Файл: Тики в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «Центральная городская средняя общеобразовательная школа»
Работа по теме: Межпредметные связи на
уроках математики в начальной школе
Выполнила
Учитель начальных классов
МБОУ ЦГ СОШ
Булаковская А. А.
1

г Родники,2014
Оглавление
Введение с.3-4
Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей на
уроке математики
1.1. Сущность межпредметного подхода как научно-методическая категория
с.5-7
1.2. Особенности межпредметных связей в учебном процессе с.7-8
1.3. Дидактические требования к межпредметному уроку с.8
1.4. Межпредметная связь в процессе обучения
1.4.1. Взаимосвязь уроков математики с окружающим миром с.8-10
1.4.2. Взаимосвязь уроков математики с литературным чтением с.10-11
1.4.3. Взаимосвязь уроков математики с технологией с.11-12
Глава 2. Опытно-экспериментальные основы
межпредметных связей на уроках математики
2.1. Тематическое планирование межпредметных связей с.12-13
2.2. Формирования УУД учащихся на уроках математики в рамках
межпредметных связей с.14-17
2.3. Сравнительная характеристика познавательных интересовс.17-18
2.4. Сравнительная характеристика уровня обученности учащихся на уроке
математики с.18-19
Заключение. С.19-21
Список использованной литературы. С.22-23
2

Введение
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы,
программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей не находят отражения современные проблемы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподавания различных учебных дисциплин.
Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.
Актуальность темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области интегрированных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем.
Анализ теории и практики начального образования с позиции интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике:
– провозглашенные цели развивающего обучения еще не связываются с развивающим потенциалом целостного изучения явлений природы и общества в содержании начального образования;
– педагогические поиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в начальном образовании.
Наличие этих проблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связи на уроках математики».
3


Цель данной работы – формировать познавательные интересы учащихся средствами межпредметных связей на уроке математики.
Гипотеза: обучение учащихся математике будет эффективным, если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся;
– создана хорошая материальная база для процесса обучения математике.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи
исследования:
1. проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;
2. определить роль и место использования межпредметных связей на уроках математики;
3. разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке математики и способствующих активизации познавательной активности учащихся (конспекты уроков,
презентации и др.).
4. мониторинг отслеживания уровня мотивации на разных этапах работы.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (2010-2011 гг.)подготовительный:
-изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по проблематике исследования;
-изучение и обобщение педагогического опыта;
-подготовка экспериментальной базы;
-обоснование цели, определение задач исследования;
-разработка гипотезы;
- разработка комплексной диагностики для учащихся.
2 этап (2011-2012 гг.) опытно-экспериментальный:
-проведение констатирующего этапа эксперимента (анкетирование, опрос,
наблюдение);
-уточнение гипотезы исследования;
-осуществление содержания экспериментального обучения, учебно- экспериментальных материалов, комплекса заданий и упражнений;
-проведение формирующего этапа эксперимента;
- проведение сравнительного анализа на основе мониторинга (качество знаний по предмету).
3 этап (2012-2013 гг.) подведение итогов:
4

- проведение контрольного этапа эксперимента;
- наметить перспективы дальнейшей работы.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей на уроке
математики
1.1. Сущность межпредметного подхода как научно-методическая
категория
Современное общество постепенно переориентирует цели развития человека с чисто научно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.
Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А.С. Антонов,
Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В. Усова и др.).
Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования.
В исследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании
(М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк,
С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.). Весомый вклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.
Исходя из анализа научно-методической литературы, на мой взгляд,
наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф.
Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами,
явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но
5

решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета.
Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки),
которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины жизни. В современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания.
П от р е б н о с т ь в с и н т е з е н ау ч н ы х з н а н и й о бу с л о вл е н а в с е увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу в жизнь.
Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе. Задача формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которая является объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их,
устанавливает причинно-следственные связи.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
-Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся познавательных взглядов на природу,
современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
-Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
-Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности и мотивации, самостоятельности и интереса к
6

познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
-Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математики. На уроках математики учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения,
который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса
.
1.2. Особенности межпредметных связей в учебном процессе
Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, который качественно преобразует все ее компоненты.
Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем обучения обобщенным способам познавательной деятельности,
позволяющим решать новые задачи с опорой на общие ориентиры характерные для целого класса явлений.
Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не должны утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в пустые абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов действий, повышая активность и успешность деятельности,
усиливает и ее познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его операционной стороне.
«Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В
связи с этим повышается и ценность нового «межпредметного» вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.
Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач при установлении межпредметных связей значительно активизирует познание.
Такую задачу необходимо осознать и решить как межпредметную. Ученик должен установить связи между элементами, относящимися к разным предметным системам знаний. Это требует активной умственной деятельности, напряжения его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи.
7


Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретиче ского, научно- мировоззренческого содержания обуч е ния и а кт ивную уч е б но- познавательную деятельность учащихся.
1.3. Дидактические требования к межпредметному уроку
1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно- познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.
2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов.
3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого,
обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов.
Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из смежных предметов.
5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.
6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов. Поэтому целесообразно использовать различные формы организации обучения,
обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей:
комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки- конференции, уроки-«путешествия», семинары, экскурсии и др.
1.4. Межпредметная связь в процессе обучения
8

1.4.1. Взаимосвязь уроков математики с окружающим миром
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. И приятно осознавать, что эта книга не имеет последней страницы. Вспоминаются замечательные строки писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет».
Школа должна сделать всё необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Поэтому нужно работать над внедрением экологических знаний не только на уроках окружающего мира. Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.
(Приведу пример: в сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?).
Целенаправленное осуществление связи уроков математики и окружающего мира позволяет углубить знания по этим предметам и в то же время дает возможность повысить воспитательные и развивающие функции уроков математики.
Используя разные масштабы для составления чертежа к задаче,
учащиеся не только приобретают навыки пользования масштабом, но и понимают практическое значение потребности выражать меньшие единицы измерений величин в большие – в меньшие.
После ознакомления с темой «Формы земной поверхности» создаются условия для составления задач, содержание которых знакомит учащихся не только с названием гор, но и с их числовой характеристикой.
На уроке обучающиеся выполняют математические действия,
используя различные способы задания и описания алгоритмов, чередуя эту работу с получением информации в форме беседы о животных, о событиях, о родном крае.
(Центр нашей области удалён от Москвы на 320 км. Скорость пассажирского поезда 80 км/ч. За какое время можно преодолеть это расстояние, если во время пути будет 3 остановки по 5 минут и две остановки по 10 минут.).
9