Файл: Вопросы к экзамену по мдк03. 02 Анализ финансовохозяйственной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по субъектам анализа:

  • внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления (например, финансовыми менеджерами);

  • внешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия;

по содержанию программы:

  • комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне;

  • тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.[11], [12], [22]

    1. Основные этапы аналитической работы

Основные стадии аналитической работы

Этап №1. Планирование аналитической работы.

Этап №2. Работа в информационном поле.

Этап №3. Непосредственное проведение анализа.

Этап №4. Оформление выводов, интерпретация результатов анализа.

Этап №5. Разработка рекомендаций по решению проблемы, выявленной в ходе анализа. Рекомендации опытных специалистов по организации и проведению аналитической работы. Основные стадии аналитической работы.

    1. Система экономической информации. Виды источников информации

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач и, следовательно, эффективного применения на практике.

Анализ хозяйственной деятельности явление многогранное и широкое. Он классифицируется:

по отраслевому признаку:

• отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);

• межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа хозяйственной деятельности (теорией АХД);

по признаку времени:

• предварительный(перспективный), проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений, определяются условия финансовой деятельности;

• оперативный (текущий), проводится в процессе совершения хозяйственных операций для оперативного выявления недостатков процесса финансово – хозяйственной деятельности. Его целью является обеспечение функции управления – регулирования. Как правило, он ограничивается небольшим промежутком времени (месяц, квартал);


• последующий(ретроспективный, итоговый), проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятия. Дает возможность осуществления более глубоко и полного анализа, в отличие от предварительного и текущего, поскольку основывается на отчетных материалах, а также способствует прогнозированию деятельности предприятия в будущем;

по пространственному признаку:

• внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

• межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации;

по объектам управления:

• технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;

• финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.;

• социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.;

• экономико – статистический анализприменяется для изучения массовых общественно – экономических явлений;

• экономико – экологический анализисследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды;

• маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.;

по методике изучения объектов:

• сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности;

• факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

• диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

• маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью;



• экономико – математический анализпозволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования;

• стохастический анализиспользуется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово–хозяйственной деятельности предприятия;

• функционально – стоимостной анализориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции;

по субъектам анализа:

• внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления (например, финансовыми менеджерами);

• внешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия;

по содержанию программы:

• комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне;

• тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.

    1. Организация и проведение оперативного, текущего и перспективного анализа

В аналитической работе можно выделить следующие основные этапы:

1. формулирование целей аналитической работы, разработка программы исследований, формулирование предварительных гипотез (результатов аналитической работы);

2. отбор и анализ источников информации, сбор и обобщение информации;

3. полноценный анализ имеющейся информации и подготовка выводов.

Основная форма ведения аналитической работы - аналитические исследования.

Итогом исследования должны быть выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию системы защиты информации. На первом этапе аналитического исследования формулируются цели и задачи исследования, разрабатывается программа исследования, которая составляет научную основу сбора, обобщения, обработки и анализа всей полученной информации.

Типовая программа исследований включает следующие основные разделы:

• цели и задачи аналитического исследования;

• предметы и объекты исследования;

• сроки (период) проведения аналитического исследования;

• методики проведения исследования;

• ожидаемые результаты и предполагаемые выводы.

При формулировании целей и задач исследования нужно учитывать, кто является его организатором и непосредственным исполнителем, какие силы и средства могут быть задействованы для его проведения, какие будут использоваться источники информации, способы и методы ее сбора, обработки и анализа, какие существуют возможности для реализации предложений и рекомендаций, которые будут выработаны в ходе исследований. В зависимости от поставленных целей и задач определяются конкретные методы и технологии исследования, а также процедуры сбора и обработки информации.


Понятие методики экономического анализа

Методика экономического анализа есть совокупность специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов и их результатов.

  • Основными способами и приемами методики экономического анализа являются:

  • разработка систем показателей для измерения экономических процессов;

  • сравнение;

  • легализация и группировки;

  • элиминирование;

  • взаимосвязанное изучение производственных, хозяйственных и финансовых процессов;

  • обобщение результатов анализа.

Некоторые экономисты выделяют еще ряд приемов экономически анализа: прием цепных подстановок, способ долевого участия, прием выявления «узких мест» и ведущих звеньев, балансовый метод, графический метод, экономико-математические методы и т.д. По мнению авторов учебника, на основе которого составлена данная лекция, указанные способы являются либо производными от названных выше основных приемов экономического анализа, либо присущи другим наукам, например, статистике, математике. Методику экономического анализа принятоподразделять на общую и частную. Названные выше приемы относятся к общей методике. Они применяются при изучении различных хозяйственных процессов, исследовании деятельности разных организаций, а также состояния любых отраслей национальной экономики.

Частная методика анализа более конкретна, она представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых для изучения определенных хозяйственных процессов. Например, частная методика анализа позволяет установить, какие экономические показатели применяются для характеристики конкретного хозяйственного процесса, где должна быть получена необходимая информация; каким образом собранные данные нужно обработать, какие расчеты произвести; какие выводы могут быть сделаны по результатам анализа.

При экономическом анализе применяются также способы и приемы, заимствованные из других наук. Экономический анализ адаптирует их к изучению своего предмета. Так, при анализе эффективности деятельности организации используются следующие приемы статистики: построение индексов, исчисление средних величин, составление комбинационных таблиц, представление результатов анализа в виде графиков и диаграмм, выборочный метод, расчет показателей вариации и др.


    1. Система показателей в экономическом анализе

Система экономических показателей — совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов.

    1. Метод и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности

Оперативный (ситуационный) анализ – один из видов экономического анализа, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением предприятием.

Цель оперативного анализа заключается в оперативном выявлении недостатков и своевременном воздействии на хозяйственные процессы по улучшению экономической ситуации. Для оперативного анализа характерным является «проигрывание» хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений.

Главной задачей оперативного анализа является постоянный контроль за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализации продукции, своевременное выявление и использование внутрихозяйственных резервов.

Текущий (ретроспективный) анализ итогов хозяйственной деятельности проводится по важнейшим отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Он проводится по текущим планово-отчетным периодам работы и позволяет оценить работу хозяйствующих субъектов за месяц, квартал, полугодие, год нарастающим итогом.

Текущий анализ основывается на отчетных данных бухгалтерского и статистического учета. Основными задачами текущего анализа являются оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация неиспользованных резервов в будущем с целью повышения эффективности производства, обеспечение полного соответствия материального и морального стимулирования но результатам труда.

Перспективным (прогнозным) анализомназывают анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Особенностью перспективного анализа является то, что все явления и процессы хозяйственной деятельности рассматриваются с позиций будущего.

Перспективный анализ обеспечивает управляющую систему информацией о будущем с целью решения задач стратегического управления. Это дает возможность управления факторами развития предприятия и получения в перспективе желаемого результата хозяйственной деятельности.