Файл: Задачи по криминологии к лекции 1 Задание Объясните смысл и значение основных функций криминологии описательной, объяснительной, прогностической (предсказательной), практической..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи по криминологии к лекции 1

Задание 1. Объясните смысл и значение основных функций криминологии: описательной, объяснительной, прогностической (предсказательной), практической. Какие из этих функций играют ведущую роль при изучении преступности, ее детерминант, личности преступника, при разработке мер предупреждения преступности? Какая функция играет ведущую роль при изучении тенденций и закономерностей изменения преступности в будущем?

Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного практического материала. В криминологии разработан комплекс показателей преступности, с помощью которых можно относительно подробно описать состояние преступности.

Объяснительная функция позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности. Причинное объяснение наиболее распространенное в криминологии. Оно указывает на причины, относящиеся к объекту, а также на законы, в соответствии с которыми порождается, функционирует и изменяется изучаемый объект (преступность).

Прогностическая (предсказательная) функциявыражается в вероятности суждения о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминант и возможностей предупреждения, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени.

Практическая функциязаключается в использовании теоретических знаний и данных криминологических исследований преступности при разработке мер, необходимых для эффективного воздействия на данное негативное явление, совершенствовании уголовного законодательства, оценке эффективности деятельности правоохранительных органов.

Практическая функция играет ведущую роль при изучении преступности, ее детерминант, личности преступника, при разработке мер предупреждения преступности.

Прогностическая (предсказательная) функция играет ведущую роль при изучении тенденций и закономерностей изменения преступности в будущем.

Задание 2. Криминология, будучи наукой самостоятельной, в то же время тесно связана с другими отраслями научного знания, в частности административным правом, педагогикой, оперативно-розыскной деятельностью, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, психологией, социологией, юридической психологией, судебной медициной, судебной психиатрией, теорией управления, уголовным правом, уголовным процессом, статистикой, уголовной статистикой, экономикой и другими науками.


1. Изобразите графически место криминологии в системе юридических и общественных наук.

2 . С какими юридическими науками она наиболее тесно связана и в чем это выражается? (Поясните на примере трех наук.)

Связь криминологии с наукой уголовно – исполнительного права прослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствованию деятельности исправительных учреждений. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправительного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, способствующие совершению преступлений, в предмет доказывания по уголовному делу; формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и следствия реагировать на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Уголовно - процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, о личности преступника. Не случайно, в криминологических исследованиях, как с теоретических, так и в прикладных находит широкое применение изучение материалов уголовных дел.

Имеются у криминологии точки соприкосновения и с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника). Положения криминологии используется в криминалистический теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.



3. С какими общественными науками связана криминология и в чем выражается эта связь? (Поясните на примере трех наук.)

Криминология связана с педагогикой.Опираясь на постулаты педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, могущих встать на преступный путь, на несовершеннолетних преступников.

Связь криминологии с другими не юридическими науками, например с психологией и психиатрией, существенно расширяет криминологические знания о личности различных типов преступников, мотивации преступного поведения, условиях, способствующих совершению преступлений, позволяет научно объяснять их аномальное поведение и далее прогнозировать его варианты.

Задание 3. Дайте характеристику следующим криминологическим воззрениям: а) теологическим взглядам на преступность; б) идеям Сенеки, Цицерона, Ч. Беккариа и других представителей просветительно-гуманистического направления; в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна); г) идеям русских революционных демократов (А. И. Радищева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского).

А) Теологический подход к пониманию преступности в криминологии предполагает, что преступность рассматривается с религиозно-философской точки зрения. При этом осознается, что человек несовершенен и грешен, что без духовно-нравственного воспитания, без чёткой мировоззренческой позиции он легко, порой, не осознано может переступить грань добра и зла.

Идеи философов-просветителей.

На начальном этапе своего существования криминологические проблемы были объектом рассмотрения главным образом этики (т. е. учения о нравственности, традициях), права и философии (в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия), а в средние века – разрабатывались авторами теологических доктрин. Платон считал, что преступление – это своеобразная болезнь души человека как следствие нарушения его внутренней и мировой гармонии. Им же высказана мысль и о путях предупреждения преступности и конкретных преступлений: это разработка государством таких законов, которые отвращали бы от мысли совершить преступление тех, кто может стать преступником, и тем самым оказывали на них необходимое психологическое воздействие.


В трудах Аристотеля была сформулирована идея о психическом воздействии на преступника, а также прослеживалась связь преступности с различным положением людей в обществе. В эпоху феодализма, когда господствовало теологическое мировоззрение, преступление рассматривалось как проявление «злого духа», проделка дьявола, результат действия «нечистой силы».

Томас Мор в своей знаменитой «Утопии» заявил, что преступность вызвана наличием частной собственности, эксплуатацией человека человеком, неправильным общественным устройством, поэтому обеспечение всех граждан необходимыми средствами существования избавило бы государство от преступлений.

Беккариа впервые предпринял попытку определить социальную и юридическую природу преступления (преступного) и наказания, принципы соразмерности между ними. Причины отдельных видов преступлений автор видел в тунеядстве, пресыщенности, недостатках воспитания, несовершенстве власти и закона и др. Вольтер полагал, что предупреждение преступлений и есть истинная юриспруденция. Он выделял разнопорядковые причины преступлений, категории преступников и соответствующие предупредительные меры.

Таким образом, философы-просветители выдвинули целый ряд идей, которые не только способствовали формированию криминологии как науки, но и сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Идеи социалистов-утопистов.

Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825 гг.), Шарлем Фурье (1772-1837 гг.), Робертом Оуэном (1771- 1858 гг.), работавшими на рубеже 18-19 веков.

Сен-Симон связывал преступность с господством частной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность, как массовое явление.

Согласно концепции Р. Оуэна, исходные природные качества всех людей – бедных и богатых, честных и преступников – одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависит от конкретных условий их существования.

Адольф Кетле, утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изучаться точными методами математической статистики.


Идеи русских учёных.

Среди отечественных ученых, изучавших проблемы преступности и ее предупреждения, следует, прежде всего, отметить А.Н. Радищева (1749—1802). Он предложил конструктивную методику изучения, статистического наблюдения преступности и ее причин, разработал для этого систему таблиц («ведомостей»).

Идеологи декабристского движения связывали преступность с проявлением социальных конфликтов, с экономическими и иными социальными отношениями внутри общества. Однако, связывая решение проблемы преступности с переустройством общества, предлагали утопические способы такого переустройства.

П.Я. Чаадаев источником зла считал крепостничество; развращающее общественное сознание и оскверняющее жизнь не только крепостных, но и тех, кто извлекает выгоду из существующего положения дел. Определенные надежды Чаадаев возлагал на предупредительное воздействие наказаний.

В 1913 г. Сорокин утверждал, что, хотя преступность по ее значению для общества есть социальное явление, но по сути это явление психическое. Главное, что отличает преступление, — это имеющие собственную жизнь сильные и определенные состояния сознания. По мнению Ильина, преступление всегда результат индивидуального волевого акта. Преступное поведение — результат внутреннего освобождения себя от закона.

Для отечественной криминологии была характерна тесная связь с уголовно-правовой проблематикой. И.Я. Фойницкий, Е.Н, Тарковский, Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский и другие ученые рассматривали преступность не только как юридическое понятие (совокупность составов преступлений), но и как социальное явление. Большое внимание уделяли анализу «природных и общественных условий» преступности (И.Я. Фойницкий), ее социальной детерминированности, экономических и других объективных причин.

Основное внимание эта школа уделяла анализу многочисленных данных, свидетельствующих о статистической зависимости между различными социальными, экономическими и личностными характеристиками преступников, с одной стороны, и фактами нарушения уголовного закона — с другой. Направлением, которое сделало переход на новые методологические позиции в изучении преступности, было левое крыло социологической школы уголовного права России (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский и др.).

Представители этого направления сделали верный вывод о том, что только на основе диалектического метода можно дать адекватное теоретическое описание преступности. Криминалисты-социологи левого крыла ясно осознавали, что преступность есть определенное состояние социального организма.