Файл: Игра Знатоки русского языка Вступительное слово учителя.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра «Знатоки русского языка»

Вступительное слово учителя. 

В нашей школе проходит неделя языков народов Казахстана. 
- Язык – великое творение человека. Язык – основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и его родина. Наш президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его послании, а именно в проекте «Триединство языков», сказано: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык – государственный язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны». И сегодня мы проводим игру среди 7-ых классов «Знатоки русского языка». 
Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием. 



1 Конкурс «Созвездие смекалистых”

Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Команда, выполнившая задание, поднимает руку. Какая команда раньше составит, та получает право открыть игру, потом 2-я команда и 3-я.




Ответ: Язык – река, которая течёт и меняется.
2 Конкурс «Вопрос-шутка»

1. Какая буква в русском языке все время плачет? (ы)

2. Какая буква, подобно «ы», может «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов? (й)

3. Каким поясом не подвяжешься? (климатическим)

4. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём можно даже жить, а можно в нём вертеться, но особенно его почему – то любят белки. Что это?  КОЛЕСО 
5.Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).

6. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?
 ИГОЛКА 

7. Как переводится на русский язык слово апельсин? (китайское яблоко)

8. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? ВОДА 

9. Молодожёны очень хорошо его знают, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся вредители, готовые испортить его, добавив в него ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. Что это такое? МЁД 

10. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое? КАМЕНЬ 

11. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева, на котором, по преданию, повесился предатель Иуда. Что это? (Лист.)

12. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в этом «чёрном ящике»? (Ключ.)

13.Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-царевичу. Что же это за фольклорный помощник? (Клубок.)

3 Конкурс «Лингвист»

На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочесть.

с о л

м в е

е с п

к я о

а к м

л о о

к м ж

а д е

в е т

Ответ. На русском. Смекалка во всяком деле поможет.
4 Конкурс «Полиглот»

Загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх языках.

- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (дневник - кунделік - diary) 
- Белый, а не снег, сладкий, а не мёд (сахар – секер - sugar) 
- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и нарисовать называюсь я… (тетрадь - дәптер - copy book)

 
- Белый камешек растаял на доске следы оставил (мел – бор - chalk) 
- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети (яблоко – алма - apple) 
- Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю (линейка - сызгыш - ruler) 
- Четыре ноги, а ходить не может (стол - үстел - table) 
- Кто молча учит? (книга – кітап - book) 
- Февраль богат снегом, а апрель … (вода - су - water) 
- Если б не было его, не сказал бы ничего (язык – тіл - language) 
- Один костёр весь мир согревает (солнце – кун - sun) 
- 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц - ай - months) 



5 конкурс «Знатоки пословиц»
К данным пословицам народов мира подберите их русские аналоги (пословицы, близкие по смыслу).
Английская: «Слишком много поваров портят бульон» (английская) – «У семи нянек дитя без глазу».
Монгольская: «Бычьи рога в мешок не спрячешь» (Шило в мешке не утаишь).
Японская: «Дурнушка зеркала не любит» (Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива).
Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Поспешишь — людей насмешишь.)
Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи — век учись.)
Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь». (Тише едешь — дальше будешь.)
Малайская: «Кончил шить — оборвал нить». (Сделал дело — гуляй смело.)
Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.)
Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь рыбку из пруда..)
Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного». (Не давши слова — крепись, а давши — держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)

Сценка «Поговорили…»

1. Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!


- Как живёшь?

2. Нормально.

1. А с учёбой как?

2. Нормально.

1. Ты, говорят, болел… Теперь-то всё в порядке?

2. Нормально.

1. Хорошо, значит?

2. Ну я же говорю – нормально.

1. Странно ты говоришь…

2. Почему? Нормально.

1. Ты считаешь – нормально?

2. Нормально.

1. Да-а, странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

6 Конкурс «Собери слова»

Из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны собрать как можно больше слов. (Товар, год, суд, дар, сосуд, город) За каждый правильный ответ 1 балл. 


7 Конкурс «Нарисуй пословицу».

Участникам команды предлагается с помощью иллюстрации  изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать. 
Пословицы:

Дареному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Без труда  - не выловишь и рыбки из пруда и т.п.

Делать из мухи слона

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

8 Конкурс - игра "Фотоаппарат"

 

Посмотрите на картинку (30 с) и запомните все предметы нарисованные на ней.

В течение 2х минут записать, как можно больше предметов увиденных вами.

     /У кого большее кол-во предметов, тот выиграл/.
9 Конкурс «Автобиография»

Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.

1 команда: Баба Яга

2 команда: Карлсон

3 команда: Винни Пух

4 команда: Крокодил Гена
10 Конкурс « Красноречие»
От каждой команды 1 участник, вам нужно рассказать стихотворения на казахском, русском, английском языке.

11 Конкурс «Театральный» (изобразить походку человека) :

1 команда: - который только что хорошо пообедал;

2 команда - у которого жмут ботинки;

3 команда: - у которого начался острый приступ радикулита;

4 команда - который оказался ночью в лесу один.


12 Конкурс «С портфелем по жизни».
В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель».  Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.


Я пришел к тебе с портфелем, рассказать, что солнце встало (пришел с приветом)
Портфель - то я и не приметил (Слона – то я и не заметил).
Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).
Все дороги ведут в портфель (Все дороги ведут в Рим).
Портфель костей не ломит (Жар костей не ломит).
Портфель спасет мир. (Красота спасет мир)
Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).

13 Конкурс «Ситуация»

Для следующего конкурса нужно по 2 участника от каждой команды. Вы должны представить такую ситуацию: вы попали на незнакомую планету, и пытаетесь инопланетянам объяснить несколько элементарных для нас понятий. Ясно, что наш язык они не знают, поэтому объяснять придется при помощи жестов, мимики, только не словами. Слова: дерево, юрта, лампочка, весна, трава.


14 Конкурс «Архаизмы»

Как мы знаем, архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. Каждой команде предстоит подобрать к слову современный синоним (командам раздаются карточки с архаизмами; за каждое верное слово – 1балл).

длань(ладонь)

пиит(поэт)

ланиты(щёки)

перст(палец)

брань (не ругань!)(битва, сражение)

глаголить(говорить)

льзя(можно)

живот(жизнь)

ратник(воин)

зрачный(видный, красивый)

15 Конкурс «Раз словечко, два словечко…»

Командам дается начало четырех строчек, надо сочинить продолжение. Концовка может быть разной, главное, чтобы соблюдалась рифма.

1 команда: Шла корова по Луне…

2 команда: Стрекоза на шляпу села…

3 команда:

4 команда:


Шерлок Холмс(очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).

По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:

1. "Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова… "