Файл: Задачи по криминологии к лекции 1 Задание Объясните смысл и значение основных функций криминологии описательной, объяснительной, прогностической (предсказательной), практической..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антропологическое направление в России не получило столь широкого распространения, как на Западе. Из известных российских юристов, тяготеющих к антропологам — последователям Ломброзо, можно назвать Д.А. Дриля (1846—1910). Источником преступности, по его мнению, всегда являются два основных фактора — личное и социальное, причем второе определяет первое.

В первые годы советской власти криминологические исследования проводились весьма интенсивно. Наряду со статистическими наблюдениями, изучением экономических, социальных факторов преступности большое внимание уделялось антропологическим измерениям, исследованию физической конституции, возрастных особенностей, состоянию здоровья, деятельности желез внутренней секреции, наследственности преступников.

Для организационно-методической координации проводимых в стране криминологических исследований в марте 1925 г. при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в стране центром изучения преступности. В составе института действовали четыре секции: социально-экономическая, пенитенциарная, биопсихологическая и криминалистическая.

К числу наиболее серьезных теоретических исследований этого периода относятся труды М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, В.И. Куфаева, Е.И. Тарновского, В.И. Халфина, А.С. Шляпочникова и др.

Криминология как самостоятельная наука и учебная дисциплина все более утверждается в качестве научной базы для разработки уголовной политики, научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью.

В 1966 г. вышел первый отечественный учебник по криминологии, подготовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

В последние годы происходит и интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и особенностей людей, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения.

Задание 4. Дайте определение следующим терминам: методы, методика, методология.

1) Методы
-это приемы, способы и средства исследований, с помощью которых раскрываются закономерности, формы и содержание изучаемых явлений.

2) Методика - это совокупность приемов, способов и средств, позволяющих познать преступность, ее причины и условия, особенности личности преступника и разработать систему предупреждения преступности.

3) Методология-это учение о методах, способах, средствах научного исследования преступности, ее причин и условий, особенностях личности преступника и разработке системы предупреждения преступности.

Укажите и раскройте содержание методов криминологии (не менее 10).

1) наблюдение - непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2) эксперимент - проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3) опрос - метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях.

4) анализ документальных источников информации криминологического исследования - необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5) моделирование - способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

6) анализ и синтез - представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.

7) индукция

и дедукция - Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

8) абстракция - это процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений.

9) гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, процессов.

10) системно - структурный подходпозволяет исследовать преступность как определенное сложно организованное системное образование, имеющее определенную структуру, обусловленное определенным комплексом причин и условий, а не простую совокупность преступлений.

Задание 5

Волгин, находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Дутова, совершившего хулиганские действия. Волгин, подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком «А что! Попробуем!» он набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Дутовым они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых Волгина не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено. Информация к размышлению. Волгин, 32 года, образование 8 классов, не смог продолжить образование из-за слабой успеваемости, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец инвалид, злостный пьяница, рецидивист, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома Волгин попал в компанию опытных воров. По собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. Считал, что не крадет, а берет свое, наказания не боялся, так как думал, что много не дадут. Утверждал, что слышит голоса, которые приказывают ему воровать, эти голоса вселяют силу и уверенность в себе. Освободившись из мест лишения свободы, Волгин пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. На работу устроиться не смог, знакомые и соседи смотрели косо. Проживал с матерью, отец к этому времени 13 умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. В беседе с психологом Волгин заявил, что считает себя пропащим человеком, никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции, всех окружающих. Отвечая на вопрос, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, Волгин заявил: «Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор как себя помню помаленьку тащил все, что плохо лежит, а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал работать не по мелочам, а по-настоящему, чувствовал призвание». По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у Волгина признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспособляемость к условиям среды, ригидность), также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте. Имеет удлиненные пальцы, скошенный лоб, а также сравнительно малую величину лобной кости.


Исходя из содержания информации к размышлению, обоснуйте причины преступного поведения Волгина с точки зрения следующих криминологических теорий: теория умственной отсталости; теория стигмы; генная теория; теологическая школа; антропологическая школа; теория криминальной субкультуры. Укажите, какого фактического материала вам не хватает для более обоснованной аргументации.

1) С точки зрения теории умственной отсталости: Образование 8 классов не мог закончить школу из-за плохой успеваемости. Низкое IQ.

2) С точки зрения теории стигмы: Весит клеймо злостного нарушителя и рецидивиста. Отрицательное общественное мнение о нем.

3) С точки зрения генной теории: В семье происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец инвалид, злостный пьяница, рецидивист, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения.

4) С точки зрения теологической школы: Нет определенного разграничения между добром и злом, накинулся на сотрудника полиции нанес увечья средней тяжести.

5) С точки зрения теории антропологическая:Стигмы дизэмбриогенеза. Врожденные отклонения в здоровье такие как,удлиненные пальцы, скошенный лоб, а также сравнительно малую величину лобной кости и травма головы в 17 летнем возрасте, что могло поспособствовать отклонению в развитии и как итог в совокупности с определенными факторами уголовник, рецидивист.

6) С точки зрения теории криминальной субкультуры:После ухода из дома Волгин попал в компанию опытных воров. После освобождения из исправительного учреждения проводит время в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками.

Подводя итог можно сказать что в совокупности все аспекты в той или иной степени сыграли свою роль, и даже если исключить один из них ничего бы не изменилось.