Файл: 1. Динамика изменения в привлекательности профессий у молодежи 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи с позиции статистических срезов и динамики ориентаций и характера жизненных путей позволяет судить о субъективных планах и действительных жизненных шагах молодежи в определенные периоды, в конкретных экономических, политических, социальных, демографических условиях.

2. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества


Молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества, играя критическую роль в развитии экономики, культуры, политики и других сфер. Как объект и субъект процесса социализации молодежь активно впитывает в себя все общественные воздействия, ценности и идеалы, чутко реагирует на изменения, а зачастую и инициирует инновационные тенденции в развитии общества. Молодежь представляет собой такой ресурс, который призван обеспечить не только воспроизводство социальной системы, но и ее обновление. Серьезность миссии, возлагаемой на молодое поколение, обуславливает повышенный интерес к этой группе ученых и исследователей, в частности, социологов, психологов, педагогов, историков, экономистов, культурологов и др.

Ключевым элементом образовательно-профессиональных стратегий молодежи являются планы выпускников на окончание 9-го и 11-го классов, рассматриваемые через призму такого фактора, как образовательный выбор. Считается, что к окончанию средней школы (и тем более неполной средней) перед молодыми людьми возникает целый спектр проблем, касающихся их ближайшего и дальнейшего будущего.

Молодежь в своем профессиональном выборе дает ответы на следующие вопросы:

«а) кем быть, т. е. какое место занять в системе общественного разделения труда?;

б) к какой социальной группе принадлежать?;

в) где работать? (выбор занятия во многом связан с выбором места жительства);

г) с кем работать? и

д) какой стиль жизни избрать?».

Эти и многие другие вопросы встают, в первую очередь, перед учащимися, заканчивающими 9-й и 11-й классы средней школы.

При этом выпускники находятся в фазе интенсивного профессионального самоопределения, которое имеет некоторые особенности. В частности, именно для данной группы молодежи наиболее актуальна проблема образовательного выбора. Наличие общего образования в современном обществе не является достаточным условием для формирования зрелой личности, профессионально ориентированной и готовой к выполнению определенного вида труда. Иначе говоря, «аттестат зрелости», в символическом смысле этого слова, выдается молодому человеку гораздо позже окончания средней школы. Имея общую подготовку, выпускники нуждаются в получении профессионального образования. Зачастую именно выбор типа и уровня образовательного учреждения определяет дальнейшее профессиональное развитие молодого человека [18].


Решающее значение в процессе самоопределения молодежи имеет выбор профессии, того дела, которым хотелось бы заниматься в течение достаточно длительного периода времени. Надо сказать, что это один из самых сложных выборов в жизни каждого молодого человека, на который влияет множество различных факторов (семья, ближайшее окружение, личные способности, региональные особенности рынка труда и образовательных услуг, общественное мнение и др.). Профессиональный выбор представляет собой точку пересечения субъективных, личных желаний и предпочтений молодежи, с одной стороны, и объективных, внешних по отношению к конкретному индивиду, возможностей и ограничений, с другой стороны. Молодой человек как будто постоянно балансирует на весах, пытаясь ответить на вопросы: «Что я хочу?» и «Что я могу?».

В условиях практически тотальной вовлеченности молодежи в получение высшего образования профессиональный выбор отходит на второй план, подменяясь образовательным. Неопределенность выпускников-абитуриентов в отношении будущей профессии становится нормой: главное – поступить в желаемый вуз, а специальность имеет второстепенное значение. В итоге, та специальность, на которую удалось поступить (пройти по баллам), и становится будущим занятием. Другое дело, когда человек изначально ориентирован на определенную профессию и довольно осознанно делает свой выбор. В таком случае можно предположить, что на выходе из вуза общество получит специалиста, высококвалифицированного и готового к работе в соответствии с полученным образованием. Отсюда вытекает необходимость изучения проблем профессионального выбора современной молодежи в связи с ее образовательной ориентацией [18].

Необходимо отметить, что важным фактором, влияющим на процесс профессионального самоопределения молодого человека, является складывающееся у него представление о профессиях. Известно, что вокруг многих профессий (например, рабочий и менеджер) образуются разнообразные смысловые поля. На профессиональный выбор, а значит, и выбор жизненного пути особенно влияет такой фактор, как престижность профессии в общественном мнении. Социальные стереотипы и мифы, сопровождающие различные виды трудовой деятельности, во многом определяют привлекательные и непривлекательные для молодого человека наборы профессий.

Например, особенно ярко поляризуются в сознании молодежи две большие группы профессий: рабочие, предполагающие преимущественно физический и исполнительский труд, и специалисты (менеджеры, управленцы), занятые умственным и управленческим трудом. Интеллектуализация общественного производства все больше вытесняет физический труд на периферию профессиональной иерархии с точки зрения социального престижа. Это не может не отражаться в индивидуальных представлениях о привлекательности тех или иных профессий и связанных с ними типов образовательных учреждений. Так, обучение в ПТУ (т. е. получение собственно рабочей специальности) зачастую сопровождается набором отрицательных коннотаций, стигматизирующих и ограничивающих личность учащихся до так называемого «пэтэушника». Занятость в сфере высококвалифицированного интеллектуального труда является индикатором высокого социального статуса, а рабочие профессии объявляются уделом депривированных слоев.



В данном эмпирическом исследовании предпринята попытка изучить отношение учащихся к высшему и начальному профессиональному образованию по двум индикаторам: прямой оценки в терминах «положительно-отрицательно» и косвенной оценки через согласие / несогласие с рядом суждений.

В целом учащиеся 11-х и 9-х классов положительно оценивают высшее образование и отрицательно – начальное профессиональное (4,8 и 4,3 – 2,6 и 2,7 соответственно по 5-балльной шкале). При этом одиннадцатиклассники дают более радикальные оценки по сравнению с девятиклассниками, т. е. они более высоко оценивают вуз и более низко ПТУ. Это скорее обусловлено относительной гомогенностью выпускников полной средней школы, в большей степени сориентированных на высшее образование. Косвенная оценка в целом подтверждает общее отношение учащихся к этим двум типам профессиональной подготовки (табл. 1).

Таблица 1 – Отношение учащихся к высшему образованию и обучению в ПТУ

Суждения

Доля полностью и частично согласившихся

11 класс, %

9 класс, %

Высшее образование ценно само по себе для всестороннего развития личности

92,8

93,9

Высшее образование — залог успешной профессиональной карьеры

95,6

94,0

Высшее образование в большей степени гарантирует получение высокооплачиваемой работы

77,3

84,8

Обучение в ПТУ дает мало перспектив в жизни

80,8

78,6

Рабочая специальность мне в любом случае не подходит, даже если она имеет какие-то плюсы

69,2

54,1

При выборе работы для меня в большей степени важна ее престижность

81,6

81,2

Любая работа, независимо от уровня образования (квалификации), мне подходит, если за нее хорошо платят

51,5

57,4


Высшее образование имеет универсальное значение для молодежи, приобретая статус самостоятельного ценностного ориентира — терминальной ценности. Оно прочно ассоциируется с успешной профессиональной карьерой, чуть менее — с высоким доходом. Надо сказать, что одиннадцатиклассники, в целом, более сдержанно, чем девятиклассники, оценивают связь образования и дохода в современных российских условиях. Касательно ПТУ, дается весьма пессимистическая оценка жизненных перспектив такого уровня подготовки, хотя высока доля лиц, предполагающих для себя возможность получения такой профессии в будущем (особенно это характерно для учащихся 9-х классов – 45,9 %). Таким образом, нельзя сказать, что молодежь в основном настроена категорически против рабочих профессий. На этапе конструирования молодыми людьми своих жизненных планов, безусловно, происходит ориентация на
более высокие позиции как наиболее желательные, т. е. сначала молодежь определяет уровень своих притязаний («что я хочу?»), а уж потом анализирует свои возможности («что я могу?») Это противоречие отразилось и в собственно трудовых ориентациях учащихся. Так, большинство респондентов указали важность престижности будущей работы, но при этом чуть более половины согласились бы на любую работу при условии хорошей оплаты труда.

Теперь стоит обратить внимание на факторы профессионального выбора современной молодежи, в частности, на ее трудовые ценности (табл. 2).

Таблица 2 – Факторы привлекательности профессии

Факторы

11 класс, %

9 класс, %

Заработная плата

79,4

74,8

Возможность сделать карьеру

58,6

60,0

Интересное содержание, процесс труда

47,8

29,8

Популярность, престижность

40,0

27,5

Возможность развить свои способности

29,2

34,0

Возможность приносить людям пользу

27,2

26,8

Возможность иметь свободное время

26,4

29,8

Возможность общения с людьми

26,4

26,8

Творческий характер профессии

20,8

21,0

Возможность управлять другими

12,5

11,4

Интеллектуальный характер профессии

11,4

9,8

Сложный характер профессии

3,1

8,6


Наиболее важной характеристикой будущей работы, с точки зрения молодежи, является оплата труда. Второе по значимости место занимает статусная составляющая — возможность карьерного роста, третье – содержательный аспект труда, причем для одиннадцатиклассников представляет интерес сам процесс труда, а для девятиклассников – возможность развить свои способности в ходе трудовой деятельности. Для значительной доли одиннадцатиклассников становится важной такая характеристика, как престижность, популярность в общественном мнении будущей профессии и места работы. В этом основное отличие трудовых ценностей этой группы учащихся, представляющей собой специфическую категорию молодежи, ориентированную на высшее образование и претендующую на высокие позиции в обществе.


Интересно, что такие факторы профессионального выбора, как интеллектуальный характер и возможность управлять другими, не являются популярными среди молодежи, т. е. не определяют привлекательность той или иной профессии. Эти характеристики скорее ассоциируются у молодежи с достаточно сложной работой, требующей значительного напряжения, а, как видно из таблицы 5, такие профессии являются самыми непривлекательными для подрастающего поколения. Тяжелый, упорный труд не является ценностью в сознании молодого поколения, за исключением только тех случаев, когда он обеспечивает высокий заработок и, соответственно, высокий уровень потребительской активности.

Сравнивая две социальные системы, советскую и современную, исследователи говорят о том, что «идеология советского общества носила трудоцентристский характер, труд в ней имел своего рода священный, сакральный смысл». Сегодня наблюдается десакрализация труда как такового, превращение его из терминальной ценности в инструментальную, т. е. «выполняемая работа рассматривается в данном случае только как средство удовлетворения потребностей, лежащих за пределами сферы труда». Подобная инструментализация труда характеризует, в первую очередь, группу молодых работников, наиболее интенсивно вовлеченную в происходящие в современном российском обществе трансформационные процессы. Одним из таких процессов, повлиявших на трудовую мотивацию молодежи, является становление так называемого «общества потребления», которое сменяет собой общество труда. Этот новый тип общества расставляет следующие приоритеты в ценностных ориентациях молодежи: высокий уровень потребительской активности — высокооплачиваемая и престижная работа — высшее образование. Многие исследователи уже заговорили о том, что в России формируется новая культура (в том числе, трудовая) молодого поколения, в основу которой положены ценности индивидуализма, достижения и потребления. Все это становится важной предпосылкой модернизации общества, показателем его социокультурной трансформации.

Заключение


Итак, подавляющее большинство учащихся планируют получать высшее образование, которое становится универсальной ценностью для молодежи, приобретая статус самостоятельного ценностного ориентира.

Доминирующим является желание иметь высшее образование как таковое, причем малозначимо или практически не значимо, какой специальности обучаться: страх не поступить вынуждает абитуриентов подавать заявления сразу на несколько специальностей и даже факультетов. Другое дело, что выбор специальности и вида учебного заведения (особенно это касается высшей школы) зачастую не сопровождается профессиональной ориентацией. Большинство абитуриентов имеют размытые представления о том, где и кем они собираются работать, поступая на определенную специальность. Более того, некоторые из них в целом пессимистически оценивают перспективы будущего трудоустройства в соответствии с полученным дипломом как маловероятные или даже нереальные, но при этом сохраняют высокую образовательную мотивацию. Явление неопределенности социально-профессионального статуса молодежи в современных условиях может трактоваться двойственным образом. С одной стороны, неопределенность статуса – один из негативных факторов социальной адаптации, способствующий маргинализации личности, нестабильности ее существования и повышению неуверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, неопределенность является сущностной, объективной характеристикой современного социетального порядка, т. е. по-новому определяет привычное жизненное пространство индивида, социокультурную среду его обитания.