Файл: Институты системы образования в условиях цифровой экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа по теме:

Институты системы образования в условиях цифровой экономики

Предмет: Цифровая Экономика

Студент: Салахов Е.Т

Преподаватель: Плясова С.В

Дата: 2 декабря 2022

Цели работы:

  1. Зарегистрироваться на сайтах (https://www.coursera.org/ , https://openedu.ru/ , https://habr.com/ru/post/513490/).

  2. Оценить навигацию каждой платформы.

  3. Изучить, какие вузы представлены на каждом сайте.

  4. Проанализировать, чем отличаются на этих сайтах направления подготовки и перечень читаемых курсов.

  5. Выявить самые популярные курсы на каждом сайте. О чем свидетельствует этот выбор?

  6. Проанализировать в динамике основные показатели сайтов: число обучающихся, число курсов, количество партнеров, объем монетизации и т.д.

  7. Изучить отчет Courcera за 2020 год. Как отразился кризис коронавируса на работе платформы?

  8. Каким образом организованы практические задания на каждой из платформ? Итоговые мероприятия?

  9. Запишитесь на интересный для Вас бесплатный курс и прослушайте его. Выскажите Ваше мнение о преимуществах и недостатках онлайн обучения.


Задание 2.

Навигация по сайту зависит от тех задач, которые ставит перед собой пользователь. Вопрос состоит в том, насколько трудоемок путь для того, чтобы добраться до интересующей информации.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика навигации платформ.


Параметры сравнения

https://openedu.ru/

https://www.coursera.org/

Главное меню

Представлена информация о курсах, программах подготовки, направления и условия сотрудничества.


Небольшое количество разделов – представлены перечень курсов, поисковик и разделы информации для организаций и студентов.

Присутствует информация о проекте.

Отсутствует информация о проекте.

Имеется обратная связь.

Отсутствует обратная связь.

Поиск программ и курсов

Представление информации осуществляется по ВУЗам, направлениям подготовки, текущему состоянию (реализуются или начинаются), по языку преподавания

Представление информации осуществляется по целям, темам и предметам – что существенно облегчает поиск

Доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеется версия для слабовидящих.

Отсутствует

Описание курса

Достаточно подробные и включают характеристику программы, разделы, требования к обучающемуся, формат обучения, результаты обучения и др.

Описание программы не структурировано.

Удобство платформы

Платформа показалась более удобной для обычного пользователя. Более короткий путь для поиска программы, описание программы более информативно.

Платформа показалась менее удобной для обычного пользователя.



Задание 3.

Таблица 2 - перечень Вузов образовательных платформ.


Параметры сравнения

https://openedu.ru/

https://www.coursera.org/

Сотрудничество

Более 40 российских ВУЗов с широким спектром направлений подготовки из разных субъектов Федерации

259 ведущих мировых университетов и компаний из 54 стран, в том числе известные компании как Google,

Microsoft, IBM,

Intel, Mail.Ru Group, National Geographic Society, Amazon и др.


Разработчики

1. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

2. Российский университет транспорта (МИИТ)

3. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

4. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

5. Севастопольский государственный университет

6. Тюменский государственный университет

1. Университет Джонса Хопкинса

2. Калифорнийский технологический институт

3. Эдинбургский университет

4. Университет Торонто

5. Колумбийский университет

6. Московский физико-технический институт

8. Высшая школа экономики и др.



Задание 4.
Таблица 3 - направления подготовки и перечень читаемых курсов на образовательных платформах.


Параметры сравнения

https://www.coursera.org/

https://openedu.ru/

Представление программ

Реализуемые программы представлены по темам и предметам

Реализуемые программы представлены по:

- направлениям подготовки,

- повышение квалификации и профессиональные программы

Естественные науки

Имеются программы по астрономии, физике, математике, экологии и др.; в том числе все вышеперечисленные программы идут с дополнительным уклоном в научные исследования.

Достаточно много программ по математике, в том числе с прикладными аспектами – оптимизация, дискретные вычисления и т.п.

Очень широко представлены программы по математике, физике. При этом, например программы по математике включают непосредственно математику и в том числе с прикладными аспектами, то есть в совокупности с другими дисциплинами – информатика, моделирование, статистика, информатика, механика и т.п.

Имеются программы по химии, биологии, географии, картография, биоинженерия – но уже в меньшем объеме.

Технические науки

Включают программы по электротехнике, AutoCAD, робототехнике, 3D проектированию.

Широкий спектр программ по компьютерным т информационным технологиям. В частности представлены в большом количестве языки программирования


В значительном объеме представлены программы по информационным технологиям в разрезе сфер применения компьютерных технологий.

Имеются программы по архитектуре, градостроительству, технику и технологии строительства.

Широко представлены программы по электротехнике и электронике, энергетике.

Имеются программы по материаловедению, металлургии, технологии машиностроения и др. отраслям промышленности.

Общественные и гуманитарные науки

Широкий спектр программы по экономике и в частности с учетом необходимых навыков для бизнеса (в том числе и работы с информационными технологиями).

Имеются курсы по социологии, педагогике, истории, дизайну, фотографии, музыке и т.п.

Имеется блок программ по личностному росту.

Представлены программы по педагогическим направлениям подготовки, психологии, политологии и т.п.

Широкий спектр программ по экономике, в том числе экономика и управление, менеджмент, государственное и муниципальное управление, финансы, управление персоналом, бизнес-информатика, торговое дело и т.п.

Имеются программы по юриспруденции.



Задание 5.
Таблица 4 - Наиболее популярные курсы на образовательной платформе Coursera в 2021 г.

Курс

Партнер

Количество обучающихся зарегистрировавшихся на курс

1. Машинное обучение

Стэнфорд

4 532 820

2. Наука о благополучии

Йельский университет

3 721 254

3. Основы: Данные

Google

530 651

4. Первый шаг Корейский

Университет Йонсей

1 110 821

5. Английский язык для развития карьеры

Пенсильванский университет

1 556 973

6. Изучение того, как учиться

Глубокие Обучающие Решения

3 059 333

7. Программирование для всех (Начало работы с Python)

Мичиганский университет

2 393 017

8. Основы управления проектами

Google

359 247

9. Основы технической поддержки

Google

921 531

10. Основы дизайна пользовательского интерфейса (UX)

Google

303 624


Выбор программ, свидетельствует о высокой мотивации обучающихся постигать информационные технологии, развиваться (учится). Выбор программ свидетельствует о желании пользователей постигать новые навыки в сфере цифровизации.


На сайте «Открытое образование» не представлена статистика учета обучающихся на курсах. Расположение курсов по популярности также не осуществляется.

По данным исследования «Как живут MOOC платформы в российских реалиях» на рисунке 1 - представлена статистика посещаемости платформы «Открытое образование» за 2015 – 2017 гг.



Рисунок 1 - Статистика посещаемости платформы «Открытое образование» за 2015 – 2017 гг.
Задание 6.
Таблица 5 – Динамика показателей деятельности образовательной платформы за 2019 – 2020 гг.

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Количество курсов

3800

4600

800

121,05

Количество специализаций

400

500

100

125,00

Выручка, млн. $

184,4

293,5

109,1

159,16

Чистый убыток, млн. $

46,7

66,8

20,1

143,04

Количество зарегистрированных слушателей, млн. чел.

69

77

8

111,59


По состоянию на конец 2020 года компания имеет более 77 миллионов зарегистрированных слушателей на своей платформе. Более 4000 академических учреждений, 2000 организаций и 300 государственных учреждений использовали Coursera для обучения студентов, сотрудников и резидентов. Наличие убытка в венчурной компании является нормальным.


Монетизация Coursera основана на оплате дипломов, а само прохождение большей части курсов – бесплатно.
Задание 7.

Пандемия привела к изменению структуры занятости миллионов работников по всему миру, в том числе к повышению уровня безработице во многих странах.

В связи с этим увеличилась потребность в профессиях, связанных с информационными технологиями. Многие компании перевели работы в онлайн формат, что опять же требует от сотрудников владения информационными технологиями.

В связи с увеличением безработицы, изменением в структуре занятости населения и востребованности информационных технологий на образовательной платформе увеличилась регистрация слушателей курсов для:

- обучения новым навыкам;

- обучения новым профессиям;

- обучения профессиям, связанным с цифровой экономикой, программированием и развитием бизнеса;

Задание 8.

При прохождении практических заданий на образовательном портале Coursera используются следующие виды заданий:

- тесты,

- задания с взаимным оцениванием (анализ студенческих работ),

- создании видео/аудио записи занятия, которое впоследствии необходимо проанализировать при участии других слушателей курса,

- разработка плана занятия,

- решение задач на программирование,

- решение математических выражений.

По тестовым заданиям имеются ограничения по числу прохождения тестов, и хронологически: например, задается условие, что студент имеет только три попытки в течение 8 часов.

Многие задания являются интерактивными, для решения математических задач используются встроенные инструменты, например калькулятор.

По результатам итогового теста – при наборе соответствующего количества баллов, можно получить сертификат о прохождении курсов (при этом сертификат является платным).