Файл: Межбюджетные отношения, основы ихорганизации в рфхарактеристика межбюджетных отношений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Межбюджетные отношения, основы их
организации в РФ
Характеристика межбюджетных отношений
Определение 1
Межбюджетные отношения - это взаимоотношения, в которые вступают публично-правовые образования в связи с вопросами регулирования бюджетных правоотношений, осуществлением и организацией бюджетного процесса.
Основными принципами построения межбюджетных отношений в России являются:
распределение и закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы
России,
закрепление и разграничение доходов по уровням бюджетной системы на постоянной основе,
равенство бюджетных прав муниципальных образований, субъектов Российской
Федерации,
выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субъектов Российской Федерации,
обеспечение равенства бюджетов различных уровней в их взаимоотношениях с
Федеральным бюджетом, а также равенства местных бюджетов в их отношениях с бюджетами субъектов Федерации.
Исходя из этих принципов, возможна передача отдельных видов бюджетных расходов из федерального бюджета бюджетам субъектов, а из бюджетов субъектов - в бюджеты муниципальных образований. При этом используют единую методику расчета нормативов финансовых затрат, осуществляемых в связи с предоставлением муниципальных и государственных услуг, нормативов финансовой помощи бюджетам территорий, единый порядок уплаты региональных и федеральных налогов.
Среди целей построения системы межбюджетных отношений можно выделить:
межбюджетные трансферты,
финансовое управление развитием территорий,
выравнивание обеспеченности бюджетов,
стимулирование наращивания налогового потенциала,
снижение риска недополучения финансирования по ключевым бюджетным услугам на уровне муниципального образования.
Межбюджетные трансферты
Для того, чтобы текущие задачи территориальных бюджетов решались с большей результативностью, применяют межбюджетные трансферты.
Определение 2
Межбюджетными трансфертами называют средства одного из бюджетов бюджетной системы,
которые перечисляются другому бюджету бюджетной системы.
Межбюджетные трансферты проводятся через специализированные фонды:
Фонд регионального развития,
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,
Фонд компенсаций,
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
В настоящее время в России применяются следующие виды межбюджетных трансфертов:
целевые трансферты,
блочные, или нецелевые, дотации, ориентированные на то, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность,
компенсационные выплаты.
Бюджетный кодекс России предусматривает следующие формы межбюджетных трансфертов:
бюджетный кредит. Это форма финансирования расходов бюджета, в рамках которой юридические лица или другие бюджеты получают средства на возмездной и возвратной основе,
дотация. Это предоставление бюджетных средств в бюджет другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе. Для осуществления дотаций служит Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставление дотаций осуществляется на основе бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах,
субвенции. Этот вид трансферта предусматривает предоставление бюджетных средств в бюджет другого уровня.
Состав и целевое назначение межбюджетных трансфертов зависит от расходов федерального бюджета и учитывает изменения, вносимые в бюджетное и налоговое законодательство.
Возможно предоставление межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации в следующих формах:
дотации, предназначенные для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов,
субсидии в бюджеты субъектов,
субвенции в бюджеты субъектов,
иные формы межбюджетных трансфертов для бюджетов субъектов,
межбюджетные трансферты, переводимые в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Разнообразие видов и типов трансфертов связано с их ролью в межбюджетном регулировании.
Межбюджетные трансферты позволяют решать следующие вопросы взаимоотношений федерального правительства и органов управления субъектов или муниципалитетов:
выравнивать бюджетную обеспеченность территорий и обеспечивать равномерный доступ всех территорий к гарантированному набору услуг государства,
компенсировать нижестоящим бюджетам их затраты, связанные с финансированием общенациональных мероприятий. Особенно актуально, если стоимость этих мероприятий превышает доходные возможности бюджетов,
стимулировать предоставление социальных благ в регионах в объёме, превышающем
минимальный гарантированный государством уровень. Это позволяет повышать уровень жизни и социальную обеспеченность населения,
поощрять реализацию социальных, экономических и политических реформ на своей территории нижестоящими властными органами,
снижать социальную напряженность в регионах,
стимулировать экономический рост.
Оценка межбюджетных отношений
Действующий набор форм межбюджетных трансфертов в России сложился под влиянием реализации реформ 1990-2000 годов. Система распределения межбюджетных трансфертов предусматривает возможность выравнивания бюджетной обеспеченности, устранения текущих проблем сбалансированности, стимулирования развития и ускоренного решения приоритетных задач. Производится адаптация существующего инструментария к потребностям конкретных территорий. Хотя органы власти привыкли к действующим механизмам распределения межбюджетных трансфертов, имеется ряд проблем. В частности, должны рассматриваться такие вопросы:
насколько обоснованы существующие объемы передаваемых в виде дотаций и субсидий нижестоящим бюджетам средств,
адекватна ли применяемая методология распределения трансфертов, отвечает ли она актуальным задачам развития территорий,
как оценивается реальная стоимость предоставляемых муниципальных услуг,
оптимально ли распределяется между финансовым органом и отраслевыми органами власти совокупность полномочий, связанных с методологией распределения межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям. Этот вопрос связан с централизацией и децентрализацией полномочий.
какой вариант более целесообразен: поступление в региональный бюджет максимального объема субсидий с разным целевым назначением или концентрация ресурсов на приоритетных региональных проектах, субсидируемых на федеральном уровне.
поощрять реализацию социальных, экономических и политических реформ на своей территории нижестоящими властными органами,
снижать социальную напряженность в регионах,
стимулировать экономический рост.
Оценка межбюджетных отношений
Действующий набор форм межбюджетных трансфертов в России сложился под влиянием реализации реформ 1990-2000 годов. Система распределения межбюджетных трансфертов предусматривает возможность выравнивания бюджетной обеспеченности, устранения текущих проблем сбалансированности, стимулирования развития и ускоренного решения приоритетных задач. Производится адаптация существующего инструментария к потребностям конкретных территорий. Хотя органы власти привыкли к действующим механизмам распределения межбюджетных трансфертов, имеется ряд проблем. В частности, должны рассматриваться такие вопросы:
насколько обоснованы существующие объемы передаваемых в виде дотаций и субсидий нижестоящим бюджетам средств,
адекватна ли применяемая методология распределения трансфертов, отвечает ли она актуальным задачам развития территорий,
как оценивается реальная стоимость предоставляемых муниципальных услуг,
оптимально ли распределяется между финансовым органом и отраслевыми органами власти совокупность полномочий, связанных с методологией распределения межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям. Этот вопрос связан с централизацией и децентрализацией полномочий.
какой вариант более целесообразен: поступление в региональный бюджет максимального объема субсидий с разным целевым назначением или концентрация ресурсов на приоритетных региональных проектах, субсидируемых на федеральном уровне.