Файл: 1 Сравнительно правовой анализ пенсионной системы России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12651

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Американцы, которые работают на государственные компании (например, коллеги наших бюджетников — врачи, учителя, госслужащие и т.п.), также обеспечиваются дополнительной накопительной пенсией. Для них действует пенсионная программа, схожая с накопительной пенсией в частном бизнесе. Выходя на пенсию, учитель может получать 65-70 процентов своей зарплаты в виде пенсионной выплаты.

Как и в России, в США особым образом выходят на пенсию полицейские и военные. Для них существует 20-летняя выслуга лет. После такого стажа службы человек может выйти на пенсию и получать достойные деньги.

Что касается военнослужащих, то 20 лет выслуги лет в мирное время или хотя бы один день участия в реальных боевых действиях дает человеку статус ветерана. Помимо прочего, это означает специальные социальные программы, под которые попадает человек.

В США, как и в России, сегодня идут разговоры о повышении пенсионного возраста. Правда, если в России государство особенно ни с кем не советуется и стремится сэкономить средства бюджета на пенсионерах, проводя пенсионную реформу так, как ему хочется, в Штатах вокруг этой темы идут жаркие дебаты.

Республиканская партия предлагает повысить пенсионный возраст до 70 лет, демократы выступают за сохранение статус-кво. Стоит напомнить, что действующий пенсионный возраст существует в США лишь несколько последних лет, его повышение до 67 лет состоялось совсем недавно.17

Поскольку законы позволяют выходить на пенсию досрочно, теряя при этом в сумме пенсии, многие американцы именно так и поступают. В среднем американцы не дорабатывают до пенсионного возраста целые четыре года, выходя на пенсию в 63 года. Поскольку это именно среднее значение, понятно, что очень много тех, кто выходит на пенсию в минимально допустимом возрасте — 62 года.

2.2. Пенсионная система ведущих стран Европы

Пенсионные системы Германии, Великобритании и Швеции появились на рубеже XIX-XX веков. За прошедшее время они сильно изменились, однако принципы распределительной (или солидарной) и накопительной пенсий появились еще тогда

"В разных странах – разные особенности, но, тем не менее, главная такова – число пенсионеров растет, а число трудоспособного населения уменьшается. А в России еще эта демография обострена демографическим кризисом начала 90-х годов. Поэтому в Европе нет стран с чисто солидарными пенсионными системами, потому что это основная проблема. Чисто солидарная система – это так называемая солидарность поколений, то есть работающие кормят пенсионеров. Это то, что придумал в свое время Бисмарк, но это было хорошо тогда, было хорошо во время СССР, когда шесть работников кормили одного пенсионера", - объяснил Виноградов.


Чисто распределительная государственная пенсионная система была в Греции. Но в основе финансового кризиса в стране лежат именно неисполнимые социальные обязательства, которое взяло на себя государство в такой пенсионной системе.18

"Это были чисто популистские меры, которые закончились крахом. К сожалению, современные чисто солидарные пенсионные системы – это чистая финансовая пирамида. Не потому что это плохое государство, это чисто финансовая пирамида – это значит, что обязательства по выплате не подкреплены финансовыми возможностями", - добавил советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

Пенсионную систему Германии можно представить в виде трех уровней.

  1. Обязательное пенсионное страхование;

  2. Добровольное обеспечение по старости от предприятий;

  3. Частный способ накопления пенсий (добровольный).

Пенсия в Германии финансируется не только за счет страховых взносов граждан и работодателей, но и за счет государства. Кроме того, в стране действует так называемый принцип солидарности поколений: расходы государственного фонда на нынешних пенсионеров полностью компенсируется отчислением работающих людей. Стоит отметить, что чем больше выплат делает гражданин, тем выше будет его пенсия в будущем. В среднем в Германии ежемесячно отчисляется в пенсионные фонды около 20% от заработной платы.

Пенсионный возраст в Германии составляет 65-67 лет. Реформа, согласно которой до 2019 года пенсионный возраст будет увеличен до 67 лет, была принята в 2006 году. Однако граждане, родившиеся до 1 января 1953 года, имеют право выйти на пенсию в возрасте 63 лет, если их страховой стаж составляет 45 лет.

Для выхода на пенсию по старости гражданин должен иметь не менее пяти лет трудового стажа и сделать не менее 60 ежемесячных выплат. Стаж работы учитывается при расчете пенсии. Если стаж минимальный, то гражданин Германии сможет получать пенсию в размере 300 евро. Средняя пенсия по стране для мужчин составляет 930 евро, для женщин – 514 евро.

Пенсионная система Великобритании – одна из старейших в мире, начала формироваться в 1908 году. Государственная пенсия в стране делится на две части: основную и дополнительную пенсию.19

Основная пенсия представляет собой регулярные выплаты государства, которые производятся по фиксированной ставке и рассчитываются в зависимости от количества лет, в течение которых выплачивались взносы в фонд соцстрахования из зарплаты (ежемесячные выплаты составляют около 20%). Кроме того, учитываются выплаты, которые начисляются государством, пока гражданин числился безработным или получал пособия. Лицам старше 80 лет дополнительно выплачивают 0,25 фунта в неделю.



Государственную пенсию можно получать мужчинам в возрасте 65 лет и женщинам в возрасте 60 лет. Однако уже к ноябрю 2018 года пенсионный возраст для женщин увеличится до 65 лет. Планируется, что постепенно пенсионный возраст в стране увеличат до 68 лет.

Для получения полной государственной пенсии женщины должны иметь так называемый квалификационный стаж от 39 до 44 лет, мужчины – более 44 лет. Чтобы получить хотя бы минимальную пенсию надо отработать минимум 25% указанного срока. Лица, которые не получили необходимого трудового стажа, могут добровольно выплачивать средства в фонд государственного соцстрахования для увеличения пенсии.

В 2013-2014 годах размер основной государственной пенсии составлял 110 фунтов (164 доллара) в неделю. Однако этот показатель растет каждый год в зависимости от роста средней зарплаты и инфляции.

Дополнительная государственная пенсия была введена в 2002 году. Ее размер зависит от размера заработной платы и от того, получает ли гражданин какие-либо пособия. Размеры второй государственной пенсии, в отличие от основной, не фиксированы. Также гражданин не вкладывает средства в дополнительную государственную пенсию, если он участвует в другой пенсионной схеме, например, предлагаемой работодателем.

Согласно британскому законодательству, с октября 2012 года все работодатели должны вовлекать своих работников в специальные пенсионные схемы. Работники должны платить регулярные взносы, которые будут вычитываться из зарплаты. Воспользоваться этими схемами могут работники:

  • не достигшие пенсионного возраста, старше 22 лет;

  • зарабатывающие более минимальной зарплаты;

  • работающие в стране на основании контракта по трудоустройству.

В таком случае гражданин имеет право получать пенсию с 55 лет. Кроме того, их пенсионных накоплений можно взять единовременную выплату, а остальные средства получать в качестве пенсии.

Швеция

Пенсия в стране состоит из трех частей:

  1. Условно-накопительная часть формируется из взносов, которые составляют 16% от всех доходов, которые получает гражданин в Швеции. Эта часть регулярно индексируется в соответствии с макроэкономическими показателями в стране. Размер условно-накопительной части определяется за счет деления этих начислений на ожидаемую продолжительность жизни. Получать ее можно с 61 года.

  2. Персональная накопительная часть формируется в результате отчисления 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. Этими средствами управляют пенсионные фонды, которые инвестируют их за счет рыночных механизмов. Начисляется также с 61 года.

  3. Добровольная часть формируется в результате заключения коллективного договора между работниками и работодателями. Эту часть получают около 90% граждан. В среднем она составляет 10% от последней зарплаты перед выходом на пенсию.


Стоит отметить, что гражданам, которые получают маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или совсем не получают средств из госбюджета, выплачивают гарантированную пенсию. Этот тип назначается после 65 лет, если человек прожил в Швеции не менее трех лет. Однако в полном размере ее могут получить только граждане, прожившие в стране 40 лет. Размер этой пенсии составляет для одного человека 2,13 прожиточных минимума.

Минимальная пенсия в Швеции составляет 5,5 тысяч крон (или 637 долларов), средняя – 9,2 тысячи крон (1 066 долларов), максимальная – 36,8 тысяч крон (4 264 долларов).
2.3. Пенсионная система азиатских стран
В данную группу вошли Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Япония. Страны Азиатского региона существенно отличаются по устройству пенсионных систем и их ваимодействию с взаимными фондами, однако в организации их внутренней модели сбережений есть ряд общих черт [15].

В азиатской модели финансовой системы средний размер пенсионных фондов, взаимных фондов и страховщиков составил в 2007-2011 гг. соответственно 15,2, 52,9 и 27,6% ВВП. Активы коммерческих банков в среднем за период 2007—2010 гг. достигли 103,4% ВВП, что больше размера институциональных инвесторов вместе взятых. То есть в финансовом секторе здесь, как правило, преобладают банки и отчасти взаимные фонды, продавцами которых выступают крупнейшие банки. По относительному уровню развития взаимных фондов азиатский регион уступает только англосаксонским странам. В банковском секторе азиатские страны характеризуются самой низкой долей иностранных банков в активах банковской системы и самым слабым показателем уроня конкуренции среди банков, характеризуемой индексом Лернера. По размеру активов страховщиков и коммерческих банков показатель по странам Азии выше, чем у стран Латинской Америки и континентальной Европы.

Размер пенсионных фондов в странах Азии один из самых низких из пяти рассматриваемых групп стран, он лишь немного превосходит общий показатель по странам континентальной Европы. Однако при этом средний уровень государственных расходов на социальные нужды в странах Азии, составляющий всего 4,1% ВВП, — самый низкий из пяти групп стран. При преобладающем конфуцианском мировоззрении в азиатских странах государство не обременяется чрезмерными социальными расходами. Это существенно упрощает задачу формирования здесь в будущем системы пенсионных накоплений из-за отсутствия в большинстве стран необходимости финансирования государственных пенсионных обязательств на солидарной основе за счет взносов трудоспособных граждан.
20

По индексу надежности пенсионной системы швейцарской бизнес-школы IMD азиатские экономики уступают только скандинавским странам.

Относительно низкий показатель размеров пенсионных накоплений связан с несколькими обстоятельствами. Наиболее развитые пенсионные системы, например, в Японии, Республике Корея, являются распределительными, хотя и частично фондируемыми. Накопительный элемент в этих странах весьма активно развивается, но пока он еще не стал основой пенсионных систем данных стран. В других странах, например, в Индии и Китае, пенсионные системы делают лишь первые шаги. Только в Гонконге, Сингапуре и Малайзии накопительные пенсионные системы играют все более заметную роль в экономике.

Характерной особенностью пенсионной системы для 9 из 10 рассматриваемых азиатских стран является то, что ее основу составляют обязательные государственные пенсионные программы первого уровня (табл. 2.3). Исключение из данного правила — Гонконг, где обязательным является не государственный пенсионный план, а обязательный план второго уровня, управляемый частными организациями. Из 9 стран с преобладанием обязательных государственных планов в пяти странах (Китай, Таиланд, Филиппины, Южная Корея и Япония) данные планы являются распределительными; в трех странах (Индонезия, Малайзия и Сингапур) они сформированы в виде государственных пенсионных (резервных) фондов с накопительными программами; в Индии распределительная программа сосуществует вместе с государственным пенсионным фондом.

В тех странах, которые первыми создали национальные пенсионные системы в Азии (Япония, Республика Корея), они были преимущественно распределительными с установленными выплатами. Это в полной мере соответствовало азиатской модели принципа социального партнерства, ориентированного на долговременные трудовые отношения работника с одной из крупных корпораций. В такой системе выплаты пенсий осуществлялись преимущественно в виде единовременного пособия в размере 10—12 годовых окладов при достижении работником пенсионного возраста.

Однако объективные обстоятельства заставляют большинство азиатских стран активно развивать накопительные пенсионные программы. Это обусловлено не только демографической ситуацией — старением населения и ростом числа пенсионеров на одного работающего, что делает оплату пенсионных обязательств непосильным бременем для бюджета. Это также обусловлено изменениями на рынке труда, необходимостью не только стимулирования в корпорациях тех работников, которые имеют длительный трудовой стаж, но и привлечения новых талантливых людей, обладающих уникальными знаниями и навыками. Многие японские корпорации в настоящее время вынуждены перестраивать систему мотивации труда в сторону стандартов западного общества. В сфере пенсионного обеспечения это означает переориентацию старых распределительных корпоративных планов на новые накопительные программы, которые более приспособлены для стимулирования работников в условиях мобильных рынков труда.