Файл: 1. 2 Основная часть анкеты 7 3 Паспортичка 8 Вопросы анкеты 9.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С.С. Новикова, А.В. Соловьев, Л.М. Фридман предлагают при составлении анкеты придерживаться общепризнанных правил: По формулировке вопросов
1. Вопросы не должны содержать трудных и неясных формулировок, специальных терминов.
2. В вопросах не должны прослеживаться ценности, мнение, установки исследователя.
3. Нельзя допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла к ответу.
4. Если на один вопрос много вариантов ответов, лучше задать несколько вопросов (но, как правило, исследователи стараются дать максимальное число ответов на поставленный вопрос).
5. Вопросы закрытых анкет должны предполагать ответ только в одном смысле (да, нет, не знаю) или предлагать несколько ответов, из которых надо сделать выбор.
6. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной или социальной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным или неуверенным?», лучше: «После того как прошел критический момент ситуации, склонны ли вы думать о чем-либо, что вы должны были сделать, но не сделали?»).
7. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов учеников.
Начинающему исследователю довольно трудно придерживаться перечисленных требований. Однако знать их важно с тем, чтобы при разработке вопросов анкеты использовать такие формулировки, которые бы повышали достоверность получаемой информации, а не наоборот, снижали бы ее.
2.3 Последовательность расположения вопросов в анкете
По мнению Ф.Э. Шереги, анкета – это сценарий беседы с респондентом. Началу такой беседы предшествует вступление (обращение к респонденту), где, как мы писали выше, излагаются тема, цели, задачи опроса, указывается, кто его проводит; дается инструкция по заполнению анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Задача таких вопросов – сформировать установку на сотрудничество, заинтересовать и включить в круг обсуждаемых вопросов.
Сложные вопросы, требующие напряжения памяти, активизации внимания, других интеллектуальных действий, размещаются, как правило, в середине анкеты.
Если анкета большая по объему, то вопросы в ней могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом должен быть обозначен переход к следующей части анкеты. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о вашей профессиональной деятельности. Теперь несколько вопросов о ваших возможностях для организации семейного отдыха…».
К завершению работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться, поэтому в конце анкеты помещают «паспортичку», с помощью которой получают данные о личности респондента.
При составлении композиции анкеты Ф.Э. Шереги рекомендует:
1. Проверить, достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответов на вопросы.
2. Вопросы в начале анкеты должны быть простыми, в середине – сложными, в конце – снова простыми.
3. При переходе от одного блока вопросов к другому необходимо включить буферные вопросы.
4. Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом.
5. Если есть подозрение, что не все респонденты компетентны в вопросах, необходимо вставить вопрос-фильтр.
6. Нельзя допускать скопления однотипных вопросов.
7. Не следует задавать вопросы, превышающие возможности памяти респондентов (о событиях, которые произошли очень давно).
3. Графическое оформление анкеты
При графическом оформлении анкеты важно помнить:
1. Шрифт текста не должен быть слишком мелким.
2. Текст вопроса и варианты ответов лучше печатать разными шрифтами для их различимости.
3. Для ответа на открытые и полуоткрытые вопросы должно быть достаточное количество строк.
4. Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Существенную роль в графическом оформлении анкеты имеют иллюстративные материалы. Иллюстрации могут снимать утомление, переключать внимание на новую тему, пояснять содержание вопросов. В виде рисунков можно оформить и отдельные вопросы. Например, вопрос о предпочитаемых видах занятий в свободное время может быть задан в виде рисунков, изображающих эти занятия. Респондента в таком случае просят отметить условным знаком те занятия, которые он предпочитает.
В форме картинок можно предложить вопрос в виде незаконченного предложения. Предположим, один из двух изображенных на рисунках собеседников произносит незаконченную фразу. Вопрос можно сформулировать так: «Вы видите на рисунке двух беседующих мужчин, один из которых не закончил фразу. Как Вы думаете, что он хотел сказать? Завершите эту фразу, пожалуйста».
Вопросы иллюстрации играют методическую функцию: разнообразят технику заполнения анкеты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.
Число вопросов в анкете не может быть чрезмерным. После сорока пяти минут непрерывной работы снижается внимание респондента. Важно, чтобы инструментарий соответствовал возможностям респондента, как интеллектуальным, так и психофизическим.
Чтобы окончательно удостовериться в качестве составленной анкеты, нужно провести пробное исследование на небольшой группе людей. Это позволит не только уточнить правильную формулировку и содержание вопросов, полноту варианта анкеты, но и выявить и исключить лишние вопросы, определить те, которые будут наиболее сложными для опрашиваемых, и сделать их более доступными.
Анкетный опрос широко применяется в социальных исследованиях. Как и любой другой метод сбора информации он имеет свои достоинства и недостатки. Начнем с недостатков.
Заключение
Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.
В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки ― постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Анкету нельзя начинать разрабатывать без определения целей и задач, а также параметров опроса, т.е. состава показателей, возможных единиц измерений и т.д. После выбора способа опроса необходимо выписать все возможные вопросы на бумаге, не обращая особого внимания на их формулировки, чтобы ничего не упустить.
При разработке основной части вопросника следует обратить внимание на: тип вопросов (формат ответов), содержание вопросов и их число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы.
Список использованных источников
1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. – Москва: РУДН, 2008.
2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / И.А. Бутенко. – Москва: Высш. шк., 1989. – 175 с.
3. Валеев, Г.Х. Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания / Г.Х. Валеев. – Москва: Наука, 2005. – 234 с.
4. Волков, Б.С. Методы исследований в психологии / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.
5. Горшков, М.К. Прикладная социология + практикум в ЭБС: учебник и практикум / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги, Б.З. Докторов. – 3-е изд., перераб. и дополн. – Москва: ООО «Изд-во ЮРАЙТ», 2018. – 399 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 9785534053425.
6. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социальнореабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. – Москва: Академия, 2010; 2013.
7. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа: в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Дивицына, Л.К. Миронова. – Москва: Проспект, 2006.
8. Дьячек, Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика / Т.П. Дьячек. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 168 с.