Файл: Институты системы образования в условиях цифровой экономики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа по теме:
Институты системы образования в условиях цифровой экономики
Предмет: Цифровая Экономика
Студент: Салахов Е.Т
Преподаватель: Плясова С.В
Дата: 2 декабря 2022
Цели работы:
-
Зарегистрироваться на сайтах (https://www.coursera.org/ , https://openedu.ru/ , https://habr.com/ru/post/513490/). -
Оценить навигацию каждой платформы. -
Изучить, какие вузы представлены на каждом сайте. -
Проанализировать, чем отличаются на этих сайтах направления подготовки и перечень читаемых курсов. -
Выявить самые популярные курсы на каждом сайте. О чем свидетельствует этот выбор? -
Проанализировать в динамике основные показатели сайтов: число обучающихся, число курсов, количество партнеров, объем монетизации и т.д. -
Изучить отчет Courcera за 2020 год. Как отразился кризис коронавируса на работе платформы? -
Каким образом организованы практические задания на каждой из платформ? Итоговые мероприятия? -
Запишитесь на интересный для Вас бесплатный курс и прослушайте его. Выскажите Ваше мнение о преимуществах и недостатках онлайн обучения.
Задание 2.
Навигация по сайту зависит от тех задач, которые ставит перед собой пользователь. Вопрос состоит в том, насколько трудоемок путь для того, чтобы добраться до интересующей информации.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика навигации платформ.
Параметры сравнения | https://openedu.ru/ | https://www.coursera.org/ |
Главное меню | Представлена информация о курсах, программах подготовки, направления и условия сотрудничества. | Небольшое количество разделов – представлены перечень курсов, поисковик и разделы информации для организаций и студентов. |
Присутствует информация о проекте. | Отсутствует информация о проекте. | |
Имеется обратная связь. | Отсутствует обратная связь. | |
Поиск программ и курсов | Представление информации осуществляется по ВУЗам, направлениям подготовки, текущему состоянию (реализуются или начинаются), по языку преподавания | Представление информации осуществляется по целям, темам и предметам – что существенно облегчает поиск |
Доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья | Имеется версия для слабовидящих. | Отсутствует |
Описание курса | Достаточно подробные и включают характеристику программы, разделы, требования к обучающемуся, формат обучения, результаты обучения и др. | Описание программы не структурировано. |
Удобство платформы | Платформа показалась более удобной для обычного пользователя. Более короткий путь для поиска программы, описание программы более информативно. | Платформа показалась менее удобной для обычного пользователя. |
Задание 3.
Таблица 2 - перечень Вузов образовательных платформ.
Параметры сравнения | https://openedu.ru/ | https://www.coursera.org/ |
Сотрудничество | Более 40 российских ВУЗов с широким спектром направлений подготовки из разных субъектов Федерации | 259 ведущих мировых университетов и компаний из 54 стран, в том числе известные компании как Google, Microsoft, IBM, Intel, Mail.Ru Group, National Geographic Society, Amazon и др. |
Разработчики | 1. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана 2. Российский университет транспорта (МИИТ) 3. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва 4. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) 5. Севастопольский государственный университет 6. Тюменский государственный университет | 1. Университет Джонса Хопкинса 2. Калифорнийский технологический институт 3. Эдинбургский университет 4. Университет Торонто 5. Колумбийский университет 6. Московский физико-технический институт 8. Высшая школа экономики и др. |
Задание 4.
Таблица 3 - направления подготовки и перечень читаемых курсов на образовательных платформах.
Параметры сравнения | https://www.coursera.org/ | https://openedu.ru/ |
Представление программ | Реализуемые программы представлены по темам и предметам | Реализуемые программы представлены по: - направлениям подготовки, - повышение квалификации и профессиональные программы |
Естественные науки | Имеются программы по астрономии, физике, математике, экологии и др.; в том числе все вышеперечисленные программы идут с дополнительным уклоном в научные исследования. Достаточно много программ по математике, в том числе с прикладными аспектами – оптимизация, дискретные вычисления и т.п. | Очень широко представлены программы по математике, физике. При этом, например программы по математике включают непосредственно математику и в том числе с прикладными аспектами, то есть в совокупности с другими дисциплинами – информатика, моделирование, статистика, информатика, механика и т.п. Имеются программы по химии, биологии, географии, картография, биоинженерия – но уже в меньшем объеме. |
Технические науки | Включают программы по электротехнике, AutoCAD, робототехнике, 3D проектированию. Широкий спектр программ по компьютерным т информационным технологиям. В частности представлены в большом количестве языки программирования | В значительном объеме представлены программы по информационным технологиям в разрезе сфер применения компьютерных технологий. Имеются программы по архитектуре, градостроительству, технику и технологии строительства. Широко представлены программы по электротехнике и электронике, энергетике. Имеются программы по материаловедению, металлургии, технологии машиностроения и др. отраслям промышленности. |
Общественные и гуманитарные науки | Широкий спектр программы по экономике и в частности с учетом необходимых навыков для бизнеса (в том числе и работы с информационными технологиями). Имеются курсы по социологии, педагогике, истории, дизайну, фотографии, музыке и т.п. Имеется блок программ по личностному росту. | Представлены программы по педагогическим направлениям подготовки, психологии, политологии и т.п. Широкий спектр программ по экономике, в том числе экономика и управление, менеджмент, государственное и муниципальное управление, финансы, управление персоналом, бизнес-информатика, торговое дело и т.п. Имеются программы по юриспруденции. |
Задание 5.
Таблица 4 - Наиболее популярные курсы на образовательной платформе Coursera в 2021 г.
Курс | Партнер | Количество обучающихся зарегистрировавшихся на курс |
1. Машинное обучение | Стэнфорд | 4 532 820 |
2. Наука о благополучии | Йельский университет | 3 721 254 |
3. Основы: Данные | | 530 651 |
4. Первый шаг Корейский | Университет Йонсей | 1 110 821 |
5. Английский язык для развития карьеры | Пенсильванский университет | 1 556 973 |
6. Изучение того, как учиться | Глубокие Обучающие Решения | 3 059 333 |
7. Программирование для всех (Начало работы с Python) | Мичиганский университет | 2 393 017 |
8. Основы управления проектами | | 359 247 |
9. Основы технической поддержки | | 921 531 |
10. Основы дизайна пользовательского интерфейса (UX) | | 303 624 |
Выбор программ, свидетельствует о высокой мотивации обучающихся постигать информационные технологии, развиваться (учится). Выбор программ свидетельствует о желании пользователей постигать новые навыки в сфере цифровизации.
На сайте «Открытое образование» не представлена статистика учета обучающихся на курсах. Расположение курсов по популярности также не осуществляется.
По данным исследования «Как живут MOOC платформы в российских реалиях» на рисунке 1 - представлена статистика посещаемости платформы «Открытое образование» за 2015 – 2017 гг.
Рисунок 1 - Статистика посещаемости платформы «Открытое образование» за 2015 – 2017 гг.
Задание 6.
Таблица 5 – Динамика показателей деятельности образовательной платформы за 2019 – 2020 гг.
Наименование показателя | 2019 г. | 2020 г. | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
Количество курсов | 3800 | 4600 | 800 | 121,05 |
Количество специализаций | 400 | 500 | 100 | 125,00 |
Выручка, млн. $ | 184,4 | 293,5 | 109,1 | 159,16 |
Чистый убыток, млн. $ | 46,7 | 66,8 | 20,1 | 143,04 |
Количество зарегистрированных слушателей, млн. чел. | 69 | 77 | 8 | 111,59 |
По состоянию на конец 2020 года компания имеет более 77 миллионов зарегистрированных слушателей на своей платформе. Более 4000 академических учреждений, 2000 организаций и 300 государственных учреждений использовали Coursera для обучения студентов, сотрудников и резидентов. Наличие убытка в венчурной компании является нормальным.
Монетизация Coursera основана на оплате дипломов, а само прохождение большей части курсов – бесплатно.
Задание 7.
Пандемия привела к изменению структуры занятости миллионов работников по всему миру, в том числе к повышению уровня безработице во многих странах.
В связи с этим увеличилась потребность в профессиях, связанных с информационными технологиями. Многие компании перевели работы в онлайн формат, что опять же требует от сотрудников владения информационными технологиями.
В связи с увеличением безработицы, изменением в структуре занятости населения и востребованности информационных технологий на образовательной платформе увеличилась регистрация слушателей курсов для:
- обучения новым навыкам;
- обучения новым профессиям;
- обучения профессиям, связанным с цифровой экономикой, программированием и развитием бизнеса;
Задание 8.
При прохождении практических заданий на образовательном портале Coursera используются следующие виды заданий:
- тесты,
- задания с взаимным оцениванием (анализ студенческих работ),
- создании видео/аудио записи занятия, которое впоследствии необходимо проанализировать при участии других слушателей курса,
- разработка плана занятия,
- решение задач на программирование,
- решение математических выражений.
По тестовым заданиям имеются ограничения по числу прохождения тестов, и хронологически: например, задается условие, что студент имеет только три попытки в течение 8 часов.
Многие задания являются интерактивными, для решения математических задач используются встроенные инструменты, например калькулятор.
По результатам итогового теста – при наборе соответствующего количества баллов, можно получить сертификат о прохождении курсов (при этом сертификат является платным).