Файл: Содержание Введение Основные составляющие конкурентоспособности предприятия Методика оценки конкурентоспособности предприятий Резервы увеличения конкурентоспособности предприятия Заключение Список использованных источников Введение.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Основные составляющие конкурентоспособности предприятия………4
2 Методика оценки конкурентоспособности предприятий……………….9
3 Резервы увеличения конкурентоспособности предприятия…………...14
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..20
Введение
Современный этап развития рыночных отношений характеризуется значительным ужесточением конкуренции. Основными факторами усиления конкуренции между производителями продукции (услуг) является увеличение темпов научно-технического прогресса, привлечение на постоянной основе инвестиций, вкладываемых в развитие производства с целью обеспечения значительного роста производительности труда внедрение инноваций и динамического развития современных информационных технологий.
Конкуренция как неотъемлемый атрибут рыночной экономики существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности.
Обеспечение достаточно высокого уровня конкурентоспособности предприятий и товаров - одна из наиболее актуальных научно методических проблем современной России. Проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики заключается в необходимости: скорейшего преодоления технико-технологического отставания от развитых стран; отказа от сырьевой экспортной ориентации на мировом рынке; создания новых отраслей основанных на высокоэффективных технологиях; широкого использования современных знаний; наиболее полного использования имеющихся и вновь создаваемых стратегических конкурентных преимуществ ведущих отраслей и промышленных предприятий.
Актуальность темы работы определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности.
1 Основные составляющие конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия – это наиболее вероятная интегрированная рейтинговая оценка исследуемого предприятия, которая предполагает экономически наиболее целесообразное и комплексное использование всех располагаемых видов потенциалов, каждый из которых имеет обобщенную числовую оценку. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и других.
Экономическая теория отводит изучению субъектно-объектной системы хозяйствования. Нет экономики без субъектов и объектов. Экономические отношения состоят из взаимодействия субъектов по поводу использования хозяйственных объектов. Субъекты постоянно соотносятся между собой и с объектами своей деятельности.
Субъектами считают всех агентов экономической деятельности. Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ. К ним можно отнести предпринимателей, менеджеров, наемных рабочих, банкиров, товаропроизводителей, инвесторов, потребителей, покупателей, продавцов, посредников, заказчиков, поставщиков. Большей частью они являются физическими и юридическими лицами, т.е. отдельными работниками и хозяйственными организациями. Главным экономическим субъектом считается государство. Подробное описание субъектов экономики содержится во французском учебнике политической экономии Р. Барра.
Экономические субъекты (агенты) принято дифференцировать по четырем категориям: домохозяйства, предприятия, банки и государство.
Домохозяйство – экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, обеспечивающих экономику ресурсами, а полученные за них деньги использует на приобретение товаров. На рынке домохозяйства выступают в качестве потребителей благ, выпускаемых предприятиями и как поставщики ресурсов тем же предприятиям для выпуска жизненных благ. В принципе, домохозяйства определяют, что потреблять и что производить.
В нем особое ударение сделано на том, что экономические субъекты «активны; они действуют преднамеренно; они принимают решения, обеспечивающие выполнение разработанных ими планов».
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Под предприятием понимается любое юридическое лицо, любой формы собственности, функционирующее на товарном рынке.
Предприятие выполняет две основные функции. Во-первых, производит товары и услуги. Во-вторых, покупает у домохозяйств факторы производства, которые затем применяет в производстве товаров и услуг.
Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в его уставе. Основные организационно-правовые формы предприятий зафиксированы в гл. 4 Гражданского кодекса РФ. К ним относят: хозяйственные товарищества и общества (простое товарищество, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие организации (потребительский кооператив, общественные и религиозные объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы).
Государство – основной элемент политической системы, определенный способ организации общества, публичной власти, распространяющейся на все общество. Государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения. Обычно под государством понимается система правительственных учреждений, опирающаяся на определенные средства и меры принуждения.
Субъектная структура экономики позволяет определить носителей предметно-практической деятельности и источник активности, направленной на объект.
За объекты принимаются экономические явления, хозяйственные предметы, ресурсы, словом, все, на что воздействуют субъекты, с чем связана хозяйственная деятельность людей. Круг объектов широк. Так, в их числе значатся объекты производства, собственности, налогообложения, кредитования, страхования и многое другое, характеризуемое как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, и представляющее определенную сторону экономических отношений и интересов.
Экономические отношения представлены сложившимися на основе имеющихся знаний устойчивыми оценками экономического процесса. Они опираются на взаимодействие субъектов и объектов в производственном процессе при ведении любого вида деятельности.
Экономические интересы – объективные побудительные мотивы экономической деятельности, базирующиеся на стремлении людей к удовлетворению потребностей. Поскольку потребности постоянно возрастают, то интересы выступают главной побудительной силой прогресса экономики. Интересы подразделяются на: личные, коллективные и общественные. Поэтому основной задачей построения эффективного механизма хозяйствования является рациональное их сочетание.
Материальные интересы первичны. Поэтому они лежат в основе системы экономического стимулирования. Последняя, в свою очередь, представляет собой систему экономических отношений, направленную на удовлетворение экономических интересов. Причем ориентирами такой системы отношений являются побудительные мотивы, направленные на повышение эффективности трудовых затрат, более полное удовлетворение общественных потребностей.
Если определиться коротко и обобщенно, то достаточно сказать, что субъект – это человек, а объект – окружающая среда. При этом следует иметь в виду, что окружающая среда – среда обитания и деятельности человека, окружающий его природный и созданный им материальный мир. Окружаю-щая среда включает природную и искусственную среду, называемую часто техногенной средой. Техногенная среда является совокупностью элементов, созданных из природных веществ сознательной деятельностью человека.
Конкурентоспособность предприятия – это наиболее вероятная интегрированная рейтинговая оценка исследуемого предприятия, которая предполагает экономически наиболее целесообразное и комплексное использование всех располагаемых видов потенциалов, каждый из которых имеет обобщенную числовую оценку. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п.
Одним из важнейших системных параметров жизнедеятельности предприятия является его целостность. Целостность предприятия способствует наилучшему выполнению всех его основных функций. С нарушением целостности предприятия меняются набор, содержание экономических отношений. В условиях высокой динамичности и неопределенности внешней среды предприятие вынуждено адаптироваться к изменениям. Направление такой адаптации определяет стратегии предприятия. В рамках тех или иных стратегий возможно изменение целостности предприятия. Оно может быть разделено по решению собственника, антимонопольного комитета, в рамках реализации стратегии сокращения или расширения бизнеса, а также в результате усилий конкурентов и других непредсказуемых внешних обстоятельств.
Выделяют несколько групп факторов, которые являются существенными с точки зрения управления и сохранения предприятия как целостного системного комплекса.
Первая группа связана с технико-технологическими особенностями конкретного промышленного предприятия. Они порождены производственными особенностями и являются результатом проектно-конструкторских, технологических и реинжиниринговых решений, которые в конечном итоге формируют организационную, производственную, информационную, финансовую структуры предприятия. Ошибки в проектировании, строительстве и реинжиниринге предприятия неизбежно будут влиять на эффективность его работы.
Вторая группа факторов связана с правовым статусом предприятия, юридическими вопросами собственности и управления предприятием, финансовыми стратегиями собственника, т.е. тем, что определяет цели и функции предприятия, возможности изменения его статуса. Базовыми факторами из этой группы можно выделить следующие: наличие собственника предприятия (единоличного или коллективного), который вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом в соответствии со своими интересами; наличие других внутренних интересов со стороны членов Совета директоров, топ-менеджмента, акционеров; наличие внешних интересов к предприятию, прежде всего со стороны конкурентов; влияние предприятия на производственный и технологический потенциал в отрасли и регионе; роль предприятия в формировании финансовой среды территории; роль предприятия в социальной жизни города и региона. Предприятие как субъект хозяйственной деятельности является объектом интересов многих социально-экономических групп, что довольно серьезно определяет стратегию и тактику его поведения.
Третья группа факторов связана с отраслевыми особенностями и стадией жизненного цикла самого предприятия. В зависимости от положения, в котором на данный момент находится отрасль, т.е. в стадии роста, насыщения или спада, а также от стадии жизненного цикла самого предприятия, оно будет выбирать ту или иную корпоративную стратегию. Эта стратегия может быть связана с:
– интеграцией предприятия — укреплением его целостности;
– дезинтеграцией — разделением предприятия, выделением отдельных бизнес-процессов, производств, территориальных подразделений и т.д.
При этом могут выбираться следующие корпоративные стратегии: концентрированного или диверсифицированного роста; горизонтальной, прямой или обратной вертикальной интеграции; сокращения издержек.
Перечисленные стратегии в той или иной степени влияют на целостность предприятия.
Четвертая группа факторов связана с уровнем менеджмента на предприятии. Качество управления на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях придает структурированность и системность. Качество
управления на уровне функций — управления маркетингом, производством, финансами, логистикой, персоналом, информационно-коммуникационными процессами формирует целостность предприятия как системы управления. С качеством управления непосредственно связана нормальная, штатная работа предприятия по достижению стратегических и текущих целей. Слабый менеджмент ведет к сбоям в работе, дезорганизованности, разрушению связей и отношений между структурными элементами, нарушению координации и согласованности. Это напрямую ведет к потере целостности функционирования предприятия.