ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 1
Тема курсовой работы: Формирование этических представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Слайд 2
За последнее время в образовании ставится цель формирования у учащихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий, что отражает в себе новый ФГОС НОО в соответствии с фундаментальными целями образования. В составе планируемых результатов личностных УУД выделяют: формирование морально-эстетических ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); учет мотивов, интересов и позиций школьников.
Слайд 3
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества.
Слайд 4
На данный момент в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с духовно-нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей; в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей; определены особенности процесса воспитания этических качеств у детей младшего школьного возраста; продуманы педагогические условия актуализации этических поступков младших школьников.
Слайд 5
Но за ближайшее время сущность процесса формирования этических представлений у младших школьников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует.
В процессе освоения личностных УУД у младшего школьника формируются не только адекватные учебные познавательные мотивы в системе мотивации учебной деятельности, но также строится система необходимых этических понятий личности.
Слайд 6
Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него этических представлений и понятий. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие личности школьника станет возможным не только благодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственным усилиям ученика.
Слайд 7
Таким образом, на сегодняшний день в педагогической практике имеется противоречие: между целесообразностью формирования у младших школьников этических представлений и понятий на уроках литературного чтения и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении учителей начальных классов, выявлены явные противоречия.
Слайд 8
Указанное противоречие определило проблему исследования: какие методы и приёмы можно использовать на уроках литературного чтения для формирования этических представлений?
Слайд 9
Объект - этические представления младших школьников.
Предмет - формирование этических представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Слайд 10
Цель – выявление педагогических условий формирование этических представлений у младших школьников на уроке литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования этических представлений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить способы формирования этических представлений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Слайд 11
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.
Теоретическое исследование опирается на работы:
Слайд 12
Содержание курсовой работы состоит из:
Введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы.
В первой главе дается общая характеристика этики.
Рассматривается история возникновения этических представлений.
Описывается характеристика некоторых этических представлений.
Рассказывается о формировании этических представлений на уроках литературного чтения.
Указываются методы и приёмы по формированию этических представлений у младших школьников.
Слайд 13
Первоначально смыслом слова «этос» (этика) было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности.
Слайд 14
По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение добра и зла, сочувствия, заботы и употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Слайд 15
Этот термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение философии, которая пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье —
деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию.
Слайд 16
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Слайд 17
Этические представления – это представления, отражающие в сознании личности этические категории, моральные ценности и нравственные образцы.
Они определяют единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.
Слайд 18
Выделяют следующие этические представления:
1) Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь.
2) Трудолюбие – любящий трудиться.
3) Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
4) Смелость – решиться на что-нибудь.
5) Настойчивость - упорный, твёрдый в достижении чего-нибудь.
6) Сопереживание - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
7) Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.
8) Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чем-нибудь.
9) Забота - беспокойство, беспокойное, обременительное дело
10) Верность - стойкость и неизменность в чувствах и отношениях, в исполнении своих обязанностей и многие другие.
Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает им контактировать с окружающими людьми их людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Слайд 19
Этические представления выполняют ряд функций: адаптивную, ориентировочную, оценочную и регулятивную.
Адаптивная функция заключается в том, что усвоение этических представлений дает возможность ребенку адаптироваться к жизни в обществе.
Ориентировочная функция – этические представления выступают ориентирами поведения, определяют перспективу деятельности.
Оценочная функция – формирование суждения о действиях, котоые рассматриваются как правильные и неправильные.
Регулятивная функция заключается в том, что этические представления регулируют как поведение отдельного лица, так и общества в целом.
Слайд 20
Этические представления у учащихся начальных классов формируются следующим образом:
1. Первичное синтезирование этического представления и изначальное определение этического понятия. На данном этапе верным будет обращение к личному опыту школьников, актуализация их этических представлений, организация эмоционального восприятия нового понятия.
2. Обширная характеристика этического понятия, вычленение существенных и несущественных признаков этического понятия.
3. Использование, конкретизация и обобщение этического понятия в обучении.
4. Внедрение этических понятий в активный словарь школьников в процессе оценки себя и других людей, своих и чужих поступков, каких-либо жизненных ситуаций, в своих творческих работах.
Слайд 21
Приведём несколько методов и приёмов по формированию этических представлений младших школьников на уроках литературного чтения:
Упражнение «Двойной дневник» даёт возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Слайд 22
Приём «Фишбоун» помогает лучше проанализировать поступки тех или иных героев. .Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Слайд 23
Метод сопереживания. Учитель предлагает учащимся рассказать или увиденного, описать те
моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить первую реакцию. Далее предлагается сравнить свои чувства с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, объяснить поведение участников, спрогнозировать поведение при измененных условиях, предложить свою стратегию и тактику решения ситуации.
Слайд 24
Этическая беседа отличается тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Эффективность зависит от следующих условий:
1. Проблемный характер содержания беседы.
2. Учёт мнения всех учащихся независимо от того, правильное оно или нет.
3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
4. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
5. Помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
Слайд 25
Таким образом, в процессе работы над литературными произведениями по нравственным представлениям систематичность позволяет повышать уровень младших школьников, формировать у них доброту, справедливость, отзывчивость, ответственности.
Слайд 26
Слайд 27
По результатам исследования можно составить рекомендации для учителей начальных классов по организации групповой работе на уроке с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников:
1. При работе со сказкой или басней проанализируйте вместе с учащимися поступки героев, причины такого поведения и возможные пути решения.
2. Следует применить упражнение «Двойной дневник», когда содержание произведения насыщенно многими нравственными вопросами.
3. Приём «Фишбоун» следует использовать для подробного анализа поступков героев, выяснения их мотивации и приход к правильному выводу.
Слайд 28
4. Старайтесь чаще использовать разнообразные проблемные ситуации, которые помогут детям закрепить получение знания, а также проверить их на своём же опыте.