Файл: Фгос третьего поколения что нового С 1 сентября 2022 года года начали действовать фгос в каждой школе, и обучающиеся, которые были приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году учатся уже по обновленным фгос..pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
\
ФГОС третьего поколения: что нового?
С 1 сентября 2022 года
года начали действовать ФГОС в каждой школе, и обучающиеся , которые были приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году учатся уже по обновленным ФГОС. Для других обучающихся продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии
родителей обучающихся.
ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ:
Первое поколение ФГОС ( с 2004 г.)
Второе поколение ФГОС
(НОО с 2009 г., ООО с 2010 г., СОО с 2012 г.)
Третье поколение ФГОС
(с 01.09.2022 г.)
В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения,
формирование у обучающихся культуры пользования информационно- коммуникационными технологиями и пр.
Главные отличия
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: в документе будут
максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет
школьник и что освоит. Также упор сделан на
применении знаний на практике.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФГОС:
- Создание единого образовательного пространства по всей РФ
- Обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
http://edsoo.ru
https://edu.gov.ru
Можно выделить несколько позитивных моментов:
- Повышается прозрачность системы образования, за что все мы бьемся уже долгое время.
- Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность
- Качество образования повысится за счет единства содержания.
- Достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.
- Определена система требований к тому, как должна
- реализовываться образовательная программа, это позволяет создать равные возможности
включения в процесс образования родителей.
для того, чтобы ребята получили качественное
образование.
которыми
должен
Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, обладать ученик в рамках каждой дисциплины
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников Строго обозначено, какие темы должны освоить
дети в определённый год обучения, содержание
тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
ОСОБЕННОСТИ
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС:
Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения
ОСОБЕННОСТИ
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС:
- Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике»,
- Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации
- Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
- Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут
- Обеспечение доступа к информационно-образовательной
- Введены единые требования к составлению рабочих
- Определено базовое содержание программы воспитания
- Уточнены задачи и условия программы коррекционной
«Обществознанию» и «Географии»
среде образовательной организации, в том числе электронной
программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
работы с детьми с ОВЗ
А что о воспитании?
Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, необходимо работать над формированием российской гражданской идентичности. Что это значит? Когда
девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности.
Отдаленный результат – это то, что определенно можно отнести к системе образования. В 2022 году ученики начали
обучение по обновленным ФГОС, но каков будет
результат, мы увидим только спустя несколько лет.
Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о
введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки
на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов
«Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика»,
«География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые
стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно- технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое
воспитание».
Конкретика. В новой версии ФГОС — весь учебный процесс описан очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Срок получения ООО – 5 лет Не установлено сокращение | Срок получения ООО – не более 5 лет Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам |
Общие, размытые формулировки результатов освоения образовательной программы | Отказ от размытых формулировок. А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются:
в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»; в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 43 ФГОС). Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42 ФГОС). В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку) |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: требований не устанавливал | Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. |
Деление учеников на группы: норм не устанавливал. | Деление учеников на группы: разрешено организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход. |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
ООП ООО включает в себя: Пояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО Система оценки достижения планируемых результатов Программа формирования УУД Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | ООП ООО включает в себя: Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО Система оценки достижения планируемых результатов Программа формирования УУД Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
ООП ООО включает в себя: Рабочая программа воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Учебный план План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. Система условий реализации основной образовательной программы | ООП ООО включает в себя: Рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы (при наличии обучающихся с ОВЗ) Учебный план План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) Характеристика условий реализации программы ООО в соответствие с требованиями ФГОС. |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. | Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся. |
Второй иностранный язык обязательный | Второй иностранный язык изучается из перечня, предлагаемого Организацией, по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних и при наличии необходимых условий в Организации |
В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности | Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии» |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика» | Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика» Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» |
В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География» | В предметную область «Общественно- научные предметы» входят: «История», «Обществознание», «География». «История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История» |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
При изучении предметной области ОДНКНР по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей), из перечня, предлагаемого организацией | |
Единый уровень требований по предметам | Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология |
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов | Уменьшилось количество часов аудиторной нагрузки: Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Более детально расписаны требования к условиям реализации программы основного общего образования (новый вид – общесистемные требования). Особое внимание уделено формированию функциональной грамотности как государственной гарантии качественного образования | |
Предметные требования для обучающихс я с ОВЗ прописывал ись по каждому предмету дополнитель ным блоком | Предметные требования едины для всех обучающихся. Особенности получения образования лиц с ОВЗ установлены следующие: Возможность увеличения срока обучения до 6 лет. Внеурочная деятельность детей с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами. Для всех обучающихся с ОВЗ при реализации АПООО исключается учебный предмет «Физическая культура» и включается учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому устанавливаются Организацией самостоятельно (п. 31.1.) Для глухих и слабослышащих из обязательного перечня предметов исключается «Музыка» Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи добавляется «Развитие речи» Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата изменяются сроки и продолжительность изучения иностранного языка. |