Файл: Доклад о методах и приемах преподавания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад о методах и приемах преподавания.

В ходе прохождения практики довелось посетить в основном уроки русского языка с 5 по 8 классы, уроки родного языка проходили реже. Посетив уроки, наблюдалась стандартная форма строения урока, но не осталась без внимания нестандартная форма. Если обратиться к типам уроков, то большая часть из них относилась к типу «урок открытия новых знаний», а также присутствовали «уроки обобщения и систематизации знаний».

Стоит рассмотреть несколько этапов урока. Начнем с первого этапа – «мотивация к учебной деятельности», или же, другими словами, эмоциональный настрой. Данного этапа, как такового, мною не было замечено. В основном урок начинался со слов: «Доброе утро! Присаживайтесь»; «Здравствуйте! Урок русского языка. Садитесь» или же «Бур лун! Пуксьö». Однако все же удалось посетить пару уроков с четко выраженным эмоциональным настроем. Это были уроки родного языка в 7 классе и русского языка в 8 классе. Эмоциональный настрой на уроке родного языка звучал следующим образом: «Лэбтö ки, кин чеччис бур настроеннёöн! Лэбтö ки, кинлöн сiя дзугсис. Лэбтö ки, кин керис быдöс гортся уджжесö! Лэбтö ки, кин готов уджавны!». Урок в 8 классе начался с пословицы для рассуждения: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься». На мой взгляд, да, данная пословица уместна для эмоционального настроя и рассуждения ученикам 8 класса.

Проверка домашней работы в каждом классе проходила одинаково: по желанию читали предложения, озвучивали орфограмму, либо же выделяли то, что требовалось в задании. Проверка устной домашней работы не наблюдалась.

Следующий этап – «актуализация знаний и пробное учебное действие». Данный этап можно рассмотреть подробнее. Например, на уроке русского языка в 7 классе к теме урока пришли следующим образом: на доске были записаны два предложения: 1. Небо потемнело, и пошел дождь. 2. Небо потемнело, потому что пошел дождь. Учитель, задавая наводящие вопросы, выводит учеников к теме. Допустим: докажите, что это ССП, какой разряд имеет союз И? ПОТОМУ ЧТО – это какой союз? Почему подчинительный? Что он соединяет? Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Урок в 5 классе. Учитель дает задание: к словам воздух, небом, дереве, тропинке подобрать прилагательные в подходящей форме. Затем, задав вопрос, от чего зависит окончание прилагательного
, выводит учеников к теме урока «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

На уроке родного языка в 8 классе был демонстрирован интересный прием. На слайде были даны следующие слова: сёрни, автор, веськыт, двоеточие, тире, запятöй, кавычка. Для начала они озвучивали орфограммы в каждом слове, а затем учитель попросила внимательно взглянуть еще раз на слова и сказать, о чем же будет идти речь на уроке. Таким образом, пришли к теме урока «Веськыт сёрни да сы дырни пассэз».

Также к теме урока приходили с помощью стихотворения, в котором, например, были представлены краткие прилагательные. Учитель, соответственно, задавала наводящие вопросы: есть ли в стихотворении прилагательные? Чем необычны эти прилагательные? На какие вопросы отвечают? Как называются такие прилагательные?

К теме «Кадакывлöн положительнöй да отрицательнöй спряженнё» учитель приводит с помощью вопросов к слову эн юась, который встретился в стихотворении: кыдз аркмис кадакыв ЭН ЮАСЬ? Вежöртöтö. Мый сiя мыччалö? Если эм отрицательнöй спряженнё, то паныт сылö кытшöм сувтö? Сэк мый йылiсь пондам баитны талуння урок вылын?

В 5 классе к теме урока «Глагол» пришли, расставляя пропущенные слова в предложениях. Немаловажно, что предложения были взяты из известных сказок. В этом же классе проходил урок русского языка на тему «Неопределенная форма глагола». В начале урока учитель на доске оформила ромашку. Лепестки были пронумерованы. Задача детей – по желанию выходить, выбирать один лепесток, переворачивать и отвечать на заданный вопрос. Лепестки были выстроены так, что с 1 по 6 лепесток ответами на вопросы являлись уже изученные темы, то есть дети могли с уверенностью и легкостью дать на них ответ, а на 7 лепестке был вопрос: что обозначает неопределенная форма глагола? Соответственно, дети не могли дать ответ. Исходя из этого, учитель спрашивает: тогда о чем мы с вами сегодня должны узнать?

Также к теме урока приходили с помощью кроссворда, где, ответив на все вопросы, в середине выходила тема урока. Интересным приемом показался блиц-опрос, где ответом на последний вопрос была еще не изученная тема.

Были и такие случаи, когда учитель сама в начале урока озвучивала тему.



Этап «открытия новых знаний» объяснялся с помощью верных-неверных утверждений, незаконченных предложений, схем, кластеров, таблиц, то есть наблюдался объяснительно-иллюстративный метод.

Система упражнений не соответствовала современным стандартам. В основном задания были однотипные и выполнялись вместе, хотя подразумевалось самостоятельное выполнение.

Рефлексия была, но не на всех уроках. Мною были замечены интересные моменты: выбор подходящего смайла, выбор вещи: мясорубка, чемодан, мусорка. Учитель спрашивала, как дети будут хранить полученные знания. Также в качестве рефлексии было написание синквейна. На открытом уроке рефлексия была представлена фразеологизмами: пель сайö тэчи, юр жугдi, тöв чужьялi, синнэзнам кваркышалi, люзь пымалi. Ученики выбирали то, что относилось к ним. Было видно, что их это заинтересовало, поэтому они остались довольны. А так, в основном в конце урока просто делали вывод по изученному.

Хотелось бы отметить положительным моментом еще то, что присутствовала нестандартная форма урока – дети отправлялись в путешествие, а полученные знания складывали в чемодан. Также, например, в теме «Его Величество Глагол» спрятана нестандартность. Хорошо, что присутствовали уроки развития речи в достаточном количестве. Плюс в том, что на уроках была видна метапредметность: рассматривали примеры из литературы, обращались к фольклору, используя пословицы и поговорки в качестве примеров и т.д.

Таким образом, мы увидели разные приемы и методы подачи материала, которые мы будем использовать в своей педагогической деятельности.