Файл: Вопросы к экзамену по мдк03. 02 Анализ финансовохозяйственной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по МДК03.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»


    1. Понятие анализа. Анализ как метод познания

Анализ-означает разложение изучаемого объекта на элементы и их исследования. Обратный процесс составлеия их элементов одной целостной картины называется синтез.

Виды методов:

  • Сравнение : горизонтальный, вертикальный. Трендовый, одномерный сравнительный, многомерный сравнительный

  • Относительные величины

  • Средние величины

  • Способ цепных подстановок

    1. Организация как объект экономического анализа

Объект экономического анализа-это хозяйственный деятельность предприятия в целом. Отдельные ее стороны или хозяйственные процессы.

    1. Предмет, задачи и принципы экономического анализа

Экономический анализ-предполагает использования учетных данных и системы методических приемов позволяющих изучать различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Предмет экономического анализа- хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Задачи экономического анализа:

  • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, нормативов

  • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов

  • определение результативности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов

  • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета

  • выявление внутренних резервов

  • проверка оптимальности управленческих решений

    1. Классификация видов экономического анализа

Группировочные признаки

Виды анализа

Роль в управлении

1.управленческий

2.финансовый

Объект управления

1.функционально-экономический

2.технико-экономический

3.социально-экономический

4.финансово-экономический

Пользователи анализа

1.внутренний

2.внешний

Время анализируемого периода

1.оперативный

2.текущий

3.перспективный (прогнозный)

Временя принятия управленческого решения

1.стратегический

2.тактический

Объем анализа

1.тематический

2.по участкам

3.комплексный анализ

Пространственный признак

1.внутрихозяйственный

2.межхозяйственный

Методика изучения объектов

1.сравнительный

2.диагностический

3.факторный

4.маржинальный

Назначение анализа

1.выявления резервов увеличения объемов производства

2.анализ повышения качества продукции

3.снижения издержек производства и экономии капитальных затрат и др.

Способы сравнения данных

1.сравнение с плановыми показателями

2.с результатами работы передовых отечественных и развитых зарубежных предприятий

3.с показателями работы анализируемого объекта за соответствующий предшествующий период

Периодичность анализа

1.периодический

2.разовый

Содержание анализа

1.полный (или комплексный)

2. тематический (или локальный)

Степень охвата анализируемого объекта

1.сплошной

2.выборочный





    1. Особенности управленческого анализа

Особенностями управленческого анализа являются: ориентация его на цели и интересы руководства предприятия; отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов; использование всех источников информации при проведении внутреннего анализа, в т. ч. информации, представляющей собой коммерческую тайну; полная закрытость результатов анализа в целях коммерческой тайны; интеграция учета анализа планирования и принятия решений.

По содержанию процесса управления бывает перспективный (прогнозный), текущий и оперативный внутренний анализ.

Перспективный (прогнозный) анализ предполагает изучение процессов хозяйственной деятельности с позиции будущего.

Текущий (ретроспективный) анализ предполагает изучение показателей за определенный отчетный период в целях выявления негативных и позитивных моментов деятельности предприятия и устранения их в будущем.

Оперативный анализ предполагает изучение показателей за достаточно короткий промежуток времени (смену, рабочий день, неделю, декаду и т. д. до месяца). По содержанию и полноте изучаемых вопросов бывает полный, локальный (определенного звена) и тематический (определенных показателей) внутренний анализ.

Локальный анализ предполагает изучение деятельности отдельных структурных звеньев организации.

Тематический анализ изучает показатели деятельности организации по конкретным направлениям.

По способам изучения (методам) объекта бывает комплексный, сравнительный, сплошной, выборочный и факторный экономический анализ.

Комплексный анализ изучает показатели деятельности организации в комплексе, взаимосвязь и взаимообусловленность факторов, формирующих показатели.

Сравнительный анализ предполагает изучение показателей деятельности организации в сравнении с нормативами, со средними отраслевыми показателями, с показателями организаций, находящихся в аналогичных условиях с показателями прошлого периода, и т. п.

Факторный анализ предполагает изучение показателей через формирующие его факторы и расчет влияния каждого фактора на изменение изучаемого показателя.

    1. Роль анализа в управлении организацией

Управленческий анализ призван превратить экономическую и неэкономическую информацию в пригодную для принятия решения. Логическая обработка, изучение, обобщение фактов, их систематизация, выводы, предложения, поиск резервов все эти задачи решаются в рамках управленческого анализа, который призван обеспечить обоснованность управленческого решения и повысить его эффективность.



    1. Организация аналитической работы на предприятии

При организации экономического анализа хозяйственной деятельности на предприятии необходимо учесть, что он должен иметь научный характер, обоснованное распределение обязанностей между отдельными исполнителями, быть унифицированным и эффективным.

Унификация работы предполагает создание таких методик, которые включали бы заполнение специально разработанных таблиц в зависимости от специфических особенностей внутрихозяйственных подразделений и отраслей, но в совокупности могли дать комплексную оценку финансово-экономических результатов деятельности фирмы.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы.

1. Выделение субъектов и объектов, целей и задач анализа и распределение обязанностей между отдельными исполнителями.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое обеспечение экономического анализа.

4. Аналитическая обработка данных.

5. Оформление результатов анализа.

6. Контроль за внедрением в производство предложений и рекомендаций.

    1. Информационная база экономического анализа

Одной из главных задач экономического анализа выступает формирование его информационной базы за счет использования учетной, отчетной, бизнес-плановой, нормативной, статистической и другой информации. Данные полученные после проведения экономического анализа служат информационной базой для принятия управленческих решений.

Для проведения экономического анализа используется разнообразная информация: нормативная, плановая (бюджетная), статистическая, бухгалтерская и др. Информационной базой экономического анализа является бухгалтерский учет, управленческий учет и финансовая отчетность.

Все источники подразделяются на:

Нормативно-плановые

Учетные

Внеучетные

    1. Цель и задачи анализа деятельности организации

Цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Задачами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

• идентификация реального состояния анализируемого объекта;


• исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами;

• выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

• установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

• прогноз основных тенденций,

    1. Способы обработки экономической информации в анализе




    1. Задачи и информационная база анализа производства и реализации продукции

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия — повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов. >

Задачами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются: •

идентификация реального состояния анализируемого объекта; •

исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами; •

выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе; •

установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния; •

прогноз основных тенденций.

В целом, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

    1. Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности и их классификация

Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности классифицируются по следующим признакам:

по отраслевому признаку:

  • отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);

  • межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа хозяйственной деятельности (теорией АХД);

по признаку времени:

  • предварительный(перспективный), проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений, определяются условия финансовой деятельности;

  • оперативный (текущий), проводится в процессе совершения хозяйственных операций для оперативного выявления недостатков процесса финансово – хозяйственной деятельности. Его целью является обеспечение функции управления – регулирования. Как правило, он ограничивается небольшим промежутком времени (месяц, квартал);

  • последующий(ретроспективный, итоговый), проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятия. Дает возможность осуществления более глубоко и полного анализа, в отличие от предварительного и текущего, поскольку основывается на отчетных материалах, а также способствует прогнозированию деятельности предприятия в будущем;


по пространственному признаку:

  • внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

  • межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации;

по объектам управления:

  • технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;

  • финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.;

  • социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.;

  • экономико – статистический анализприменяется для изучения массовых общественно – экономических явлений;

  • экономико – экологический анализисследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды;

  • маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.;

по методике изучения объектов:

  • сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности;

  • факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

  • диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

  • маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью;

  • экономико – математический анализпозволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования;

  • стохастический анализиспользуется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово–хозяйственной деятельности предприятия;

  • функционально – стоимостной анализориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции;