Файл: Планконспект для проведения занятий с личным составом пч65 по пожарнотактическая подготовке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При проведении боевого развертывания с установкой лафетного ствола необходимо:

  • выбрать ровную площадку для его установки;

  • убедиться в надежности крепления ствола на лафете;

  • подавать воду в рукавную линию, обеспечивающую его работу, только убедившись в полной готовности ствольщика и подствольщика.



4. Боевое развертывание с подачей водяного ствола

при помощи гидроэлеватора
В практической работе пожарных подразделений могут быть разные варианты использования двух водоуборочных гидроэлеваторов (эжекторов) для забора воды из водоема:

  • подключение второго гидроэлеватора к автоцистерне, которая работает с одним гидроэлеватором;

  • одновременный забор воды из водоема двумя гидроэлеваторами .



Второй гидроэлеватор подключается в случаях , когда для тушения пожара необходимо увеличить число стволов или их диаметр. В этом случае отделение автонасоса , используя гидроэлеватор и выкидные рукава с автонасоса, подключается к работе отделения автоцистерны.

При варианте , когда отделения автоцистерны и автонасоса прибыли одновременно к водоему и расстояние автоцистерны до водоема 50м, до места пожара – 250м автоцистерну устанавливают на водоем с забором воды одновременно двумя гидроэлеваторами.

По приказанию руководителей занятий командир отделения автоцистерны устанавливает автоцистерну на водоем, а командир отделения автонасоса организует подачу стволов на исходные позиции.

По команде «Отделение автомобиль на водоем с помощью гидроэлеватора ствол «А» (указывается направление) – марш» пожарный №1 прокладывает рабочую рукавную линию от разветвления и в дальнейшем работает со стволом . Пожарный №2 прокладывает магистральную линию, устанавливает разветвление и выполняет обязанности подствольщика. Пожарный №3 прокладывает рукав д-66(77)мм. от водоема, переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему рукав и опускает его в водоем. Пожарный №4 прокладывает рукав д-66(77)мм. от водоема к насосу и следит за работой гидроэлеватора . Водитель присоединяет к всасывающему патрубку насоса двойник и рукав , проложенный пожарным №4, работает на насосе.

Согласно приказу МВД России от 25 мая 1996г. №285 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД РФ» при боевом развертывании с подачей водяного ствола при помощи гидроэлеватора в целях обеспечения мер безопасности должностными лицами обеспечивается:


  • выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий , для доставки инструмента и инвентаря;

  • установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке пребывающих сил .

  • от недостроенных зданий и сооружений , а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре , пожарные автомобили устанавливаются на расстоянии не менее высоты этих объектов;

  • остановка при необходимости, всех видов транспорта (остановка дорожного транспорта согласуется в установленном порядке);

  • установка единых сигналов об опасности и извещение о них всего личного состава подразделений ГПС, работающего на пожаре;

  • вывод личного состава подразделений ГПС в безопасное место при явной угрозе отравления , радиоактивного облучения , обрушения , вскипания и т.п.;

  • организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного пути для наблюдения за движением составов и своевременным оповещением личного состава подразделений ГПС об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями.

При проведении боевого развертывания с подачей водяного ствола при помощи гидроэлеватора запрещается:

  • начинать работу до полной остановки пожарного автомобиля;

  • использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газотеплокоммуникаций открытый огонь;

  • одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

  • спускаться в колодцы водо- газо- техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки;

  • находится под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках ( инструмент ПТВ и др.);

  • переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими , колющими и т.п.) по ходу движения , поперечные пилы и ножовки- без чехлов;

  • поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

  • подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту(вертикальные, рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);

  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падение ствольщиков и разрыва рукавов.



5.Боевое развертывание с подачей воздушно - механической пены.


Воздушно- механическую пену можно подавать от автонасоса, водопенный бак которого заполнен пенообразователем, и от автоцистерн, цистерны которых также заполнены пенообразователем. Воздушно-механическую пену можно подавать от автонасоса и автоцистерны, не заполненных пенообразователем. В этом случае пеносмеситель забирает пенообразователь из другой емкости при помощи резинового шланга .

При развертывании отделения для подачи воздушно- механической пены обязанности пожарных боевого расчета остаются такими же, как при обычном боевом развертывании. Только к обязанностям водителя добавляется работа с кранами пеносмесителя .
Ствольщик работает с воздушно-пенным стволом. Работая на насосе с пеносмесителем , водителю необходимо знать , что:

-при действии насоса для получения воздушно- механической пены исключается подача чистой воды;

-пеносмеситель рассчитан на работу насоса от гидранта и из водоема;

-при работе насоса от гидранта давление у всасывающего патрубка должно быть не более 1/3 давления на насосе;

- для нормальной работы воздушно- пенных стволов давление у ствола должно быть не менее 6 атм. Поэтому давление на насосе должно быть равно давлению у ствола плюс потери на сопротивление в рукавной линии.

После окончания работы пеносмесителя необходимо тщательно промыть его коммуникации.

К обучению отделения подаче воздушно- механической пены целесообразно приступать после того, как личный состав усвоит приемы работы с приборами пенного тушения.

Сначала отрабатывают действия водителя и колонщика по подаче воздушно- механической пены от автонасоса, установленного на водоисточнике, а также действия ствольщиков при работе с воздушно- пенными стволами.

При обучении особое внимание надо обращать на взаимодействие личного состава . Так как действия водителя и колонщика при подаче воздушно- механической пены являются наиболее сложными, тренировку целесообразно проводить без прокладки рукавной линии и подачи воздушно- пенных стволов.

К боевому развертыванию с подачей воздушно- механической пены необходимо приступать после того, как личный состав отделения хорошо усвоит свои обязанности и отработает последовательность их выполнения.

5.1.Подача воздушно- механической пены от автонасоса , установленного на гидрант.


Подача пены производится по команде « Один (два) пенный ствол (указать позицию ствола )- марш!». По этой команде пожарный №5 и водитель устанавливают автонасос на гидрант. Пожарный №1 и №3 переносят по две скатки рукавов и стволы к разветвлению, прокладывают рабочие линии и работают со стволами . Пожарные №2 и №7 прокладывают магистральную линию с правой стороны автонасоса . После этого пожарный №2 работает подствольщиком , а пожарный №7 продолжает наращивать магистральную линию, устанавливает разветвление, возвращается к автонасосу, берет шанцевый инструмент и работает с ним . Пожарные №3 №4 прокладывают вторую магистральную линию с задней рукавной катушки(с левой стороны) автонасоса. Пожарный №4 переносит разветвление, соединяет магистральную и рабочие линии и работает подствольщиком .

После этого пускают воду в насос и рукавную линию . Не включая в работу насос , пожарный №5 регулирует давление поступающей воды из водопровода прикрыванием шиберов от колонки .Давление на мановакуумметре насоса должно быть не больше 1/3 давления, которое создается насосом при нормальной работе воздушно-пенных стволов.

По команде «Пену - дать!» водитель включает насос, открывает кран для воды , соединяющий пеносмеситель с напорным патрубком; устанавливает дозирующий кран пеносмесителя на риску шкалы , соответствующую производительности воздушно- пенного ствола , регулируя газ, создает необходимое давление на насосе . По команде «Пену – остановить!» он закрывает дозирующий кран пеносмесителя , сбрасывает газ и выключает

насос.После прекращения подачи воздушно-механической пены тщательно промыть коммуникации пеносмесителя и насоса.
Согласно приказу МВД России от 25 мая 1996г. №285 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД РФ» при боевом развертывании с подачей механической пены от автонасоса установленного на гидрант в целях обеспечения мер безопасности должностными лицами обеспечивается:

  • выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий , для доставки инструмента и инвентаря;

  • установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке пребывающих сил .

  • от недостроенных зданий и сооружений , а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре , пожарные автомобили устанавливаются на расстоянии не менее высоты этих объектов;

  • остановка при необходимости, всех видов транспорта (остановка дорожного транспорта согласуется в установленном порядке);

  • установка единых сигналов об опасности и извещение о них всего личного состава подразделений ГПС, работающего на пожаре;

  • вывод личного состава подразделений ГПС в безопасное место при явной угрозе отравления , радиоактивного облучения , обрушения , вскипания и т.п.;

  • организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного пути для наблюдения за движением составов и своевременным оповещением личного состава подразделений ГПС об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями.


При проведении боевого развертывания с подачей механической пены запрещается:

  • начинать работу до полной остановки пожарного автомобиля;

  • использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газотеплокоммуникаций открытый огонь;

  • одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

  • спускаться в колодцы водо- газо- техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки;

  • находится под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках ( инструмент ПТВ и др.);

  • переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими , колющими и т.п.) по ходу движения , поперечные пилы и ножовки- без чехлов;

  • поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

  • подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту(вертикальные, рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);

  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падение ствольщиков и разрыва рукавов.

  • применять механическую пену для тушения горящих приборов и оборудования, находящихся под напряжением , а также веществ и материалов, взаимодействие которых с пеной может привести к вскипанию , выбросу, усилению горения.



5.2.Подача воздушно- механической пены от автонасоса , установленного на водоем:

Также как и при подаче воздушно- механической пены от автонасоса установленной на гидрант, пожарный №5 и водитель устанавливают автонасос на водоем . Остальной состав боевого расчета производит боевое развертывание . Водитель газоструй на отсос воздуха и заливку, производит забор воды из водоема. По команде «Пену- дать!»водитель открывает кран для воды, соединяющий пеносмеситель с напорным патрубком , устанавливает дозирующий кран пеносмесителя на риску шкалы , соответствующей производительности воздушно- пенного ствола . регулируя газ, создает необходимое давление в насосе.

По команде «Пену- остановить!» водитель закрывает дозирующий кран пеносмесителя и сбрасывает газ( выключает рычаг). После прекращения подачи воздушно- механической пены тщательно промывает коммуникации пеносмесителя и насоса.