Файл: Конструктивизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конструктивизм - это выдающееся достижение советской архитектуры, новое течение и уникальный взгляд на форму, функциональность зданий. Как архитектурное течение конструктивизм возник в 1920-х годах в Советском союзе и характеризовался строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и функциональностью зданий. Лидерами конструктивизма принято считать архитекторов Весниных Гинзбурга, Голосовых, Мельникова, Леонидова,

Развитие архитектуры неразрывно связано как с развитием общества - историческим контекстом и переосмыслением функций зданий, так и с техническим прогрессом - изобретением новых материалов, механизмов. Оба этих фактора повлияли на возникновение нового стиля в архитектуре - конструктивизма. Во-первых, новая идеология не признавала атрибуты, олицетворявшие определенное социальное положение человека в классовом обществе, в предметах роскоши виделся только напрасно затраченный труд и стремление показать своё богатство. Показной роскоши был противопоставлен сознательно культивируемый аскетизм, который стал этической и эстетической нормой для правящего класса страны - пролетариата. Во-вторых, индустриальная революция и технический прогресс уже внесли свой вклад - изобретение новых строительных материалов, прежде всего железобетона. Архитектурный стиль: Конструктивизм

Конструктивизм можно определить как советский авангардный стиль, построенный на строгости и функциональности форм, их рациональных размерах с четким геометрически правильным каркасом. При этом в архитектуре он проявляется в создании функциональных проектов зданий с применением стекла, кирпича и железобетона, лишенных внешнего лепного декора. Фасады зданий характеризуются четкостью вертикальных и горизонтальных конструкций окон и стен, создавая контрасты чередования гладких поверхностей стекла и стены.

Постепенно в массовом строительстве стали больше применяться родственные стили конструктивизма - функционализм и рационализм, но в индивидуальном строительстве он продолжал лидировать. Согласно концепции стиля конструктивно функциональное проектирование пространства способствует гармонизации, поэтому и определяет архитектуру всего здания. При этом целью конструктивизма стало разрушение тектонической структуры дома, которая все также проявляется, однако, теряет безупречность и целостность. Это противоречие в идеологии стиля позволяет проектировать комфортные и функциональные здания,
которые при этом имеют необычный, даже иногда, эксцентричный вид. Их архитектура, как правило, складывается из простых объемов, которые в сочетании друг с другом придают зданию неоднозначность и сложность характера, Архитектура зданий в стиле конструктивизма характеризуется строгой геометрией форм, порядком объемов и четкости линий конструкции, которое в общем приводит к полной асимметрии и ощущению непредсказуемости.

Конструктивизм в архитектуре дал развитие применению металлических элементов отделки, которые заимствовали из эстетики мира машин, например, океанских лайнеров Такое применение высокотехнологичных материалов и стремление отражения будущего делает конструктивизм схожим с появившимся позднее стилем хайтек

Развитие конструктивизма

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины ХХ века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как Братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А Веснина - Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась

политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве.

Новаторские течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. На смену романтично- утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.



Конструктивизм в советском градостроительстве

Московский конструктивизм.

Начало прошлого века (1920-1930е годы) - время коренных

социальных преобразований в нашей стране, а также поисков и экспериментов в архитектуре. Именно тогда стали появляться многочисленные общественные здания, в том числе совершенно нового назначения. Бытовые потребности, например, решали с помощью прачечных, яслей и детских садов, общественных столовых и фабрик-кухонь. Последние освобождали женщину от части домашней работы и привлекали ее к производственной деятельности. Первое подобное заведение было построено в 1928 году на Ленинградском шоссе по проекту архитектора А. И. Мешкова. В то время производство было оснащено передовым оборудованием картофелечистками, овощерезками, мясорубками, хлеборезками. Механизация коснулась не только приготовления пищи, но и мытья посуды и пр. На двух этажах располагалось конвейерное производство обедов, которые затем развозили по заводским столовым и отпускали на дом. Остальные помещения занимали столовая и магазин. Мощность предприятия составляла 20 тысяч обедов в сутки.

Свой досуг советский человек должен был проводить в залах для собраний, читальнях и рабочих клубах - местах встречи «лучших» людей, приобщения их к новой культуре. Чтобы отвечать подобным целям, эти учреждения обязаны были быть многофункциональными, совмещающими в себе библиотеки, спортивные секции, залы для демонстрации кинофильмов, театральных постановок, проведения собраний и т. п. Согласно первоначальному проекту К. С. Мельникова, выполненному для клуба фабрики «Буревестник», театральный зал должен был превращаться в бассейн. Солнечные ванны можно было принимать в солярии на кровле башни здания. К сожалению, бассейн так и не удалось построить, но в целом это была очень смелая и прогрессивная идея.

В 1927-1929 годах для профсоюза коммунальников по проекту архитектора И. А. Голосова на улице Лесной был возведен Клуб имени С. М. Зуева. Композиция этого здания построена на пересечении вертикального стеклянного цилиндра пестничной клетки и горизонтального параллелепипеда верхнего этажа. В прямоугольном объеме размещены зрительный зал на 850 мест, малый зал на 200 мест и другие помещения.

В 1928-1929 годах на улице Стромынка возвели Клуб имени И. В. Русакова для рабочих-коммунальников - первый из пяти подобных учреждений, построенных К. С. Мельниковым в Москве

В плане он представляет собой треугольник, вершину которого занимает сцена и обслуживающие ее помещения. В центральной части находится партер, а основание этого треугольника как бы разветвляется на три обособленных балкона-амфитеатра. С помощью раздвижных стен три амфитеатра, по замыслу автора, могли либо спиваться с партером, образуя зал вместимостью 1170 человек, либо превращаться в отдельные помещения.


Также на рубеже 20-307х годов по заказу профсоюза химиков К. С. Мельниковым был построен клуб фабрики «Свобода» на улице Вятской, на улице Плющиха был построен клуб завода «Каучук».

Задуматься о реорганизации самого типа жилища новая советская идеология, помноженная на квартирный кризис, заставляла прогрессивные умы, которые пришли к выводу, что идеальным вариантом расселения смогут стать дома-коммуны, объединяющие «социализм в одном здании, Самое знаменитое сооружение подобного типа - дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре, построенный в 1928-1930-х годах архитектором М Я. Гинзбургом. Это было первое в мире жилое здание с полным циклом бытового обслуживания. Шестиэтажный корпус с 50 одно-трехкомнатными квартирами был соединен крытым переходом с коммунальным корпусом, в котором располагались кухня, столовая, спортивный зал, библиотека, клубные комнаты, ясли-сад. Отдельно размещались гаражи и прачечная самообслуживания. Таким образом, жилье максимально освободили от «быта».

В 1929-1930 гг. в Москве в Донском переулке был построен студенческий дом-коммуна на 2 тыс. чел. (И. Николаев), состоящий из трех корпусов: восьмиэтажного спального корпуса с комнатами минимальных размеров на 2 чел., спортивного блока и корпуса общественных помещений, где запроектированы столовая на 500 мест, залы для занятий с раздвижными перегородками на 300 чел. читальный зал на 150 чел, с книгохранилищем и др Здесь же находились детские ясли на 100 мест, прачечная и пр. Корпуса образуют выразительную объемно-пространственную композицию.

Многолетняя эксплуатация здания как студенческого общежития подтвердила правильность авторского решения. К явным недостаткам следует отнести слишком малые жилые комнаты - 2,7 х 2,39 м.

Санкт-Петербургский конструктивизм.

Санкт-Петербургский конструктивизм отличался повышенным вниманием к художественной форме, вобрал в себя приемы экспрессионизма, на ранней и заключительной фазах - классицистической реминисценции, на стадии расцвета - выразительные средства супрематизма. Образцом соединения принципов функционализма и экспрессионизма стала фабрика "Красное Знамя", 1926-37, архитектор Э Мендельсон. Популярность этого здания была так велика, что в 30- е годы оно украшало собой обложку путеводителя по Ленинграду. Мендельсон сравнивал здание подстанции с "кораблем, влекущим за собой все производство". Образ здания задан угловыми объемами, в которых содержатся сооружения по очистке воды (отстойники, фильтры, насосная станция). Верхний объем, подчеркнутый тягами, содержит водонапорный бак.


Лидеры ленинградского авангарда А.С. Никольский и Л.М. Хидекель творчески применяли принципы супрематизма к конструктивистскому методу.

Своеобразный синтез разных течений авангарда дал в своих графических композициях Я.Г. Чернихов. Версия "чистого" конструктивизма представлена в ряде построек А.И. Гегелло, Г.А. Симонова, А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика, Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н.А. Троцкого, который вносил в функционалистские схемы особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е.А. Певинсона и И.И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистические элементы Архитектором Игорем Фоминым было построена здание школы на пр. Стачек 30 в 1930-1932 года. Основной корпус школы вытянут вглубь квартала. Учебные помещения размещались по обеим сторонам продольных коридоров, на север выходили также рекреации и лестницы. Большую часть площади занимали специализированные кабинеты. В закругленных объемах по концам здания располагались актовый и физкультурный залы. На продольных фасадах тянутся в бесконечно однообразном ритме ровные ряды сближенных окон. С северной стороны их монотонный строй изредка перебивается вертикальными витражами пестничных клеток.

К проспекту Стачек были обращены самые интересные части здания - выступающее вперед звено основного корпуса, где

находились вестибюль и актовый зал, и столовая с галереей. Рядом с главным корпусом размещается кругло здание столовой, соединенное с корпусом переходом. Широкий цилиндр столовой прорезали горизонтальные окна первого этажа, а по второму этажу проходило круговое остекление.

Зачастую стилевым и функциональным новациям сопутствовали внешнее следование формальным приемам или предельно схематичные решения. Откровенный утилитаризм особенно характерен для массового жилищного строительства, не всегда удовлетворявшего элементарные бытовые потребности. Отставание технической базы, низкое качество материалов также дискредитировали творческие открытия авангарда. Но, несмотря на эти негативные моменты и скоротечный, насильственно прерванный цикл развития, ленинградский авангард явился заметным вкладом в отечественную архитектуру.

Екатеринбург

Атмосфера строительного подъема конца двадцатых обусловила зарождение местной архитектурной школы, возникновение творческих группировок, способствовала мощному развитию проектирования Проектной документацией свердловских архитекторов снабжался весь Урал. Свердловская архитектура стиля конструктивизм признана уникальным архитектурным наследием, несмотря на то, что в 1934 году около ста зданий и комплексов было не достроено из-за административного распада тогдашней Уральской области и, как следствие, снижения финансирования