для анализа текст посвящен проблеме ____________________.
-
В анализируемом тексте ФИО ставит проблему___________________.
! При выявлении проблемы можно использовать следующий приём:
-
Сформулируйте главную мысль автора в виде законченного предложения (= позицию автора).
-
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
-
Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
! Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте:
-
Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
-
Определите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях.
-
Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм).
-
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
-
Авторская позиция
Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Это ответ на проблемный вопрос (Что такое счастье? – Счастье – это …). Задайте себе следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор? Какова была цель его высказывания? Чему учит текст?». Это главная мысль, идея текста.
-
Позиция автора такова: …
-
Позиция автора предельно ясна:
-
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
-
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом:
-
Собственное мнение и обоснование
Выражаем свою точку зрения, обосновываем её. Это может быть развёрнутое рассуждение, иллюстрация из читательского опыта, пример из жизни.
-
Я согласен с автором, потому что… . Во-первых, …. Во-вторых, можно вспомнить ….
-
Я разделяю точку зрения автора. Действительно, …
-
С мнением автора трудно (нельзя) не согласиться, и я считаю, что…
-
Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, доводами) автора. Хочется прежде всего подчеркнуть …
-
Невозможно не согласиться с мнением автора… . Я тоже убеждён в том, что …
Пример 1
Авторская позиция такова: главное в любви – добровольность, настоящую любовь можно сохранить лишь тогда, когда каждый из супругов трудится для другого, испытывая при этом радость.
Не могу не согласиться с мнением автора, ведь искреннюю и светлую любовь невозможно сохранить без терпения и готовности постоянно помогать любимому. Хорошим примером может стать история отношений Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Они поддерживали друг друга в самые трудные минуты, благодаря этому они были счастливы всю жизнь. Пример 2
Я разделяю точку зрения автора. Действительно, серьёзная музыка подобна чудодейственному лекарству, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия. Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях. Например, Петрусь, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог бы всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, даёт исцеляющую силу.
|
-
Комментарий
-
Это самая важная часть сочинения. Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Нужно объяснить текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.
-
Объектом комментирования будет сформулированная проблема. Внимание следует обращать на значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста (абзацы, предложения и т.д.).
-
Структура комментария: вводная часть – иллюстрация – пояснение – переход – иллюстрация – пояснение.
-
Нужно выявить смысловую связь между примерами. Виды смысловой связи: причинно-следственная связь, дополнение, уточнение данной информации, противопоставление, сопоставление.
-
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор …
-
Чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос, автор рассказывает о…
-
Размышляя над проблемой, автор …
-
Проблему (чего?) автор раскрывает на примере …
-
Подчёркивая серьёзность проблемы, автор пишет о …
-
Отвечая на поставленный вопрос, автор ведёт повествование от первого лица, что позволяет читателю глубже понять мысли героя.
-
Ещё одним важным для понимания проблемы эпизодом текста является…
-
Кроме того, …
-
Таким образом, автор стремится показать, что…
-
Приводя этот пример, автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
-
Мне кажется, автор хотел этим сказать, что…
-
Действительно, …
-
Автор подтверждает, что … ; сравнивает (что?) … (с чем?) …; сопоставляет ...
-
В качестве примера автор рассматривает…
-
Автор обращает наше внимание на то, что…
-
Автор объясняет, почему…
-
Автор позволяет читателю увидеть …
-
Автор помогает читателю понять (убедиться) …
-
Автор заставляет читателя задуматься…
-
Автор искренне восхищён, огорчён (чем)…
-
Автор доказывает, что…
-
Автор убеждён в том, что…
-
В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
-
Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…
-
Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
-
Симпатии автора на стороне (кого)…
-
Сопоставляя эти эпизоды (поступки, героев, ситуации), автор приводит читателя к такой мысли: …
-
Эти примеры из текста, дополняя друг друга, позволяют увидеть глубину проблемы и понять, что …
-
Противопоставляя этих героев (эпизоды, ситуации), автор стремится показать, что …
! Старайтесь максимально использовать слова, выражающие действия автора.
-
Мысль о том, что … , можно подтвердить следующим примером. Вспомним…
-
Кроме того, можно вспомнить …
-
Возьмем в качестве примера …
-
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
-
Вспоминается…
-
Мне запомнилось…
-
Хорошим примером … может стать …
-
В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести …
-
Подтверждение этой мысли можно найти в произведениях русской литературы. Например, …
-
Русская классическая литература учит тому, что… . Вспомним…
-
Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…
-
Наверное, это один из самых ярких примеров …
-
Заключение
-
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о …
-
В заключение хочу подчеркнуть, что …
-
Пока еще не поздно, следует задуматься над тем, что …
-
Итак, текст ФИО заставил меня ещё раз убедиться в том, что…
-
Когда я прочитал этот текст, я понял, насколько важно …, ведь без этого невозможно…
-
Не все, наверное, согласятся с ФИО. Вероятно, найдутся те, кто считает, что… Но разве можно представить цивилизованное общество без …
-
Автор заставляет нас глубоко задуматься (о чем? над чем?), серьезнее относиться (к чему?), по-иному посмотреть (на что?), переосмыслить свое отношение к…, лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы), с горечью понять, что…, оценить истинный масштаб (чего?)
|