Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12653

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По этим причинам в Японии и Республике Корея активно развиваются корпоративные и индивидуальные накопительные пенсионные планы по модели англосаксонских стран. Сингапур, Малайзия, Индонезия создали накопительные пенсионные системы на базе государственных пенсионных фондов; Гонконг — на базе частных пенсионных фондов. По своему устройству данные пенсионные системы являются уникальными и мало похожи на рассмотренные выше модели англосаксонских стран.

Средние размеры капитализации рынка акций, внутренних облигаций и банковского кредита за 2007—2011 гг. в азиатских странах составили соответственно 129,0, 72,6 и 122,8%. Уровень капитализации акций здесь оказался самым высоким из рассмотренных пяти групп стран. Высокий уровень развития в данном регионе фондового рынка и банковского капитала является благоприятной предпосылкой для опережающего роста институциональных инвесторов и коллективных инвестиций в странах Юго-Восточной Азии на перспективу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным побудительным мотивом к началу реформы пенсионной системы на страховых принципах для России, как и для всех развитых стран мирового сообщества, послужил демографический кризис, который увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население и несет угрозу финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств.

Перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие и отчасти антагонистичные задачи, которые необходимо решить:

1. Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов.

2. Обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий.

3. Обеспечить долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы.

4. Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.

Пенсионная реформа, осуществляемая в России, ориентирована на страховые принципы, которые должны обеспечивать адаптацию пенсионной системы к рыночным условиям социально-экономического развития. Проводить модернизацию на базе прежнего законодательства стало проблематично.

Поэтому был принят пакет законов, устанавливающих новые нормы пенсионного права.

В соответствии с Законами №400-ФЗ и №424-ФЗ с 1 января 2015 г. введен новый порядок формирования пенсионного капитала работающих граждан и расчета пенсии. При этом накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид – накопительную пенсию. Законодательные новшества не затронули тех граждан, которым уже выплачивается трудовая пенсия по старости. Новации коснулись тех, кто вышел на пенсию в 2015 – 16 г.г. и будет выходить в последующие годы. При этом Законами предусмотрен переходный период. А это значит, что в полном объеме новые нормы заработают к 2025 г. К 2030 г. поставлена задача достичь среднего размера пенсии по старости на уровне 2,5 – 3 прожиточных минимумов пенсионера. При этом коэффициент замещения страховой пенсией по старости должен достичь 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 30 лет при средней заработной плате. Для тех граждан, которые обратятся за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, а также для тех, кто откажется от получения назначенной страховой пенсии по старости, в расчете будут применяться «премиальные» коэффициенты повышения размера фиксированной выплаты.


Таким образом, при сохранении пенсионного возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, законодатель определил нормы, делающие выгодной более длительную работу. От распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному.

Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета. На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы.

В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности.



Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста – бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Однако этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем 69 гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа.

Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций – снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не 70 отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования.


Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов. Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения.

В условиях недостаточной информированности граждан невозможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях. В заключение необходимо отметить следующее. Две главные проблемы – дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране.

Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.

Это условие выполняется и в зарубежных странах: нет ни одной 71 развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без прямой или косвенной поддержки государства в условиях переходного периода. Во всех без исключения странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при установлении пенсий применяется механизм адаптации прошлых заработков применительно к современному уровню оплаты труда в экономике, отсутствующий в российском пенсионном законодательстве. Прямым аналогом этого обязательного механизма является действующий в нашей стране порядок индексации пенсий по росту среднего заработка, но не свыше роста доходов ПФР.

В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует порядок осовременивания прошлых заработков, поскольку действует эквивалентная формула исчисления размера пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсий, отказ от общего принципа индексации страховой части трудовой пенсии по росту среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, представляется нецелесообразным.


При таком отказе страна вновь столкнется с проблемой «старения» пенсий, приводящей к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного застрахованным лицом заработка и усугублением разрыва между уровнем ранее назначенных пенсий и вновь устанавливаемых пенсий работникам одинаковых профессий и одинаковой квалификации, что неизбежно создаст крайне нежелательный конфликт различных поколений пенсионеров и приведет к эскалации требований о новом существенном повышении размеров пенсий «старым» пенсионерам.

Список использованной литературы