Файл: 1. 2 Основная часть анкеты 7 3 Паспортичка 8 Вопросы анкеты 9.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание работы
Введение 3
1. Структура анкеты и требования к разработке ее компонентов 4
1.1 Вводная часть 4
1.2 Основная часть анкеты 7
1.3 Паспортичка 8
2. Вопросы анкеты 9
2.1 Выбор формы вопроса 9
2.2 Требования к формулировке содержания вопросов 12
2.3 Последовательность расположения вопросов в анкете 14
3. Графическое оформление анкеты. 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
В практике социологических исследований одним из распространенных видом опроса является, помимо интервью, анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. В социологии анкетирование - это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности.
Главным инструментом реализации методов наблюдения и опроса являются анкета (вопросник) и механические устройства, например, счетчики количества людей, кино-видеокамеры. Анкета применяется только при письменных ответах на поставленные вопросы. В рамках данной работы рассмотрим правила, методы и технику составления анкет.
1. Структура анкеты и требования к разработке ее компонентов
1. 1 Вводная часть
Анкетирование – разновидность метода опроса, при котором общение между исследователем и респондентом опосредовано анкетой. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетирование проводится индивидуально и в группах. При групповом анкетировании опрашивают сразу до 30–40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет. В настоящее время широко применяются онлайн-опросы в Интернете, позволяющие привлечь широкую аудиторию и получить информацию от большого количества респондентов. В качестве инструмента сбора информации применяется анкета (опросный лист).
Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов по выявлению мнений респондентов и получению от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.
Анкета как инструмент имеет определенную структуру. Любая анкета должна начинаться с вводной части – обращения к респонденту, где кратко сообщается о том, кто проводит опрос, тема, цели и задачи, практическое или научное значение, сообщается, как будут использоваться результаты. Здесь же приводятся правила заполнения (ответов на вопросы) анкеты, гарантируется анонимность.
Вторая часть анкеты – основная. По сути, это и есть сама анкета. В ней содержатся вопросы, ответы на которые дают информацию в соответствии с целями и задачами исследования, позволяют проверить выдвинутые на этапе разработки программы гипотезы. Обычно каждой из задач исследования соответствует свой блок вопросов. Но логика анкеты и логика научного анализа могут не совпадать. Рекомендуется вначале ставить простые, контактные, конкретные вопросы. Важно сразу вызвать интерес, расположение респондента к искренним и полным ответам. Затем ставят основные, сложные, вопросы на выявление мотивов, установок, оценок людей.
В третьей части, так называемой паспортичке (иногда она может быть за вводной частью), выясняются нужные для исследования социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, социальное положение, уровень жизни и т.д.
В заключение выражается благодарность респонденту за участие в исследовании. Анкета не должна быть слишком большой, чтобы не притуплялось внимание, не ослабевал интерес, не допускались ошибки и не пропускались вопросы. При групповом опросе важно добиться самостоятельности ответов.
При разработке анкеты необходимо соблюдать требования к её структуре: обращение; контактная часть; основная часть; паспортичка; благодарность.
Начнем с требований по разработке текста обращения (вводная часть). Это, прежде всего, непосредственное обращение к респонденту. В зависимости от возраста и статуса респондента, оно может быть сформулировано так: «Дорогой друг! Уважаемый коллега! Уважаемый респондент!» и др. Далее сообщается о том, кто проводит исследование.
Далее формулируется цель исследования. Например: изучение мнения студентов по вопросам организации волонтерского движения на факультетах, или изучение проблем адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе и др. Далее сообщается о том, как будут использоваться результаты исследования.
Когда проводятся массовые исследования, как правило сообщается, что результаты будут использоваться в обобщенном виде. А о важности ответов конкретного респондента: «ваши ответы и предложения помогут организаторам в планировании изучаемых аспектов в работе со студентами», или «ваши предложения помогут повысить эффективность проводимых студентами волонтерских акций» и др.
В следующей части обращения дается инструкция по заполнению анкеты, например: «Отвечая на вопросы анкеты, обведите кружком вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. На вопросы, не имеющие вариантов ответа, напишите свой». В завершении выражается благодарность респонденту за участие в исследовании: «Заранее благодарим Вас за участие!».
1.2 Основная часть анкеты
Основная часть анкеты посвящена вопросам, которые позволяют достичь цели и задач исследования. Под вопросами анкеты понимают все речевые сообщения как в вопросительной, так и в утвердительной или отрицательной формулировках, предлагаемые исследователем респонденту и побуждающие последнего письменно реагировать на это высказывание. Следовательно, вопросом анкеты называется как собственно вопрос, так и высказывание, незаконченное предложение, таблица, требующие самостоятельного формулирования ответа, а также соединение вопроса с готовыми вариантами ответа (закрытый опрос). Основную часть анкеты составляют сложные вопросы, требующие внимания, анализа, размышления. Чтобы снять напряжение и переключить внимание респондента на новую тему, используются иллюстрации. В виде рисунков оформляются некоторые вопросы, чтобы разнообразить технику заполнения анкеты. Отсюда видна еще одна из положительных черт этого способа опроса: снижение монотонности заполнения, уменьшение психологической нагрузки.
Однако начинать надо с более простых вопросов, не требующих напряжения и не снижающих, а повышающих мотивацию респондента.
Таким образом, основная часть анкеты содержит многообразие вопросов, с помощью которых исследователь стремится получить максимум объективной информации в соответствии с целями исследования.
1.3 Паспортичка
Паспортичка содержит социально-демографические сведения о респонденте. Объем этих сведений свидетельствует о глубине последующего анализа собранной информации. Переходя к этой части анкеты, обычно к респонденту обращаются такими словами: Немного о себе. Например: Ваш пол, ваш возраст, семейное положение, образование и тд.
Когда выборка содержит представителей разных направлений деятельности, в паспортичку включают сведения о занятости респондента, если исследуются социально-экономические вопросы, связанные с удовлетворением различных потребностей, вносят вопрос о доходе семьи, как правило, на одного члена семьи. Например: где вы жили до поступления, где вы проживаете сейчас, как бы вы оценили материальное положение своей семьи, образование родителей и тд.
2. Вопросы анкеты
2.1 Выбор формы вопроса
Все вопросы основной части можно разделить на 3 большие группы:
1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
2) по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
3) по функции (основные и неосновные).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Например: планируете ли вы по окончании обучения работать по профессии.
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.
Пример: Оцените свой уровень готовности к решению различных задач по организации взаимодействия между участниками образовательного процесса в школе (в том числе по решению и предотвращению конфликтов).
Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.). Мы приводили примеры подобных вопросов.
По форме предъявляемого материала вопросы могут быть открытые и закрытые, прямые и косвенные. Рассмотрим их по отдельности.
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением.
Например: Какими, на Ваш взгляд, мотивами руководствуются молодые люди, поступающие в педагогический университет?
Иногда для облегчения процесса обработки информации респондентам предлагается выбрать ограниченное число вопросов, например, не более трех.
Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные – нескольких вариантов ответов (предыдущий пример).
Пример альтернативного вопроса: Считаете ли Вы, что современные студенты-первокурсники испытывают серьезные затруднения в процессе обучения в вузе?
Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация. Например, вместо прямого вопроса «Почему Вы не участвуете в работе студенческого совета общежития?» можно спросить: «Когда я слышу, что студентов упрекают в том, что они не участвуют в работе студенческого совета общежития, я думаю, что…». Отвечая, на такой вопрос респондент опирается на собственный опыт, но сообщает о нем в безличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.
Основные и неосновные вопросы Основные вопросы, как правило, направлены на сбор информации о содержании исследуемого объекта, явления. Неосновные часто применяются для проверки искренности ответов. Это так называемые контрольные вопросы. Если основной вопрос звучит так: «Знаете ли вы мероприятия, направленные на социальную поддержку членов коллектива вашей организации?», то контрольный вопрос, который может следовать за ним, звучит так: «Какие из запланированных мероприятий вы считаете наиболее важными»? К неосновным также относят вопросы-фильтры. Их назначение – отсечь тех респондентов, которые не будут отвечать на следующий вопрос. Здесь важно, чтобы вопросы-фильтры были снабжены указателями-переходами для разных групп респондентов.
Например: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те студенты, кто проходил практику в социально-реабилитационном центре. Те, кто не проходил, переходят к вопросу №…».
Таким образом, выбирая тот или иной вариант вопроса, необходимо знать возможности его наиболее адекватного использования для получения достоверной информации.
2.2 Требования к формулировке содержания вопросов
Повышению достоверности ответов служат методические требования к вопросам анкеты, позволяющие респонденту уклониться от ответа или выразить неопределенное мнение, такое как «затрудняюсь ответить», «когда как», «бывает по-разному». По мнению М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, «отсутствие таких вариантов ответа, создавая видимость благополучия, может скрывать серьезные просчеты исследователя, допущенные при разработке анкеты, и приводит к недостоверности информации, к искажению реального положения дел»