Файл: Репина Ирина Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно полученным результатам, представленным на рисунке 3, можно сделать вывод, что интровертированный тип личности имеет прямые положительные взаимосвязи с такими компонентами саморегуляции как планирование (k= 0,177 при p≤0,05), моделирование (k= 0,601 при p≤0,05) и программирование (k= 0,344 при p≤0,05), а отрицательные взаимосвязи с оценкой результата (k= -0,094 при p≤0,05) и гибкостью (k= -0,323 при p≤0,05). Студенты, имеющие интровертированный тип личности четко осознают цели деятельности, имеют реалистичный план их достижения, они продумывают способы действий и поведение на пути к желаемому результату, понимают сложности, с которыми им предстоит столкнуться. Однако отрицательная корреляционная связь со шкалами гибкость и оценка результатов, свидетельствует о том, что для интровертов сложно, изменить намеченную программу, откорректировать план действий, а также они не всегда адекватны, оценивая результаты.

Экстравертированный тип личности имеет прямую положительную взаимосвязь со шкалой гибкость (k= 0,917 при p≤0,05) и отрицательные взаимосвязи со шкалами моделирование (k= -0,344 при p≤0,05), программирование (k= -0,471 при p≤0,05) и самостоятельность (k=- 0,670 при p≤0,05). Студенты, имеющие экстравертированный тип личности, легко перестраивают и вносят коррективы в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, их регуляторные процессы отличаются высокой пластичностью. Однако студенты с данным типом личности часто мечтательны и не последовательны на пути к намеченному результату, зачастую они действуют импульсивно, не имея четкого плана. Стоит отметить, что отрицательная взаимосвязь эктравертированного типа личности со шкалой самостоятельности, подчеркивает ориентацию студентов-экстравертов на мнение окружающих, что мешает им принимать самостоятельные решения.

Наибольшее количество корреляционных связей со шкалами саморегуляции выявлено у амбивертов, вероятно это связанно с тем, что студентам данной категории присущи черты как экстравертов, так и интровертов. Положительные корреляционные связи выявлены со шкалами планирование (k= 0,242 при p≤0,05), моделирвоание (k= 0,248 при p≤0,05), программирование (k= 0,177 при p≤0,05), гибкость (k= 0,384 при p≤0,05) и самостоятельность (k= 0,604 при p≤0,05), а отрицательная корреляционная связь со шкалой оценка результатов (k= -0,070 при p≤0,05). Студенты с данным типом личности осознанно ставят цели, адекватно оценивают внешние условия и собственные возможности, склонны продумывать и составлять план своих действий, способны корректировать свои делания, исходя из изменяющихся обстоятельств, могут действовать без посторонней одобрения окружающих и посторонней помощи. Однако, отрицательная взаимосвязь со шкалой оценки результата, свидетельствует о том, что студенты с данным типом личности не всегда адекватно оценивают себя, свои усилия и получившийся результат.


Таким образом, исходя из взаимосвязи типов личности и шкал саморегуляции, можно сделать вывод, что у студентов, имеющих интровертированные черты, в процессе саморегуляции преобладают такие компоненты как: планирование, моделирование, программирование, а хуже развиты такие компоненты саморегуляции как: оценка результатов и гибкость. У студентов-экстравертов в процессе саморегуляции преобладает гибкость, однако менее развиты шкалы: моделирование, программирование, самостоятельность. Студенты-амбиверты в процессе саморегуляции склонны к планированию, моделированию, программированию, они досточно гибки и могут действовать самостоятельно, однако не всегда адекватны в оценке результатов.
Список цитируемой литературы:

  1. Дикая, Л. Г. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Л. Г. Дикая. – М: Институт психологии РАН, 2009. – 358 с.

  2. Зобков, А. В. Личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности/ А. В. Зобков // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3. – С. 234-237.

  3. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопр. психол. –2015. – № 1. – С. 5-13.

  4. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова. – М: Институт психологии РАН, 2017. – 213 с.

  5. Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопр. психол. – 2018. – № 2. – С. 52-59.

  6. Пустовалова, Н. И. Взаимосвязь черт личности и волевой саморегуляции старшеклассников / Н. И. Пустовалова // Вектор науки ТГУ. – 2018. – № 3. – С. 175-177.

  7. Юнг, К.Г. Психологические типы: пер. с англ. / К.Г. Юнг. – М.: Университетская книга: АСТ, 2018. – 720 с.



Repina Irina Sergeevna

Student of the Department of "Age and Pedagogical Psychology" of the Orenburg State Pedagogical University, Orenburg.

E-mail: irepina0706@mail.ru
The relationship of the components of self-regulation with the personality types of students Abstract: The relevance of the development of self-regulation of subjects of the educational process is substantiated. The article presents the results of an empirical study of students' self-regulation and its main components, as well as the types of their personality studied. A statistical analysis of the interrelationships of the components of self-regulation with the personality types of students was carried out and described. Based on the results obtained, a conclusion was made about the relationship of personality traits and regulatory processes.

Keywords: self-regulation, planning, programming, modeling, result evaluation, flexibility, independence, personality types, extrovert, introvert, ambivert