Файл: Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
на тему: «
Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции»
Н о в о р о с с и й с к
2 0 1 2

2
Одобрено цикловой комиссией физической культуры и ОБЖ
Председатель ЦК
________________ И.В. Найденова
___ ____________2012
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
____________ Т.В. Трусова
____ __________2012
Согласовано
Зам. директора по НМР
______________ Е.В. Заслонова
___ ____________ 2012
Разработал: Лурко Н.А. – преподаватель ГБОУ СПО «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения»
Рецензенты: Шапкина Л.И. – зав. кафедрой ФК Новороссийского социально-педагогического колледжа,
Найденова И.В. – преподаватель ГБОУ СПО «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения»

3
Рецензия
На методическое пособие «Простейшие методики оценки
работоспособности, усталости, утомления и применение средств
физической культуры для их направленной коррекции».
В данном пособии представлены материалы теоретического и практического применения. Лекционная часть разработана также для использования в практической работе преподавателя физической культуры и студентов, оказывая им методическую помощь в организации самостоятельных занятий.
В теоретической части работы рассмотрены признаки усталости, утомления и переутомления, определены причины их возникновения и установлен профилактический и восстанавливающий эффект физических упражнений при усталости, утомлении и потере работоспособности.
В практической части даны комплексы физических упражнений для улучшения производительности труда человека.
Данное пособие имеет большое значение в изучении и применении методического материала, как на уроках физической культуры, так и на других уроках, а также для самостоятельных занятий студентов. Потому что в решении проблемы восстановления большое значение имеют физические упражнения, физическая культура и спорт. А процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов, нарастание тренированности и повышения работоспособности.
Рецензент _____________________ ______________________
Подпись расшифровка печать
_______________________
_____________________


4
Рецензия
На методическое пособие «Простейшие методики оценки
работоспособности, усталости, утомления и применение средств
физической культуры для их направленной коррекции».
Программой по физической культуре предусмотрены теоретическо- практические занятия. Теоретические лекции наряду с практическими занятиями являются неотъемлемой общеобразовательной частью каждого занятия.
В теоретической части работы рассмотрены признаки усталости, утомления и переутомления, определены причины их возникновения и установлен профилактический и восстанавливающий эффект физических упражнений при усталости, утомлении и потере работоспособности.
В практической части даны комплексы физических упражнений для улучшения производительности труда человека.
Данное пособие имеет большое значение в изучении и применении методического материала, как на уроках физической культуры, так и на других уроках, а также для самостоятельных занятий студентов. Потому что в решении проблемы восстановления большое значение имеют физические упражнения, физическая культура и спорт. А процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов, нарастание тренированности и повышения работоспособности.
Рецензент: Найденова И.В. – руководитель ФВ
Новороссийского колледжа радиоэлектронного приборостроения

5
АННОТАЦИЯ
Никогда и никому не поздно познать радость занятий физической культурой и различными видами спорта. Но приступать к ним, конечно, лучше раньше, чем появились первые признаки болезней или снижения работоспособности. Однако и многочисленные « болезни века» не помеха для начинающего физкультурника.
Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений.
Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни.
Объясняя это явление, социологи называют разные причины: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие люди хотели бы заниматься физкультурой в свободное от работы или учебы время, но не знают, как это сделать.
Цель работы
– ознакомиться со способами улучшения производительности труда человека.
Задачи работы – рассмотреть признаки усталости, утомления и переутомления, определить причины их возникновения, рассмотреть профилактический и восстанавливающий эффект физических упражнений при усталости, утомлении и переутомлении.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами. А процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов, нарастание тренированности и повышение работоспособности. В решении проблемы восстановления большое значение имеют физические упражнения, физическая культура и спорт.


6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение: признаки усталости, утомления и переутомления, их причины
…………………………………………………………………………………….
5
1 Профилактика усталости, утомления и переутомления ………………..6 1.1 Утренняя зарядка……………………………………………………………. 7 1.2 Вводная гимнастика………………………………………………………… 8 1.3 Физкультурная пауза…………………………………………....................... 9 1.4 Производственная гимнастика……………………………………………..
10
2 Вспомогательные средства для ускорения восстановительного
процесса и повышения работоспособности…………………………………
……………………………………………………………………………….13
Заключение
……………………………………………………………………………………… 18
Использованная литература…………………………………………………….19

7
ВВЕДЕНИЕ
Признаки усталости, утомления и переутомления, их причины
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости.
Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушение функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.
Переутомление – это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушение сна.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. При действии сильного раздражителя
(стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое


8 перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных раннее адаптационных реакций.
Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости, центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах.
В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.
Профилактика усталости, утомления и переутомления
Как уже отмечалось, принято считать, что существуют два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.
Как же бороться с утомление, усталостью и переутомлением?
Профилактика усталости, утомления и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому, самой лучшей профилактикой усталости является чередование умственной нагрузки с физической нагрузкой. Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной умственной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.
Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Для ускорения процесса врабатывания, неплохо день начинать с утренней зарядки.


9
Утренняя зарядка для начинающих
Упражнения выполнять по 4—8 раз, медленно, следить за правильностью
Комплекс рассчитан на 2—4 недели. Начинать и заканчивать зарядку обычной ходьбой. Эффект зарядки усиливается при сочетании ее с вод- ными процедурами.
I комплекс. Ходьба на месте — 1 минута (1). И. п.- о.с. Руки в стороны — вдох (2); и. п. — выдох. Правую ногу в сторону на носок, руки перед грудью — вдох (3); и. п.— выдох. Держась за стул, мах ногой назад
— вдох (4); и. п. — выдох. И. п. — стоя, держась за стул, вдох; опуститься на колено — выдох (5). И. п. — стоя, руки вверх, ноги врозь, вдох; наклон вперед прогнувшись,— выдох (6). Сидя на стуле, руки вверх, прогнуться
— вдох (7); опустить руки — выдох. Поворот туловища в сторону, руку в сторону — вдох (8); руку на пояс — выдох.
II комплекс. Руки через стороны вверх — вдох (1); опустить руки— выдох. Поворот туловища в сторону — вдох (2); и. п. — руки остаются за головой — выдох. И. п.-о. с. — вдох; прижать колено к груди — выдох (3).
И. п.-о. с. — вдох; полуприсед, руки за голову — выдох (4). И. п. — стойка на коленях, руки на поясе — вдох; наклон назад, правую руку к левой ноге
— выдох (5) Поворот туловища в сторону, мах рукой в сторону — вдох; руку на пол — выдох (6). Сидя, ноги вытянуты — вдох; ноги согнуть в коленях — выдох (7). Прыжки на месте 12—16 раз (8).
Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько пониженной, и
Работоспособность в начале трудового дня бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп.

10
Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10 минут до начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной гимнастики подбирают комплекс специальных физических упражнений с учетом производственных движений, ритма и других особенностей работы.
Перед началом работы
Комплексы вводной гимнастики выполняются в темпе, соответствующем темпу предстоящей работы или более быстром. Каждое упражнение выполняется по 4—6 раз.
I комплекс. Равномерно-ускоренная ходьба на месте — 1 минута (1).
Прыжки — 8 раз на одной и 8 раз на другой ноге (2). Руки через стороны вверх — глубокий вдох (3); наклон туловища вперед, скрестить руки — продолжительный выдох (За). Стоя, руки в стороны — вдох; наклон в сторону, хлопок над головой — выдох (4). Круговые движения в плечевых суставах — на 2 счета вдох и на 2 счета выдох (5). Ноги врозь, руки вверх
— вдох; глубокий наклон к ноге — выдох (6). Левую руку вверх, правую к плечу — вдох; опустить руки — выдох; затем правую вверх, левую к плечу. (7).
II комплекс. Ходьба на месте (1). И. п. (стойка: ноги шире плеч)
— вдох; выпад влево — выдох (2). Руки в стороны — вдох (3); наклон, хлопок под коленом — выдох (За); выпрямиться, руки в стороны — вдох; опустить руки — выдох. Руки вперед, в стороны (4); завершая движение рывком назад — вдох; и. п. — выдох. И. п. — вдох; наклон в сторону — выдох (5).