Файл: Разработка лесного питомника в Сладковском районе, направленный на выращивание лиственницы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
легких и рыхлых почвах, где всходам легче пробиться на поверхность, семена заделываются глубже, чем на тяжелых. При посеве на тяжелых почвах, при поливах, мульчировании, весенних посевах семена заделываются мельче. При широкобороздковых посевах во всех случаях глубина заделки меньше, чем при бороздковых.

Нормы высева семян имеют исключительно большое значение. При разреженных посевах и редком стоянии сеянцев занятая растениями площадь используется не полно. Густые посевы приводят к излишне густому стоянию сеянцев, среди которых значительная часть окажется недоразвитой и непригодной для посадки.

Надо установить оптимальную густоту стояния сеянцев применительно к определенным почвенно-климатическим условиям и правильно определить норму высева семян.

При высеве семян II и III классов качества нормы высева увеличиваются для хвойных на 30 и 100%, лиственных - на 20 и 60%, березы - на 50 и 100%. При высеве стратифицированных в снегу семян хвойных пород норма высева для сосны и лиственницы снижается на 10%, для ели - на 20%.

Если фактическая масса 1000 семян на 15-20% и более отличается от среднего, то норма высева должна быть уточнена по формуле


где А - норма высева с учетом фактической массы семян, г/пог.м;

А1 - средняя норма по таблице;

В - фактическая масса 1000 семян, г;

В1 - средняя масса 1000 семян.

При расчете норм высева семян хвойных следует пользоваться формулой


где Н - норма высева семян на 1 пог.м, г;

О - оптимальное число всходов на 1 пог.м;

М - масса 1000 шт. семян, г;

Т - техническая всхожесть, %;

К - поправочный коэффициент на грунтовую всхожесть (отношение грунтовой всхожести к технической);

Ч - чистота семян, %.

.1.9 Агротехнические уходы при выращивании посадочного материала

Агротехнический уход состоит из комплекса приемов, направленных на улучшение условий для прорастания семян, появления всходов, роста и развития сеянцев. Он включает, прежде всего, приемы, выполняемые до появления всходов, к которым относятся прикатывание и рыхление почвы, мульчировавание, удаление сорняков, полив.

Прикатывание применяется на супесчаных и песчаных почвах путем уплотнения их верхнего слоя специальными гладкими или кольчатыми катками. Этот прием способствует капиллярному подъему влаги и имеет важное значение для прорастания семян в засушливый период весны.

Мульчирование заключается в покрытии поверхности почвы торфяной крошкой, специальной бумагой, компостом, перегноем, опилками слоем 0,5... 1,0 см.
Мульчирование уменьшает испарение влаги, предупреждает образование почвенной корки, защищает почву от размыва, препятствует прорастанию трав-сорняков, регулирует воздушный и тепловой режимы в почве, улучшает условия почвенного питания сеянцев. После появления массовых всходов мульчу обычно оставляют в качестве удобрения.

Рыхление почвы проводят путем уничтожения сорняков механическим способом. Рыхление и прополка сорняков создают благоприятный водный и воздушный режимы. Особое значение рыхление приобретает на тяжелых почвах.

Полив применяется в засушливую весну для появления дружных всходов. Наилучшие результаты полив дает мелкокапельным дождеванием, который препятствует образованию почвенной корки и не вымывает из почвы семена.

После появления всходов продолжается прополка сорняков и рыхление почвы, а также их уничтожение химическими препаратами. Опрыскивают уайтспиритом 6-7 раз через 10-12 дней. Этот гербицид действует только на сорняки семенного происхождения. Поэтому в двухлетних посевах многолетние травы-сорняки уничтожаются симазином, пропазином или атразином. Применяют и другие агротехнические приемы: подкормку сеянцев, ведут борьбу с вредителями и болезнями, защищают сеянцы от неблагоприятных погодных условий и т.д.

Подкормку сеянцев проводят двумя способами: корневым и внекорневым. Корневая подкормка осуществляется внесением минеральных удобрений в тех случаях, когда сеянцы сформировали хорошо развитую корневую систему. Применяют чаще всего вначале азотные, а затем комплексные удобрения на глубину рыхления почвы (5-10 см). В тех случаях, когда сеянцы имеют слаборазвитую корневую систему, то применяют внекорневую подкормку путем опрыскивания посевов слабым раствором азотных, фосфорных и калийных удобрений. Все подкормки должны вноситься во влажную почву и преимущественно весной и в первой половине лета, особенно азотные.

Борьба с грибными болезнями и вредными насекомыми включает профилактические и истребительные меры. Профилактические мероприятия включают, прежде всего, высокую агротехнику. К эффективным мерам относится и обработка почвы, семян и сеянцев препаратами, предотвращающими грибные болезни. Истребительные мероприятия включают ликвидацию очагов повреждений всходов и сеянцев, протравливание почвы, торфа, компостов, семян.

Защита сеянцев от неблагоприятных погодных условий в

лесной зоне состоит в борьбе с выжиманием, заморозками. На суглинистых и, особенно глинистых почвах, довольно часто в зоне тайги происходит выжимание сеянцев почвенными кристаллами льда. С этим неблагоприятным явлением можно активно бороться путем внесения органических удобрений, применения грядковых посевов, мульчирования, рыхления почвы.


.1.10 Особенности выращивания саженцев в школьном отделении
питомника Более крупный посадочный материал - саженцы - выращивают в школьных отделениях питомника. Саженцы широко используются для озеленения населенных пунктов, создания защитных насаждений и лесных культур. По сравнению с сеянцами они раньше вступают в период быстрого роста, в связи, с чем ускоряется выращивание искусственных насаждений, и они лучше противостоят отрицательному влиянию трав, кустарников.

При выращивании саженцев разных размеров и возраста производят 1-3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания.

В школах первого порядка высаживают 1-2-летние сеянцы и выращивают их в течение 2-4 лет (схема посадки 0,7-1,0 х 0,35-0,5 м). В школах второго порядка выращивают саженцы до 5-7-летнего возраста (схема размещения 1,0-1,5 х 1,0-1,5 м). В школах третьего порядка саженцы выращивают до 10 лет и более (схема размещения 2,0-3,0x2,0-3,0).

В комбинированных школах одновременно выращивают саженцы древесных растений и кустарников или только древесные саженцы различного возраста и размеров.

Срок выращивания крупных саженцев деревьев 4-6 лет, а мелких (первого оборота) саженцев и кустарников 2-3 года. При этом за одну ротацию крупных саженцев древесных видов кустарники и мелкие саженцы деревьев проходят 2-3 ротации.

Перед посадкой сеянцев корни подрезают до 15-25 см на почвах с нормальным увлажнением и до 20-30 см - с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество.

В первой школе сеянцы высаживаются с расстояниями в междурядьях 0,8 м, в ряду 0,5 м, во второй школе - 1 х 1 м или 1,5 х 1,5 м, в третьей - 3 х 2 м.

В комбинированной школе растения с длительным сроком выращивания (6-12 лет) высаживаются рядами на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между ними располагают два или четыре ряда кустарника. На 1 га высаживают 3-6 тыс.шт. деревьев и 40-50 тыс.шт. кустарников.

В уплотненных школах выращивают саженцы хвойных пород для лесных культур. Применяют рядовые, ленточные, комбинированные схемы размещения растений. Степень уплотнения выращивания саженцев во многом зависит от биологических особенностей породы.

При рядовом размещении расстояние между рядами принимают 0,4 м, шаг посадки - 0,1-0,2 м. При ленточном трехрядном размещении в каждой ленте растения высаживают по схеме 0,4-0,4-0,7, при четырехрядном - 0,3-0,3-0,3-0,6, пятирядном - 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7; шаг посадки 0,1-0,2 м.


Используется трехрядная СШН-3. В трехрядном варианте высаживают до 50 тыс. растений (0,8 х 0,5). Машины СПЛК и МИС-1 применяют в комбинированной школе, где выращивают саженцы высотой до 3 м.

В уплотненной школе используют СШП-5/3; шаг посадки 0,1 м; высаживается 330 тыс. сеянцев.

При проектировании сроков выращивания саженцев, выборе оптимальных схем размещения необходимо учитывать линейные размеры растений, которых они достигают в том или ином возрасте в данных почвенно-климатических условиях, выявлять особенности роста крон по диаметру для установления сроков смыкания.

Быстрый рост саженцев в школе возможен при хорошем качестве посадки. Наличие деформации корней приводит к ухудшению водного режима и ослаблению роста растений. Высота растений с деформированной корневой системой в 2-5 раз меньше, чем у саженцев с нормально развитой корневой системой, замедленный рост наблюдается в течение всего срока выращивания. Также резко отличаются растения по массе надземной части и корневых систем.

При испытании приемов, направленных на формирование компактной корневой системы, лучшие результаты были получены при внесении органических удобрений в посадочные места.

Культуры, созданные саженцами, имеют высокую приживаемость, совершенно не требуют агротехнических уходов, быстро растут, уже в трехлетнем возрасте отвечают требованиям ОСТ 56-99-93 "Культуры лесные, оценка качества", пригодны для перевода в покрытые лесом земли и относятся к культурам отличного качества.

Чтобы получить посадочный материал с ускоренным ростом, в культурах целесообразно использовать приемы ранней диагностики и применять отбор в процессе выращивания сеянцев и саженцев на фоне высокого уровня агротехники.

По данным Н.А. Смирнова (1996), крупные сеянцы, превышающие по высоте средние на 20-50%, после пересадки продолжают расти более интенсивно в течение 4 лет. Саженцы, превышающие средние в школьном отделении по высоте на 20-30 %, после пересадки в культуры продолжают расти интенсивно в течение 7-8 лет.

.1.11 Техническая приемка, инвентаризация, выкопка, хранение и перевозка посадочного материала

Техническую приемку лесных культур проводят для того, чтобы установить правильность отвода и оформления участков, а также выбора главной и сопутствующей пород и густоты культур; объем и качество выполненных работ по посадке и посеву леса; агротехнику создания культур и ее соответствие техническому проекту.