Файл: Понятие и признаки государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное профессиональное

образовательное учреждение

«Иркутский техникум экономики и права»

Самостоятельная работа № 1

По дисциплине Административное право

Опорный конспект

Тема: Понятие и признаки государственного управления.

Выполнила: студентка 2 курса

группы ПСО-20.11.1 Юрьева Ксения Дмитриевна.

  1. Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений, а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений. В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой-либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции.

  2. Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

  3. Признаки исполнительной власти:



    • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;



    • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;



    • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;



    • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;



    • обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

    • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;




    • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;



    • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;



    • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.



  1. Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм.

  • Конституция РФ.

  • Международно-правовые договора и соглашения.

  • Федеральные законы и кодексы.

  • Законы субъектов РФ.

  • Указы и распоряжения Президента РФ.

  • Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

  • Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

  • Акты субъектов Российской Федерации.

  • Ведомственные акты субъектов РФ.

  • Ведомственные акты местного самоуправления.

  1. Система административногоправа — совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права.

Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей.

В рамках общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

- предмет и метод правового регулирования отрасли;

- характеристику административно-правовых норм;

- особенности административно-правовых отношений;

- иерархию источников административного права;

- статус участников административно-правовых отношений;

- основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

- формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

- механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

- вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Содержания особенной части административного права, обусловлено отдельными сферами государственного управления.

В частности, выделяют:

  • управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

  • управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

  • управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.


Негосударственное профессиональное

образовательное учреждение

«Иркутский техникум экономики и права»

Самостоятельная работа № 2

По дисциплине Административное право

Конспект

Тема: Административно-правовые нормы.

Административные правоотношения.

Выполнила: студентка 2 курса

группы ПСО-20.11.1 Юрьева Ксения Дмитриевна.

  1. Структура административно- правовой нормы:

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Структура:

  • Гипотеза— условие действия нормы.

  • Диспозиция — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

  • Санкция — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Пример: Статья 20.21. КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Гипотеза: появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения.

Диспозиция: появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Санкция: влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

  1. Структура административно-правового отношения — это его внутреннее строение, расположение основных элементов и связей между ними.

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Она включает три элемента:

  • субъекты правоотношения:

  • объект правоотношения;

  • содержание правоотношения.




  • Субъекты правоотношении — это участники правоотношения, которые наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями. Обязательным участником административно-правового отношения является властный субъект.

Субъекты административного правоотношения делятся на две группы:

  • коллективные (государство, субъекты РФ, органы государственной власти, юридические лица, общественные и иные организации);

  • индивидуальные (граждане РФ. иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; члены устойчивых административных коллективов — обучающиеся (школьники, студенты, аспиранты и т. п.), военнослужащие, гражданские служащие и т. п.).

Важным субъектом административных правоотношений является должностное лицо.

  • Объекты правоотношения — социальные явления и блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношение, на которые направлены их субъективные права и юридические обязанности.

  • Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности участников административного правоотношения. Субъективное право — это обеспеченная государством мера и вид возможного, дозволенного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность — это обеспеченная государством мера необходимого, должного, требуемого поведения участника правоотношения.

Негосударственное профессиональное

образовательное учреждение

«Иркутский техникум экономики и права»

Самостоятельная работа № 3

По дисциплине Административное право

Конспект

Тема: Субъекты административного права.

Выполнила: студентка 2 курса

группы ПСО-20.11.1 Юрьева Ксения Дмитриевна.

  1. Общегражданские обязанности в сфере государственного управления граждан РФ



  • соблюдать Конституцию и законы РФ;

  • платить законно установленные налоги и сборы;

  • сохранять природу и окружающую среду;

  • бережно относиться к природным богатствам;

  • защищать Отечество.

  1. В соответствии с ФЗ от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

  • при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

  • В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

  • в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

  • в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

  • осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

  • уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

  • сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

  • проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, - до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

  • уволен с военной службы в органах федеральной службы безопасности, - на срок до пяти лет со дня увольнения с военной службы. Порядок принятия решений об ограничении права на выезд из Российской Федерации по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

  • признан несостоятельным (банкротом), - до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.


  1. 1. Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

2. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания заявление по форме, утверждаемой Министерством просвещения Российской Федерации, и прилагает следующие документы:

  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

  • справка лечебно-профилактической медицинской организации об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "е" пункта 9 настоящих Правил, либо заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), оформленные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.