Файл: 1. Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи 5.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи 5
2. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества 11
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение
Проблема личностного самоопределения в психологии занимает важное место. Это обусловлено не только необходимостью осознанности человеком своих жизненных выборов, но и значимостью этого для психологического здоровья и удовлетворенностью жизнью. Самоопределение – понятие достаточно широкое. Оно предполагает выбор личностью целей собственной реализации во всех сферах своей жизнедеятельности, выбор ценностей и смыслов жизни.
Профессиональное самоопределение, являющееся частью целого, сегодня тоже имеет личностно-ориентированное значение. В современных условиях при выборе профессии происходит смещение ориентиров - с ориентиров на потребности общества, на ориентиры собственной самоактуализации, поэтому профессиональное самоопределение приобретает особую актуальность.
Проблема профессионального самоопределения, не смотря на ее изученность, все время требует научного анализа, так как велико ее прикладное и практическое значение. Самоопределение в профессии для каждого человека является не просто выбором того или иного варианта его трудовой деятельности, это выбор постижения сложной системы знаний, умений и навыков, развития компетентности в определенной социальной сфере со своими ценностями, целями, средствами и укладом сознания в целом.
В отечественной науке, этой проблемой занимались такие известные ученые, как Н.С. Пряжников, А.А. Вербицкий, К.М. Гуревич, Л.М. Митина, Н.В. Самоукина и др. Эти исследования подтверждают актуальность не только научных, но и практикоориентированных исследований проблемы профессиональных предпочтений и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте для повышения эффективности профориентационных программ для молодежи.
Цель исследования – изучение привлекательности профессий и направлений профессионального обучения с точки зрения молодежи.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – профессиональные предпочтения у молодежи как условие профессионального самоопределения.
Для эффективного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить динамику изменений в привлекательности профессий у молодежи;
2. Рассмотреть профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества.
Методы исследования:
1.Метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
2.Метод анкетирования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи
Профессиональное самоопределение в науке рассматривается как значимая составляющая личностного самоопределения человека в пространстве собственной жизни. Понятие «Самоопределение» используется в различных науках – философии, социологии, психологии, культурологии, политологии, педагогике, и не смотря на различный предмет исследования этих наук, все они понимают под этим сознательное проявление личности или группы в мире, в различных социальных сферах и ситуациях в соответствии со своим мировоззрением, целями и ценностями. Так, современный философский словарь толкует самоопределение (англ. selfdetermination) - как «…процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы…» [21]. Энциклопедия социологии предлагает три позиции понимания этого термина: «самоопределение:
1. Понимание или детерминация субъектом своей собственной природы или основных свойств.
2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
3. Право нации, народа и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне» [2]. Российская педагогическая энциклопедия говорит, что «самоопределение – это центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений…» [5].
На современном этапе развития науки, как отечественной, так и зарубежной, проблему профессионального самоопределения изучают с ряда позиций, основными из которых являются профориентационный, с позиций разновидности личностного самоопределения, с точки зрения профессионального развития и с позиций социального самоопределения в целом.
По мнению сторонников профориентационного подхода, в профессиональном самоопределении личности ориентация в профессиональном плане должна сопровождать человека всю жизнь, но особую актуальность это приобретает в подростковых и юношеских возрастах, где впервые актуализируется потребность в самоопределении, причем она же становится и необходимостью, т.е., в этом возрасте ребенок вынужден делать эти выборы [7].
Профессиональное самоопределение, рассматриваемое с разных позиций, тем не менее, понимается однозначно, как выбор пути, выбор способов своей реализации относительно профессиональной сферы, которая по тем или иным параметрам привлекательна для индивида. Независимо от того, рассматривается ли профессиональное самоопределение как акт воплощения себя через решение, либо как путь этого воплощения, все авторы говорят о ней, как о процессе с характеристиками непрерывности и динамичности. Такой анализ позволил на сегодняшний день выделить структурные элементы профессионального самоопределения личности, а также проследить путь его формирования в последовательности, обусловленной закономерностями психического и психологического развития личности.
Исследования содержания и структуры профессионального самоопределения привели не только к выделению и систематизации компонентов самоопределения, но и к разработке его модели. Так, автором Н.С. Пряжниковым, изучавшим смыслосодержательные элементы самоопределения в профессии, была предложена такая модель. Она получила название содержательно-процессуальной, где им раскрывается последовательность процесса профессионального самоопределения и обозначаются содержательные характеристики каждого процессуального этапа. По его мнению, профессиональное самоопределение у человека начинается задолго до непосредственного выбора пути и направления профессиональной реализации. Он считает, что процесс берет начало с момента постижения человеком необходимости, полезности и ценности труда вообще и появлении осознанной позиции по отношению к профессиональной подготовке, вернее ее необходимости, желательности. Завершается же процесс непосредственной реализацией имеющегося профессионального плана в непосредственной трудовой деятельности [15].
Динамика образовательных ценностей, привлекательности разных видов профессиональной деятельности и отношения молодежи к науке менялась кардинальным образом в нашей стране. В последние годы реформирование отечественного образования проводится по множеству кардинальных аспектов.
а) Отношение к профессиональному выбору молодежи в «классические» годы развития научного потенциала страны в советское время. В те годы во многих регионах нашей страны проводились исследования. Отметим только результаты исследования среди выпускников школ, проведенного в Ленинграде под руководством В.В. Водзинской в 1964 г. Изучалось отношение к 80 профессиям по 4-м критериям, в том числе по привлекательности. Профессии, которые заняли первые места в том списке: физик, инженер-радиотехник, научный работник в области медицины, геолог, математик, химик, летчик, биолог; среди последних мест бухгалтер – 77 место, продавец – 75, экономист – 61 [1; 2]. Большинство профессий (а их сферы представляли классический пакет школьного обучения) – физик, математик, химик и др. использовались в списке с указанием перспективы «научный работник в области…», принципиально вдохновляющий молодежь в те годы и удручающий нынешнюю молодежь в своей основной массе.
б) С начала 90-х годов в стране стремительно разрушались все общественные структуры, включая и высшее образование.
Вплоть до середины 90-х годов казалось, что престиж высшего образования не возродится, привлекательность его утеряна навсегда. Только отдельные категории населения в социальной структуре общества стремились воспроизводить себя, поддерживать ценности образования и культуры для своих детей через образование. Наука, научные профессии перестали обеспечивать даже минимальное существование работников этих сфер. Общее восприятие ситуации разрухи, общий дух ситуации запустения так или иначе входит в представления подрастающего поколения. Социологическими опросами обнаруживается кардинальная трансформация профессиональных предпочтений молодежи. Объекты прежних образовательных и профессиональных увлечений молодежи теряют самые большие очки – с первых мест на самые аутсайдерские позиции уходят классические учебные дисциплины и связанные с ними профессии (физик – на 49-е, математик – на 41-е, химик — на 50-е, биолог — на 48-е при списке в 55 профессий).
Бывшие же профессии-аутсайдеры в профессиональных предпочтениях школьников выходят в верхний ряд с новыми лидерскими профессиями (в предпочтениях молодежи экономисты — на 2-м, бухгалтеры — на 14-м, подняли свой статус продавцы – 27-е и др.) [13]. Предпочтения стали отдаваться занятиям, связанным с обслуживанием кем-то созданных материальных продуктов и видов деятельности, — рекламный бизнес, агенты по продажам, юристы.
в) С середины 90-х ситуация стала существенно улучшаться. Панические настроения, общее восприятие краха сменилось трезвой критикой и пониманием необходимости реформирования, стремлением к переменам. Ключевые слова нового периода: «модернизация», «реформы», «личностноориентированное обучение», «компетентностный подход». Появились концепции, стратегии, программы развития образования, сформулированы привлекательные социальные установки.
В то же время зафиксированы также отягчающие развитие отечественного образования обстоятельства: коррупция, селекция детей, выталкивании в девиацию и на обочину жизни значительной части подрастающего поколения, огромная социальная дифференциация в отношении доступности качественного образования. Высшее образование распалось на две неравные части: массовое высшее профессиональное образование и небольшая часть элитного высшего образования.
г) К концу 90-х годов молодежь во все увеличивающемся объеме устремилась в вузы. Социологические исследования стали изучать мотивацию получения высшего образования. Она оказалась специфической – в ней не просматривалось трех принципиальных вещей: интереса к науке, интереса к преподавательской деятельности в вузе, интереса к творчеству.
В начале нового тысячелетия молодежь и студенты ориентируются на карьеру, продвижение, хорошо оплачиваемую работу, материальное благополучие, престиж и т. п. В принципе, эти ценности превалируют до настоящего времени. Представления о самореализации связаны преимущественно с идеей хорошо оплачиваемой работы, которая своим следствием имеет обеспечение материальной стороны жизни.
Много информации мы можем найти, собирая свидетельства конечных потребителей, оценивающих непосредственно качество получаемого образования, – студентов. Современная ситуация дает студентам технических специальностей лучшие условия для карьеры и самореализации. Они, как показывают данные нашего пилотажного исследования, востребованы в городе и за рубежом, спрос по стране они знают плохо. 75 % таких студентов уже на 3-4-ом курсах рассматривают в своих планах отъезд за границу. Кроме того, в ответах студентов зачастую звучит обида на ситуацию незаинтересованности ими в родной стране [11].
Несмотря на количество и значительность запускаемых в стране инициатив, нет четкого представления о положительных тенденциях в российском образовании. В ответ на озвученные выше тревоги и предложения необходимо проведение эмпирических исследований микроуровня, где, так или иначе, прозвучат голоса и количественные оценки студентов технических вузов о перспективах профессии в стране, о намерения найти сферу профессиональной самореализации.