Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению кружок Я познаю мир (наименование) 4 года.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
Костромской области городского округа г.Буй
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению кружок
«Я познаю мир»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)
Бочарова Ольга Сергеевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
-
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; -
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; -
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; -
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
-
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. -
Изучение природы родного края. -
Развитие познавательного интереса учащихся к природе -
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Название темы | | Количество часов | Характеристикадеят-ти | |
всего | ауд | вне ауд. | |||
| Как мы понимаем друг друга | 5ч | | | Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. |
1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | 1 | 1 | - | |
2-3 | Школьные правила вежливости. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Режим дня школьника. | 1 | | 1 | |
5 | Ты – ученик. | 1 | | 1 | |
| Как мы узнаём, что перед нами | 2ч | | | Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
6 | Что за словом? | 1 | 1 | - | |
7 | Путешествие в Угадайку. КТД | 1 | - | 1 | |
| Времена года | 4ч | | | Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
8 | Осенние посиделки. | 1 | | 1 | |
9 | Зимушка-зима. | 1 | | 1 | |
10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | 1 | | 1 | |
11 | Весёлое лето. | 1 | 1 | - | |
| Как ты узнаёшь мир | 3ч | | | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . |
12 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | 1 | | |
13 | Память и ум – помощники человека. | 1 | 1 | | |
14 | Жить – с книгою дружить. КТД | 1 | | 1 | |
| Твоя семья и друзья | 3ч | | | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | 1 | - | 1 | |
16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | 1 | |
17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | 1 | - | |
| Что нас окружает | 7ч | | | Экскурсия по станице. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
18 | Моя станица. Достопримечательности станицы. | 1 | | 1 | |
19 | Мы – пешеходы. | 1 | - | 1 | |
20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | 1 | - | |
21 | Из чего что сделано? | 1 | 1 | - | |
22 | Водица-царица.(Три состояния воды) | 1 | - | 1 | |
23 | Транспорт. Мы – пассажиры. | 1 | - | 1 | |
24 | Мой путь от дома до школы. КТД | 1 | 1 | - | |
| Живые обитатели планеты | 8ч | | | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
25 | Живое и неживое. | 1 | | 1 - | |
26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | 1 | - | |
27 | Путешествие по зоопарку. | 1 | | 1 | |
28 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 1 | 1 | - | |
29 | Собака – верный друг человека | 1 | 1 | - | |
30 | Строение тела человека. | 1 | 1 | - | |
31 | Правила поведения в природе. | 1 | | 1 | |
32 | Земля – наш общий дом. | 1 | 1 | - | |
| Итоговое занятие | 1ч | | | |
33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | 1 | - | 1 |
2-й класс
№ п/п | Название темы | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||
ауд | вне ауд | ||||||||||
| НАША ПЛАНЕТА | 22 ч | | | | ||||||
1. | Мир живой и неживой природы. | 1 | | 1 | | ||||||
2. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | | 1 | |||||||
3. | Как без часов определить время суток? | 1 | | 1 | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. | ||||||
4. | Форма Земли. | 1 | | 1 | |||||||
5. | О чём рассказывает Глобус. | 1 | 1 | | |||||||
6. | Викторина «Занимательная география» | 1 | 1 | | |||||||
7. | Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | 1 | | |||||||
8. | Земное притяжение. | 1 | | 1 | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . | ||||||
9. | Почему день сменяется ночью? | 1 | 1 | | Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года | ||||||
10. | Почему бывает лето? | 1 | 1 | | |||||||
11. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | 1 | | |||||||
12. | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | | 1 | Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат | ||||||
13. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | 1 | | |||||||
14. | Путешествие по карте России. | 1 | 1 | | Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . | ||||||
15. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | 1 | | |||||||
16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | 1 | | |||||||
17. | Путешествие по материкам и океанам. | 1 | 1 | | |||||||
18. | Куда текут реки? | 1 | 1 | | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. | ||||||
19. | Как рождаются горы? | 1 | 1 | | |||||||
20. | Моря и острова. | 1 | 1 | | |||||||
21. | Обитатели морей. | 1 | 1 | | |||||||
22. | Проект «Моя страна» | 1 | 1 | | | ||||||
| ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | 12 ч | | | | ||||||
23. | Великий круговорот жизни. | 1 | | 1 | Характеризовать экосистемы | ||||||
24. | Путешествие по природным зонам. | 1 | 1 | | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте | ||||||
25. | Красная книга. | 1 | | 1 | |||||||
26. | Жизнь леса. | 1 | 1 | | |||||||
27. | Хрупкая природа степей и пустынь. | 1 | | 1 | |||||||
28. | Где растут тропические леса. | 1 | 1 | | |||||||
29. | Жизнь в горах. | 1 | 1 | | |||||||
30. | Путешествуем по Европе. . | 1 | 1 | | |||||||
.31 | Страны Африки и Америки. | 1 | 1 | | | ||||||
32. | Австралия. Антарктида. | 1 | 1 | | Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. | ||||||
33. | Моя Родина – Россия. | 1 | 1 | | |||||||
34. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 1 | 1 | | |||||||
| ИТОГО: | 34 | | | |
3-й класс
| Тема | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся: | |||||||
ауд. | вне ауд. | ||||||||||
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 ч | | | | ||||||
1. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | 1 | | Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы | ||||||
2. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 1 | | 1 | |||||||
3. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | | 1 | |||||||
| ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 4 ч | | | | ||||||
4. | Живая оболочка планеты. | 1 | 1 | | Характеризовать место обитания живых организмов | ||||||
5. | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 1 | | 1 | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого | ||||||
6. | Солнце - как источник энергии. | 1 | | 1 | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов | ||||||
7. | КВН «Планета загадок» | 1 | 1 | | | ||||||
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч | | | | |||||||
8. | Цепи питания | 1 | 1 | | Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. | ||||||
9. | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | 1 | | 1 | |||||||
10. | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | 1 | 1 | | |||||||
11. | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | 1 | 1 | | |||||||
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 5 ч | | | | ||||||
12. | Растения и их роль на Земле Экскурсия. | 1 | | 1 | Выяснить роль растений в природе и жизни людей | ||||||
13. | О братьях наших меньших. | 1 | 1 | | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей . | ||||||
14. | Рыбы и их многообразие. | 1 | 1 | | |||||||
15. | Час эрудитов «Птичьи имена». | 1 | 1 | | |||||||
16. | Проект «Сохраним красоту природы» | 1 | | 1 | |||||||
| ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 3 ч | | | | ||||||
17. | Человек и его корни. Родословное древо семьи | 1 | 1 | | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. | ||||||
18. | Моя Родина – Россия! | 1 | 1 | | |||||||
19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | 1 | | 1 | |||||||
| ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч | | | | |||||||
20 | Откуда пошла земля Русская! | 1 | 1 | | Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. | ||||||
21 | Ледовое побоище. | 1 | 1 | | |||||||
22 | Слово о полку Игореве. | 1 | | 1 | |||||||
23 | Московское государство. | 1 | 1 | | |||||||
24 | Московский Кремль. | 1 | 1 | | |||||||
25 | Смутное время в России. | 1 | 1 | | |||||||
26 | Преобразования Петра I | 1 | 1 | | |||||||
27 | Екатерина Великая | 1 | 1 | | |||||||
28 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 1 | | |||||||
29 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 1 | | |||||||
30 | Император Александр II | 1 | 1 | | |||||||
31 | Времена Советской власти и СССР. | 1 | | 1 | |||||||
32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | 1 | | 1 | |||||||
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 2 ч | | | | ||||||
33. | Российская Федерация | 1 | 1 | | . Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. | ||||||
34 | Проект «Сохраним иоторию родного края» | 1 | 1 | | |||||||
ИТОГО: | 34 ч | | | |
4-й класс
| Тема | Все го | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||||||||||||
ауд | вне вуд. | |||||||||||||||
| КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 7 ч | | | | |||||||||||
1. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | 1 | | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья | |||||||||||
2. | Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | 1 | | ||||||||||||
3 | Опора тела и движение | 1 | | 1 | ||||||||||||
4 | Наше питание | 1 | 1 | | ||||||||||||
5. | О дыхании и вреде курения. | 1 | 1 | | ||||||||||||
6. | Органы чувств человека. | 1 | 1 | | ||||||||||||
7. | Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | 1 | 1 | | ||||||||||||
| РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 8 ч | | | | |||||||||||
8. | Растения и животные на службе у человека. | 1 | | 1 | Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.. | |||||||||||
9. | Изобретение рычага и колеса и их применение | 1 | 1 | | ||||||||||||
10. | Свойства воды и воздуха и их использование человеком. | 1 | 1 | | ||||||||||||
11 | Как человек использует горные породы и минералы | 1 | 1 | | ||||||||||||
12 | Как обрабатывают металлы. | 1 | 1 | | ||||||||||||
13 | Невидимая сила | 1 | 1 | | ||||||||||||
14 | Человек проникает в тайны природы | 1 | | 1 | ||||||||||||
15 | Экологический проект «Земля – планета жизни» | 1 | 1 | | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 3 ч | | | | |||||||||||
16 | Как стать личностью? | 1 | 1 | | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека | |||||||||||
17 | Эмоции и чувства | 1 | | 1 | ||||||||||||
18 | Как настроение? | 1 | 1 | | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 3 ч | | | | |||||||||||
| | 1 | 1 | | Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций | |||||||||||
| | |||||||||||||||
19 | Почему возникают конфликты? | |||||||||||||||
20 | Совесть. | 1 | 1 | | ||||||||||||
21 | Путешествие по правам человека. | 1 | | 1 | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 ч | | | | |||||||||||
22 | Добро и зло в Первобытном мире | 1 | 1 | | Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. | |||||||||||
23 | Мир средневековых цивилизаций | 1 | 1 | | ||||||||||||
24 | Технические достижения эпохи Нового времени | 1 | 1 | | ||||||||||||
25 | 21 век | | | | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 ч | | | | |||||||||||
26 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» | 1 | | 1 | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. | |||||||||||
27 | Мы не похожи, ну и что же? | 1 | 1 | | ||||||||||||
28 | Пути духовных исканий. | 1 | | 1 | ||||||||||||
29 | Выставка работ «Дети разных народов» | 1 | 1 | | | |||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 5 ч | | | | |||||||||||
30 | Что такое деньги. | 1 | 1 | | | |||||||||||
31 | Почему разные страны помогают друг другу? | 1 | 1 | | ||||||||||||
32 | Сказки разных народов | 1 | | 1 | ||||||||||||
33 | Глобальные проблемы | 1 | 1 | | ||||||||||||
34 | Проект «Моё человечество» | 1 | 1 | | | |||||||||||
| ИТОГО: | 34 | | | |