Файл: 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов



3

1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены общества


3

1.2. История возникновение физической культуры и спорта


95

1.3. Физическая культура личности. Ценности физической культуры


14

1.4. Физическая культура как учебная дисциплина СПО


18

2. Список использованных источников


22


1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей.

Важной тенденцией развития физической культуры и спорта является их социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения. В начале XX столетия физическая культура и спорт в отдельных странах стали массовым явлением. В настоящее время наблюдается тенденция приобщить широкие слои населения к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим ходом развития общественно-экономических отношений. В производстве уменьшается доля физического труда, быт становится комфортнее, не требуя от человека каких-либо значительных физических усилий. Это обусловливает растущую потребность общества в специальной деятельности по его физическому совершенствованию. Сложилась закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем больше лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Значительно увеличиваются трудовые затраты, направленные на производство предметов для занятий физической культурой и спортом. Улучшается благосостояние народа, растет спрос на приобретение необходимого для занятий инвентаря, строятся новые физкультурно-спортивные сооружения, зоны отдыха. Физическая культура и спорт сформировались как особый социальный институт, который определяет государственную деятельность по образованию подрастающего поколения, обязательной физической подготовке личного состава Вооруженных сил, правоохранительных органов, других силовых ведомств России. Этот институт координирует сеть самодеятельных и коммерческих физкультурно-спортивных учреждений. В России введены в действие специальные законы о физической культуре и спорте, разработанные на принципах международного права. Средства массовой информации широко пропагандируют и рекламируют деятельность в сфере физической культуры и спорта, создают общественное мнение о направлениях их развития, формируют «моду» на занятия теми или иными видами физической культуры и спорта. В стране сложилась система профессионального и специального физкультурно-спортивного образования. Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их роднит способ телесного развития человека. Культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бытовой и других видов деятельности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере она выполняет следующие функции:


- социализирующую – воспитание человека и подготовка его к общественно полезной жизни;

- интегрирующую – включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;

- адаптационную – приспособление человека к различным видам трудовой деятельности;

- регулирующую – развитие у человека необходимых для общества физических качеств и двигательных умений.

Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность. Основу физической культуры и спорта составляют упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных на формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содержательную сущность организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, ведомствах.

Физическая культура и спорт как наука имеют свою специфику, исследуют функции физического воспитания, физической и профессиональной подготовки, оздоровительной физической культуры, а также отдельных спортивно-педагогических видов двигательной активности.

В спорте как общественном явлении сформировались следующие основные виды деятельности: труд, образование, игра.

Труд включает спортивную деятельность, которая является занятием, сопряженным с затратой определенных физических и интеллектуальных усилий, что направлено на формирование и проявление качеств и умений человека в условиях соревновательной деятельности.

Образовательный процесс содержит деятельность, направленную на усвоение знаний и опыта других. Обучение в спорте обращено на разучивание упражнений и спортивных действий, на формирование конкурентных способностей в условиях спортивных состязаний. Уровень развития спортивных качеств и двигательных умений – это результат тренировок, педагогического, психологического взаимодействия тренера и ученика. Игра как мотив к деятельности происходит по взаимному согласию участников и правилам, установленным тем или иным спортивным сообществом. Один из ее признаков – непредсказуемость результатов спортивного поединка. Игры бывают имитационными (подражательными), состязательными (азартными), развлекающими, исследовательскими, учебными. Спорт относится к социальной созидательной деятельности. Спортивные состязания носят характер конкуренции, борьбы за приоритеты, за победу, которая отражает уровень развития личных качеств, умений и достоинств конкретного человека. Теоретическое осмысление феномена спорта определило распространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, социального, медико-биологического знаний о развитии человека. Например, культурологи рассматривают спорт как явление культуры, придерживаясь мнения, что спорт – это особая, самостоятельная деятельность, и относят его к физкультурной деятельности. Такой подход нельзя считать обоснованным, так как он включает в себя не только телесно-двигательную деятельность, но и умственную, а также техническую. Физическая культура не предполагает состязательности, а спорт без состязательности немыслим.



Физической культурой можно заниматься в одиночку, без сопоставления своих результатов с показателями других, спорт – всегда общественная деятельность. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Главным видом в физической культуре является упражнение, в спорте – тренировка. Одна из функций физической культуры – подготовка к спорту как особому виду деятельности. Неправомерно также рассматривать спорт и как вид производства. В условиях коммерциализации спорт – это вид производства зрелищных, рекламных, игорных услуг, средство достижения экономической прибыли. В коммерческих целях используют только сопутствующие явления: зрелищность, популярность состязаний и спортсменов, массовость.

Коммерческий спорт меняет свою социальную сущность, развитие спортивных качеств перестает быть целью деятельности человека, команды. Он превращается в условия производства специальных услуг, профессиональную сферу деятельности производителя этих услуг. Использование коммерческого спорта в научных целях для исследования потенциала человека является побочным, сопутствующим, не меняющим сущности спорта, но позволяющим оценивать человеческие возможности в экстремальных условиях его деятельности.

Спорт нельзя отнести к педагогической деятельности, однако педагогика присутствует в спорте, особенно на начальном этапе формирования спортсмена. Спортивная деятельность в своей основе относится к процессу тренировки и участию в состязаниях.

Социальная сущность спорта проявляется в его функциях. Спорт активно участвует в социализации личности, формировании ее статуса, положения в обществе, в подготовке людей к совместной деятельности. Спорт служит средством общения и регулирования совместной деятельности, средством отвлечения, отдыха, развлечения людей.

Человек, победив в каком-либо виде спорта, обеспечивает престиж, уважение, авторитет себе и своей общности, спортивному клубу, городу, нации, стране в целом. Его победа или поражение отождествляется с общностью, представителем которой он является.

Важная функция спорта – подготовка к самозащите. Основанием отнесения этой деятельности к спорту служит то, что по-настоящему подготовить и уметь защитить себя можно только с помощью спортивных тренировок.

Спорт как состязательная деятельность с целью формирования и выявления высших достижений в телесно-двигательной, умственной и технической деятельности возник на ранних этапах развития человека. Его источник – присущее людям стремление к первенству, обусловленное общественным характером их жизнедеятельности.


На отдельных этапах исторического развития спорт играл разную роль в жизни людей, в социальной сфере общества. Первоначально им занимались в свободное от основных занятий время, дни отдыха или по праздникам. Тогда он еще не был специальной деятельностью, не требовал какой-то отдельной подготовки. В дальнейшем к спортивным состязаниям стали специально готовиться. Спортом занимались представители господствующих классов. Они участвовали в спортивных тренировках с целью совершенствования двигательных навыков, качеств, умений.

В ходе развития спорта сложилась его стабильная структура, разделение на физические виды, в которых проявляются телеснодвигательные качества спортсменов, на мыслительные и технические виды, умение управлять животными, механизмами, машинами.

В различных общественно-экономических отношениях появились виды спорта для аристократов и народа. Во многих странах в зависимости от исторических обстоятельств и среды обитания складывались национальные и региональные виды спорта. Постепенно выделились массовые виды спорта, которые использовались для отдыха, общения, удовольствия, улучшения здоровья, подготовки к самозащите. В дальнейшем сформировался специализированный спорт, целью которого стало достижение высоких результатов.

Вершина спортивного мастерства – спорт высших достижений. Одна из главных задач элитного, рекордного, профессионального спорта – завоевание призовых мест. В течение многих лет спорт был любительским. Его развитие привело к тому, что подготовка к соревнованиям и сами состязания становились все более трудоемкими. Они требовали увеличения времени на тренировки, повышения интенсивности занятий, разработки индивидуальных программ. Массовый любительский спорт остается средством отдыха, первичной подготовки и отбора молодежи для профессионального спорта.

Спорт высших достижений стал профессией, а труд спортсмена – оплачиваемым. Основная тенденция развития спорта – его интернационализация. В мире функционируют свыше двухсот международных спортивных объединений, главное из них – Международный олимпийский комитет (МОК).

1.2. История возникновение физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт как специфическая сфера деятельности человека, обособленная от труда, возникла за 30-40 тыс. лет до н.э. Сам факт зарождения и последующего выполнения физических упражнений в народном быту задолго до появления государственных форм физического воспитания говорит об объективной необходимости его существования. Почему физические упражнения стали отделяться от собственно трудовой деятельности?


Во-первых, для этого имеется биологическая предпосылка: физическая активность является естественной потребностью человека, которую он стремится реализовать на всех этапах своего развития.

Во-вторых, древний человек сознавал, что выполняя подготовительные физические упражнения, можно более успешно справляться с работой. В то время эффективность многих видов деятельности зависела исключительно от физической подготовки.

В основу современных физической культуры и спорта легли труд, военное дело (стрельба, метание, борьба и др.), необходимость преодолевать значительные расстояния и препятствия (конный спорт, гребля, кросс, плавание и др.). Опыт врачевания дал толчок к становлению лечебной физкультуры, массажа.

Позже, в XIX - начале XX века, развитие техники послужило стимулом появления таких видов спорта, как велосипедный, мотоциклетный, автомобильный и др.

Таким образом, уже на начальных стадиях своего существования человек стал накапливать опыт преодоления сил природы, совершенствовать орудия труда и их производство.

Этот опыт необходимо передавать подрастающему поколению. Так возникли организованные формы обучения и воспитания. На ранних ступенях первобытного общества это воспитание было преимущественно физическим. Но физические упражнения древнего человека еще не полностью отделились от трудовой деятельности, а входили в магические церемониалы, обрядные танцы, посвящения, игры.

Критерии физического совершенства человека изменялись с изменением условий жизни общества. Они были разными не только для людей разных исторических эпох, но и для разных слоев населения одного общества.

В государствах Древней Греции дети господствующего класса обучались подвижным играм и плаванию, упражнениям с обручем и копьем. С 7-летнего возраста дети занимались пентатлоном (пятиборьем), включающим бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьбу. Для более старших юношей включались рукопашная схватка, кулачный бой, бег с оружием, верховая езда, стрельба из лука, гребля. В связи с тем, что важное место в жизни юношей занимали ритуалы посвящений при переходе из одной возрастной группы в другую, они обучались обрядовым и боевым танцам, играм с мячом, акробатике.

Эпоха раннего средневековья (V-I X вв.) характеризовалась властью церкви. Всякие телесные упражнения, игры, пляски считались дьявольскими. Идеалом человека средневекового мира стал образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души. Пожалуй, ничто яснее не указывает на контраст между двумя мировоззрениями, как изменение понятия «аскетизм». Греческое слово «аскетизм» означало прежде всего физические упражнения, а «аскет» - победителя соревнований.