Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению кружок Я познаю мир (наименование) 4 года.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

Костромской области городского округа г.Буй



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению кружок

«Я познаю мир»

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

7-11лет

(возраст обучающихся)

Бочарова Ольга Сергеевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Первый год обучения




Название темы

Количество часов


Характеристика

деят-ти

всего


ауд

вне

ауд.




Как мы понимаем друг друга









Познакомиться с учителем и одноклассниками

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.


1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

1

-

2-3

Школьные правила вежливости.


2

1

1

4

Режим дня школьника.


1




1

5

Ты – ученик.


1




1




Как мы узнаём, что перед нами










Называть окружающие предметы и их признаки

Различать предметы и выделять их признаки

6

Что за словом?


1

1

-

7

Путешествие в Угадайку. КТД



1

-

1




Времена года










Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

8

Осенние посиделки.


1




1

9

Зимушка-зима.


1




1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1




1

11

Весёлое лето.


1

1

-




Как ты узнаёшь мир










Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

.

12
Глаза – главные помощники человека.




1

1




13
Память и ум – помощники человека.




1

1




14
Жить – с книгою дружить. КТД




1




1



Твоя семья и друзья












Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

1

-

1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?



1





1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья



1

1

-




Что нас окружает









Экскурсия по станице.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

18

Моя станица. Достопримечательности станицы.

1



1

19

Мы – пешеходы.

1

-

1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

1

-

21

Из чего что сделано?

1

1

-

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

1

-

1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

-

1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

1

1

-




Живые обитатели планеты









Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.


25

Живое и неживое.

1



1 -

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

1

-

27

Путешествие по зоопарку.

1



1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

1

-

29

Собака – верный друг человека

1

1

-

30

Строение тела человека.

1

1

-

31

Правила поведения в природе.


1



1

32

Земля – наш общий дом.

1

1

-




Итоговое занятие









33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

1

-

1


2-й класс

п/п

Название темы

Всего

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности учащихся

ауд

вне

ауд




НАША ПЛАНЕТА

22 ч










1.

Мир живой и неживой природы.

1




1




2.


Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

1




1

3.


Как без часов определить время суток?


1




1

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.

Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

4.

Форма Земли.


1




1

5.

О чём рассказывает Глобус.


1

1




6.

Викторина «Занимательная география»

1

1




7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

1




8.

Земное притяжение.

1




1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .

9.

Почему день сменяется ночью?


1

1




Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года


10.

Почему бывает лето?


1

1




11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

1




12.

Прозрачный невидимка (воздух)

1




1

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра
Сравнивать погоду и климат


13.

Создание проекта «Солнечная система»

1

1




14.

Путешествие по карте России.


1

1




Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

15.

Адрес на глобусе и карте.

1

1




16.

Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

1




17.

Путешествие по материкам и океанам.

1

1




18.

Куда текут реки?


1

1




Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.


19.

Как рождаются горы?


1

1




20.

Моря и острова.


1


1




21.

Обитатели морей.

1

1




22.


Проект «Моя страна»

1

1










ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч











23.


Великий круговорот жизни.


1




1

Характеризовать экосистемы

24.


Путешествие по природным зонам.

1

1




Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждать особенности 2-3 стран мира

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте



25.


Красная книга.

1




1

26.


Жизнь леса.

1

1




27.


Хрупкая природа степей и пустынь.

1




1

28.



Где растут тропические леса.

1

1




29.


Жизнь в горах.

1

1





30.


Путешествуем по Европе.

.

1

1




.31


Страны Африки и Америки.


1

1







32.

Австралия. Антарктида.


1

1




Показывать территорию России, ее государственную границу

Находить на карте России родной регион.


33.

Моя Родина – Россия.


1

1




34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

1







ИТОГО:

34












3-й класс




Тема

Всего

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся:

ауд.

вне

ауд.




ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3 ч










1.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

1

1




Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1




1

3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1




1




ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

4 ч










4.


Живая оболочка планеты.

1

1




Характеризовать место обитания живых организмов

5.


О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1




1

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

6.


Солнце - как источник энергии.


1




1

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

7.


КВН «Планета загадок»


1

1










ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч










8.

Цепи питания

1

1




Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.


9.


Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.


1




1

10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

1

1




11.

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

1

1







ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ


5 ч








12.

Растения и их роль на Земле

Экскурсия.

1




1

Выяснить роль растений в природе и жизни людей


13.

О братьях наших меньших.

1

1




Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .


14.

Рыбы и их многообразие.

1

1




15.

Час эрудитов «Птичьи имена».


1

1




16.

Проект «Сохраним красоту природы»

1




1




ТВОИ РОДНЫЕ

И ТВОЯ РОДИНА


3 ч










17.

Человек и его корни. Родословное древо семьи


1

1




Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.


18.


Моя Родина – Россия!


1

1





19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

1




1



ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ

И СССР 13 ч











20


Откуда пошла земля Русская!

1

1




Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

Принять посильное участие в их охране.


21


Ледовое побоище.

1

1




22

Слово о полку Игореве.

1




1

23


Московское государство.

1

1




24


Московский Кремль.

1

1




25


Смутное время в России.

1

1




26

Преобразования Петра I


1

1




27


Екатерина Великая

1

1




28


Михаил Васильевич Ломоносов

1

1




29

Отечественная война 1812 года.


1

1




30


Император Александр II

1

1




31

Времена Советской власти и СССР.

1




1

32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

1




1




СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

2 ч










33.

Российская Федерация


1

1




. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.



34


Проект «Сохраним иоторию родного края»


1


1




ИТОГО:

34 ч











4-й класс




Тема

Все

го

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

ауд

вне

вуд.




КАК РАБОТАЕТ

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА


7 ч









1.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

1





Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья


2.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

1

1




3

Опора тела и движение


1




1

4

Наше питание


1

1





5.


О дыхании и вреде курения.

1

1




6.

Органы чувств человека.

1

1




7.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

1

1







РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

8 ч










8.

Растения и животные на службе у человека.

1




1



Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..



9.

Изобретение рычага и колеса и их применение

1

1




10.

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

1




11


Как человек использует горные породы и минералы

1

1




12


Как обрабатывают металлы.

1

1




13

Невидимая сила


1

1




14

Человек проникает в тайны природы

1




1

15

Экологический проект «Земля – планета жизни»

1

1







ЧЕЛОВЕК И ЕГО

ВНУТРЕННИЙ МИР


3 ч










16

Как стать личностью?


1

1




Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека


17


Эмоции и чувства


1





1


18


Как настроение?


1


1







ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

3 ч

















1


1





Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций








19

Почему возникают конфликты?

20

Совесть.


1

1




21

Путешествие по правам человека.

1




1




ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4 ч










22

Добро и зло в Первобытном мире

1

1




Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

23

Мир средневековых цивилизаций

1

1




24

Технические достижения эпохи Нового времени

1

1




25

21 век













ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО


4 ч









26

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1




1

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

27

Мы не похожи, ну и что же?


1

1




28

Пути духовных исканий.


1




1

29

Выставка работ «Дети разных народов»

1

1










ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО


5 ч









30

Что такое деньги.

1

1








31



Почему разные страны помогают друг другу?


1


1




32

Сказки разных народов


1




1

33

Глобальные проблемы


1

1




34

Проект «Моё человечество»

1

1










ИТОГО:

34