Файл: 2. Принципы и функции маркетинга задание список использованной литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оглавление


1. Микросреда как объект маркетингового анализа ……………….……….. 3

2. Принципы и функции маркетинга …………………………………………. 9

3. Задание ………………………………………………………………………… 14

Список использованной литературы ………………………………………… 15


  1. Микросреда как объект маркетингового анализа


Микро среда - это часть внутренней среды предприятия. Как предприятия различаются по своим размерам, потенциалу, выпускаемой продукции, обслуживаемым рынкам, выполняемым функциям, так и изучение микро среды различается по этим направлениям.. Наиболее типичной для большинства предприятий является пирамидально-иерархическая организация управления.1

Организационная структура необходима для управления различными областями деятельности предприятия — производством, закупкой, сбытом, мар­кетингом, финансами, НИОКР, работой с персоналом и т.д. Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия.

Следует, однако, предостеречь от увлечения организационными новшест­вами. Организационная перестройка, проводимая без веских внешних и внут­ренних причин не даст желаемых результатов. Примером может служить преобразование существующих подразделений, отделов на некоторых пред­приятиях в службу маркетинга без достаточной проработанности и иссле­дования проблемы.

Усиление маркетинговой направленности в деятельности предприятия, ес­тественно, потребует организационных изменений в структуре управления. Вместе с тем формальное принятие концепции маркетинга еще не означает реальной ориентации предприятия на маркетинг. Необходимо создание организационной структуры, воплощающей в жизнь цели и задачи маркетинга.

Наибольшее распространение получили варианты организационно-управ­ленческих структур, ориентированные на: выполняемые функции; товар или ассортимент; рынки и покупателей; регионы обслуживания.

Анализ достоинств и недостатков тех или иных организационных схем об­наруживает необходимость принятия смешанных организационно-управленче­ских форм, так называемых матричных (функции — товар, функции — рынок и т.д.). Матричное построение позволяет нивелировать недостатки отдельных вариантов.
2

Выбор организационной формы должен быть обоснован анализом хо­зяйственной деятельности предприятия, степени его самостоятельности. При изменении параметров деятельности (разработка нового ассортимента, выход на новые рынки и т.д.) предприятие может избрать иную организа­ционную структуру. Участие предприятия в крупномасштабных разработках может потребовать проектного подхода в организации управления с выде­лением группы специалистов, нацеленных на реализацию данного проекта. Проектный подход использует матричную структуру управления, в которой устанавливаются новые горизонтальные и диагональные коммуникации. Мат­ричный метод является гибким и адаптивным способом достижения проек­тных целей, предполагающим использование знаний и квалификации участвующих в группе специалистов без жесткого функционального распре­деления полномочий руководителей.

Организационная структура управления предприятием, ориентированным на маркетинг, предусматривает меньше уровней управления и большую сте­пень горизонтальной подчиненности. Введение маркетинговой службы озна­чает установление функциональных связей с другими подразделениями организационной структуры управления для выполнения маркетинговых це­лей, а не формальное разграничение деятельности.

Управленческая наука и маркетинговая практика выработали следующие рекомендации по созданию эффективных организационных структур управления.

Во-первых, организационная структура управления должна быть предельно простой, легко обозримой и известной всему персоналу. Не пытайтесь создать сложную систему организации управления, поскольку это может привести к потере гибкости управления и оперативности реагирования на сигналы внутренней и внешней среды предприятия.

Во-вторых, «сдавливайте» иерархическую конструкцию управления. Хорошая организационная структура менее иерархична и меньше растянута по вер­тикали. Не пытайтесь создать «управленческую империю» из множества управ­ляющих, стоящих один над другим. Сокращайте степень подчиненности. Эф­фективность управления зависит не от насыщенности организационных схем, а, прежде всего, от отлично налаженных коммуникаций.

В-третьих, поддерживайте тесное сотрудничество между службами, подраз­делениями предприятия. Не ставьте перед ними задач, противоречащих друг другу. Избегайте дублирования в работе.



В-четвёртых, организуйте коллективную работу подразделений предприятия, одновременно поощряя индивидуальность и предприимчивость работников.

В-пятых, функции подразделений предприятия должны быть четко разграничены и скоординированы.3

Исследование организационных структур, предполагает анализ степени цен­трализации управления предприятием. Для российских предприятий эти вопросы имеют особое значение в связи с проводимой программой приватизации и акционирования. Увлечение гигантоманией и концентрацией производства приводит к известной неповоротливости, косности и бюрократизации производ­ства и управления.

Разукрупнение предприятий, создание мелких предпринимательских структур обеспечивает лучшую приспособляемость к требованиям рынка, запросам покупателей. Положительные моменты мелкого и среднего предпринимательства состоят в том. что гиганты индустрии начинают копировать характерные приемы деятельности мелких фирм или активно привлекать их к своей работе. Изучая организационное построение предприятия, следует обратить внимание на возможность выделения подразделений предприятия в самостоятельные структуры. Формы организации при этом могут быть различными: центры прибыли, стратегические центры хозяйствования и т.д. Самостоятельность предполагает сохранение роли центрального руководства в области стратегического планирования и контроля, целостности всего про­изводственного организма.

У предприятий, имеющих самостоятельные подразделения, дочерние фир­мы, филиалы с собственными отделами маркетинга, координация деятельности всех этих отделов осуществляется из маркетингового центра предприятия. В данном случае сохраняется лишь одноуровневая вертикаль­ная связь. Организационная структура управления маркетинговыми функ­циями устанавливает определенную подчиненность и ответственность за выполнение заданий. Структурное подразделение, отвечающее за маркетин­говую деятельность на предприятии, может быть оформлено как отдел, служ­ба или иная организационная форма.

Организационная структура, ориентированная на маркетинг, позволяет объединить под единым началом основные виды деятельности, связанные с маркетингом и нацелить их на достижение успеха на рынке. Руководство маркетинговой службы несет ответственность за координацию и взаимоувяз­ку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта
, планирования рынка и ассортимента про­дукции предприятия.

Рассмотрим достоинства и возможные недостатки различных организаци­онных схем управления маркетингом на предприятии.

Функциональная структура наиболее эффективна, когда предприятие вы­пускает ограниченную номенклатуру изделий и реализует ее на небольшом количестве рынков. Расширение ассортимента и увеличение числа рынков может свести на нет преимущества функциональной организации службы маркетинга, которые заключаются в простоте и возможности ясно очертить круг обязанностей. Функциональная специализация позволяет избежать дублирования в деятельности смежных подразделений. Функциональная структура помогает создать маркетинговый центр, в котором сотрудники объединены по горизонтали в соответствующие отделы (службы): исследования рынка, планирования ассортимента, сбыта и распределения, рекламы и стимулирования.4

Для предприятий с широким ассортиментом и множеством рынков сбыта наиболее предпочтительным является организация маркетинга по товарному принципу. Специалист по маркетингу курирует маркетинговое направление не по всей номенклатуре изделий, а только по какому-либо товару или товарной группе. В данном случае углубляется специализация подразделе­ний и сотрудников. Расширение ассортимента потребует учета особенностей сбытовой, рекламной и другой деятельности по каждому товару. Организа­ция маркетинга по товарному принципу характерна для крупных компаний с большими объемами производства и сбыта различных товаров. Однако в этих условиях требуются значительные координирующие усилия со стороны руководства, в частности, чтобы избежать дублирования в работе подразделений служб маркетинга.

Организация маркетинга по рынкам и потребителям также имеет свои преимущества и недостатки. Нередко достоинства тех или иных организационных схем в процессе развития создают сложности в управлении. Поэ­тому целесообразно использовать комбинированный вариант, содержащий элементы нескольких организационных структур.

Следует особо отметить важность изучения человеческого фактора в обес­печении эффективности организации управления. От ценностных ориентации сотрудников, уровня знаний, квалификации и информированности, а также от нравственных принципов их поведения зависит успех предприятия. Не случайно многие предприятия уделяют большое внимание формированию фирменной (корпоративной) культуры, поддержанию традиций и общефирменных ценностей. Понятие фирменная культура включает в себя совокуп­ность ценностей, норм и правил, принятых на предприятии и отражающих его образ на рынке. Фирменная культура находит проявление в отношениях с потребителями, рыночными контрагентами, между сотрудниками. Ее фор­мирование обеспечивается внутренними и внешними коммуникациями. Фир­менная культура призвана направлять сознание и действия работников к тому, что интересы предприятия позволят реализовать их собственные це­левые установки, удовлетворить социальные и материальные потребности. Оценка уровня фирменной культуры позволяет определить место предпри­ятия в конкурентной среде, выявить его сильные и слабые стороны. Пред­приятие, у которого такой уровень высок, отличается открытостью, сглажен­ностью
системы коммуникаций, обязательностью на всех уровнях иерархии. Между сотрудниками устанавливаются отношения не соперничества, а со­трудничества, они ощущают себя частью единого, четко действующего ор­ганизма. Система поощрения и наказания здесь обеспечивает социальную справедливость, заботу о людях, учитывает их деловые качества.5

Итак, микросреда предприятия исследуется как объект маркетинга по следующим его характеристикам: производство, распределение и сбыт продукции, организационная структура, финансы.

2. Принципы и функции маркетинга
Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Из этого основополагающего принципа вытекают следующие цели:

- надо знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар (услугу), использовать полученную ин­формацию в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;

- максимально приспосабливать производство к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Выпу­скать такие товары, которых ждет потребитель, т.е. производить то, что продается;

- воздействовать на рынок и потребительский спрос с помощью всех до­ступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;

- развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем и в первую очередь по совершенствованию и по­вышению качества продукции и услуг;

- организовать доставку товаров в таких количествах, в такое время и такое место, которые больше всего устраивали бы конечного потребителя;

- обеспечить целевое управление всем процессом: «научные разработки, производство, реализация, сервис»;

- не опаздывать с выходом на рынок с новой, особенно высокотехнологичной продукцией;

- разбивать рынок на относительно однородные группы потребителей (осу­ществлять сегментацию рынка) и ориентироваться на те сегменты, в отношении которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и их потребностями;