Файл: Учебное пособие для 1011 (1112) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11летним и 12летним сроками обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Б. Варламов
ДОПРИЗЫВНАЯ
ПОДГОТОВКА
Учебное пособие для 10—11 (11—12) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
Допущено Министерством образования
Республики Беларусь
Минск
«Адукацыя i выхаванне»
2006

УДК 355.211.5(075.3=161.3=161.1)
ББК 68.49(4Беи)9я72
В18
Рецензенты: полковник, начальник отдела подготовки войск управления военного образования и подготовки войск Вооруженных Сил Республи­
ки Беларусь В . Н . В д о в и ц к и й ; учитель высшей категории допризывной подготовки СШ № 208
г. Минска И. О. Б е д е н к о .
Варламов, В. Б.
В18 Допризывная подготовка : учеб. пособие для
10—11 (11—12) кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования, с белорус, и рус. яз. обучения с 11-летним и 12-летним сро­
ками обучения / В. Б. Варламов. — Минск :
Адукацыя i выхаванне, 2006. — 384 с. : ил.
ISBN 985-471-201-Х.
УДК 355.211.5(075.3=161.3=161.1)
ББК 68.49(4Беи)9я72
© Варламов В.
В., 2006
© Оформление.
Издательство
ISBN 985-471-201-Х
«Адукацыя i выхаванне», 2006

ВВЕДЕНИЕ
Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое простран­
ство, клонирует клетки животных. Челове­
ческий разум покорил Землю, но не смог примирить человечество. Мир еще не на­
учился жить в мире. И в третье тысячеле­
тие люди вошли с грузом диктата и наси­
лия, с локальными и глобальными конф­
ликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь — миролюбивое государство. В
Конституции нашей страны записано, что
“Республика Беларусь в своей внешней по­
литике исходит из принципов равенства го­
сударств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопас­
ности. Одним из приоритетных направле­
ний обеспечения безопасности
Республики
Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным сред­
ством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатичес­
кие, экономические, информационные и
3

иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зави­
сят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало националь­
ной безопасности страны, защите Отечества дей­
ствительно всенародный характер.
Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы — приоритетными в ней стали неконтакт­
ные действия, специальные операции, действия ир­
регулярных войск, террористические акции.
Ради­
кальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого рефор­
мирования Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуаль­
ной стала допризывная подготовка граждан к во­
енной службе.
Оборона страны отнесена белорусским законода­
тельством к важнейшим функциям государства, яв­
ляется всеобщим делом, а защита Республики Бе­
ларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси ус­
тановлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, гото­
вятся и привлекаются к военной службе либо служ­
бе в резерве Вооруженных Сил или в других воин­
ских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь “О воинской обязан­
ности и воинской службе” предусматривает обяза­
тельную и добровольную подготовку граждан к во­
енной службе.
Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, кото­
рая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-техни­
ческого и среднего специального образования.
Целью допризывной подготовки является форми­
рование у юношей морально-психологической и фи­
4
зической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призыв­
ники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, пред­
назначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок про­
хождения военной службы солдатами и сержанта­
ми, основные требования Военной присяги и обще­
воинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчи­
вость, с тем чтобы, будучи призванными на воен­
ную службу, успешно овладевать вверенным воору­
жением и военной техникой.
В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для сред­
них школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколь­
ко отличается от размещения тем в программах.
Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не дол­
жно вызывать трудностей при изучении предмета.
В первом разделе учебного пособия содер­
жится теоретический материал по героическому ис­
торическому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных
Сил Республики Беларусь, военному законодатель­
ству, конкретизируются вопросы подготовки и про­
хождения военной службы. Изучение этого матери­
ала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готов­
ность к предстоящей военной службе.
Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки.
Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному воспри­
ятию вопросов первого раздела, а также дает воз­
5

можность приобрести первоначальные умения, ко­
торые помогут молодым солдатам быстрее адапти­
роваться к военной службе.
Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-пат- риотического воспитания формирует у юношей го­
товность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащих­
ся, способствует повышению их сознательности, от­
ветственности, дисциплинированности, трудовой ак­
тивности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирова­
ния Вооруженных Сил Республики Беларусь после
2001 года.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Из всех конституционных обязанностей граждан
Беларуси лишь одна определена как священная — это защита Республики
Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если по­
надобится, к вооруженной защите
Отече­
ства — Республики Беларусь.
7

ГЛАВА I
Страницы мужества и героизма
белорусского народа
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед бу­
дущим. Что мы взяли у наших предков, как вос­
пользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершенных на бе­
лорусской земле, не счесть имен героев, самоотвер­
женно защищавших свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, вой­
нах или исторических событиях, а о людях, встав­
ших на защиту родной земли, своего народа, Оте­
чества. Задумаемся, поразмышляем и оценим му­
жество, отвагу и величие духа наших предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных вой­
нах прекращали свое существование целые племе­
на, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было от­
стаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки — восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг — мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у вос­
точных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действи­
ям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
8


Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем — хазары, печенеги, половцы.
При очередных набегах они грабили, уводили плен­
ных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они со­
вершенствовали свое вооружение, чему способствова­
ло успешное развитие ремесел.
Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинопо­
ля, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киев­
ского князя Олега в 907 году против Византии му­
жественно сражались полочане и радимичи, за что
Полоцк получал дань от побежденных греков.
Но чаще нужно было защищаться, а успех при­
ходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киев­
ский Мстислав, собрав всех удельных князей, об­
ратился к ним со словами: “Друзья и братья! Ос­
тавим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложен­
ных там нашими отцами и дедами”.
Половцы были разбиты. В совместных походах против кочев­
ников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья п о л о ц к и й
Д а в и д , г р о д н е н с к и й М с т и с л а в , т у р о в с к и й Г л е б ,
п и н с к и й Я р о с л а в и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ла­
догу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Бир­
гера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярос-
9
лавич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Я к о в е П о л о ч а н и н е .
По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом, мужествовав много”. После боя князь Алек­
сандр Невский лично благодарил храброго ратника.
Еще более сокрушительное поражение было нанесе­
но крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
Невская битва (слева Александр Невский, справа —
Я. Биргер, на переднем плане — Яков Полочанин).
Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
К у л и к о в с к а я б и т в а . Ярким примером объедине­
ния сил против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого кня­
зя московского Д м и т р и я Д о н с к о г о сражались и пришедшие со своими отрядами к н я з ь п о л о ц к и й и
10


Поединок Пересвета с Челубеем. Художник М. Авилов
п с к о в с к и й А н д р е й, его брат к н я з ь Д м и т р и й О л ь -
г е р д о в и ч , к н я з ь Д м и т р и й Б о б р о к , д р у ц к и й к н я з ь
Г л е б . Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Сражение началось с поединка между двумя бо­
гатырями: русским
Александром
Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась бит­
ва. Упорство и ожесточенность Куликовского сраже­
ния летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков — воинов, пришедших на Кулико­
во поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
Г р ю н в а л ь д с к а я б и т в а . Еще одним примером со­
вместной борьбы с врагом является знаменитая
Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонско­
11
го ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни
Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конни­
цы В и т о в т а . Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены ла­
виной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ри­
нулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки.
Неприятели сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, кри­
ков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступа­
ла на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов...” Долгое время войс­
ка сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об
Грюнвальдская битва (фрагмент). Художник Я. Матейко
12
усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстислав­
ского полков. Русские сражались отчаянно, сдержи­
вая в несколько раз превосходящего их противни­
ка. Польский историк XV века Ян Длугош писал: русские витязи из смоленской земли, построен­
ные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами... Тем заслужили они бессмертную славу”.
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин- ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он счи­
тал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы — с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сда­
ваться в плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кан­
далы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захват­
чиками при Грюнвальде — золотая страница воин­
ской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
П о л о ц к и й п о л к . Высочайшим достижением во­
енного искусства конца XVIII века было взятие не­
приступной по тем временам турецкой крепости
Измаил. В беспримерном штурме под командовани­
ем А. В. Суворова принимали участие воины Бе­
лорусского егерского корпуса и Полоцкого пехот­
ного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колон­
ну с крепостного вала, командир Полоцкого пехот­
13