Файл: 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период расцвета феодализма в Европе (XI-XV вв.) необходимость защиты от врагов и стремление завоевать чужие земли породили институт рыцарства. Характер вооружения (меч, копье, латы, закованный в броню боевой конь) определили свои средства и методы подготовки к боевым действиям: фехтование на мечах и копьях, лазание по вертикальным шестам и наклонным лестницам (для преодоления крепостных стен). Широкое распространение получили рыцарские турниры. Семь рыцарских добродетелей были основой воспитания юношей из аристократических семей: верховая езда, охота, плавание, стрельба из лука, верховой и пеший поединок, игры с мячом и развлекательные игры на площадках (для службы при дворе), искусство чтения стихов (необходимое для придворного с хорошими манерами) и танцы. Физическими упражнениями сельского населения были борьба, метание камней, борьба на палках, бег на коньках, скачки, танцы, игры с битой, чучелами. Занятия приурочивались к перерывам в сельскохозяйственных работах, к большим религиозным праздникам. В эти дни церковь разрешала такие развлечения.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) внесла коренные изменения в отношение общества к физическим упражнениям. Новый идеал физической культуры опирался на идеи античности. Дворянская и буржуазная молодежь обучается классическому искусству, музыке, литературе, модным естественно-научным знаниям, знаниям военного дела, восприятию красот природы, определенным навыкам в охоте, играх, танцах, соревнованиях. Становятся популярными игры с мячом, фехтование (но не тяжелым рыцарским мечом, а легким клинком, способным и рубить, и колоть), соревнования на лодках, кулачные бои, поединки на палках. Начинает пробивать себе дорогу идея организованного физического воспитания в школах.

Значительное наследие физической культуры оставила нам Древняя Греция. Олимпия была центром изобразительного искусства, культовых обрядов и состязаний, являлась святым местом для всех греков. У огромной статуи Зевса Олимпийского, созданной скульптором Фидием, участники соревнований и судьи произносили клятву в том, что они будут строго соблюдать правила спортивной борьбы. Эта статуя символизирует величие и глубокую человечность состязавшихся атлетов.

Первыми в истории считаются игры 776 года до н.э., но состязания в Олимпии начали проводиться задолго до того, как стали общегреческим праздником. Олимпийские игры повторялись через каждые 1417 дней и считались праздником мира. О победителях игр слагали легенды, им нередко при жизни ставили памятники. Игры посещали историк Геродот, писатель Лукиан, философ Сократ, оратор Демосфен, математик Пифагор. С 84-й Олимпиады (444 год до н.э.) конкурс искусств стал частью программы олимпийских состязаний.


Красота и строгое величие, простота и благородство победителей состязательных игр, увековеченные Мироном, Поликлетом, Фидием и другими знаменитыми скульпторами, и в настоящее время служат делу мира и дружбы между народами.

Сама идея проведения Олимпиад, их периодичность и предназначение (способствовать установлению мира, укреплению дружбы и росту взаимопонимания между людьми, выявлять их физические возможности), виды спортивных состязаний (бег на различные дистанции, метание копья и диска, пятиборье и др.), термины ) стадион, гимнастика, Олимпиада, марафон и др.) – вот далеко не полный перечень ценностей физической культуры, сохранившихся до наших дней.

До середины XIX века системы физического воспитания назывались гимнастическими. В программу соревнований по гимнастике на Олимпийских играх 1900 года входили прыжок в длину, прыжок с шестом, поднятие веса 50 кг. Лишь с начала XX века физические упражнения подразделяются на гимнастику, спорт, игры, и туризм. На Олимпийских играх 1924 года гимнастика уже включала в себя чисто гимнастические виды упражнений.

Большинство современных видов спорта сформировалось во второй половине XIX века. Именно в это время в России начал развиваться спорт. Наибольшее распространение получили следующие его виды: тяжелая атлетика, борьба, конькобежный спорт, фигурное катание, велосипедный спорт, академическая гребля, плавание, лыжный спорт, футбол, легкая атлетика.

СССР вступил в Международное олимпийское движение в 1951 году. Начиная с игр XV Олимпиады (Хельсинки 1952 год) спортсмены Советского Союза систематически, кроме 1984 года, участвовали в летних Олимпийских играх, а с 1956 года – в зимних.

В начале XX века основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт ввел понятие «физическое образование», указав на наличие тесной связи между умственным м физическим развитием человека: занятия физическими упражнениями требуют знаний в области анатомии, физиологии, гигиены, медицины и т.д.

Единая задача всех учебных заведений, по мнению Лесгафта, заключается в обеспечении неразрывной связи между образованием физическим и умственным, в том, чтобы вооружить молодежь знаниями, навыками и умениями, которые необходимы в жизни.

Физическая культура и спорт входят в структуру современного общества на международном, региональном и национальных уровнях.

На международном уровне насчитывается более 40 физкультурно-спортивных объединений: Комиссия по физическому воспитанию и спорту ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международный совет физического воспитания и спорта, Международный олимпийский комитет (МОК), международные федерации по видам спорта и др.



На региональном уровне работают такие организации, как Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы, Панамериканская спортивная организация, Высший совет спорта Африки, Федерация азиатских игр федерации по видам спорта и др.

В России на национальном уровне действуют: Российский комитет, федерации, ассоциации, союзы по видам спорта.

1.3. Физическая культура личности. Ценности физической культуры

Физическая культура личности – термин, характеризующий образованность, физическую подготовленность и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе жизни.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят (большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом среднем специальном учебном заведении определяет в значительной мере степень готовности каждого выпускника к работе по специальности. Сущность трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе занятий физическими упражнениями, переносятся в последующем и на трудовую деятельность.


Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Физическая культура личности отражает направленность личности «на себя», т. е. определяет способность к ее саморазвитию и отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т. е. «на других».

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют теоретические, методические и практические знания, которые необходимы для ее самопознания в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности функционирования организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?». Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?». Практические знания дают ответ на вопрос: «Как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?».

Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей; уровень их здоровья и физического развития, степень использования физических упражнений в сфере воспитания.


К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, спортивная база учебных заведений, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры; учебные заведения, готовящие кадры физической культуры, научно-исследовательские институты (к материальным ценностям непосредственно относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр.). Их количество в отношении к численности населения - важный показатель развития физической культуры. К материальным ценностям физической культуры относится и уровень здоровья и физического совершенства общества и каждого человека. Соотношение численности населения с высоким уровнем физического совершенства с общей численностью населения; соотношение численности населения с отклонениями в состоянии здоровья с общей его численностью – показатели физкультурной деятельности в государстве.

К духовным ценностям физической культуры относятся наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры физической культуры; произведения искусства, посвященные физической культуры и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино); система управления в сфере физической культуры.


1.4. Физическая культура как учебная дисциплина СПО

Вузовская физическая культура, играющая роль в гуманитарной подготовке специалиста, представляет для студенческой молодежи особую, непреходящую ценность, восполнить которую в последующие годы в полной мере невозможно. В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского.

1. Социально значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила, регламентирующие образовательно-воспитательную практику в обществе по формированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности.

2. Профессионально значимые, объединяющие совокупность идей, концепций, норм, «инструментальных» знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми «окультуривает» условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнения ее без моральных и психофизических издержек.