Файл: Тики в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с некоторыми величинами и их измерением. Без величин нельзя изучать природу, реальную действительность. Знания о величинах и их измерениях являются отражением объективных законов природы. Чтобы глубже их осознать,
понять их материальные истоки, мы обращаемся к истории измерений некоторых величин. На уроках математики дети узнают, как в нелегком диалоге с природой человеку в далекие исторические времена приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. В связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и добыванием пищи с незапамятных времен возникает необходимость измерять расстояние, а затем площади, емкости, массу, время. Подобно тому, как при счете человек пользовался вначале пальцами ног и рук, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. И о том, что самыми древними
«часами», которые к тому же никогда не ломались и не останавливались,
оказалось солнце, А ночью определяли время по звездам, люди заметили, что звезды медленно перемещаются, кроме одной звезды, она затем получила название Полярной.
1.4.2. Взаимосвязь уроков математики с литературным чтением
Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.
Кроме того, в математике, как и в любом другом языке, существуют определенные правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка.
Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
Основной акцент в начальном обучении математике должен быть поставлен на понимание младшими школьниками смысла математических понятий, на умение устанавливать семантические отношения между понятиями, терминами и символами. Большая часть математических знаков наглядно отражает смысл математических понятий. Анализ таких знаков помогает не только понять причины того или иного обозначения данного понятия, выявить основы образования математического знака, но и способствует более глубокому и прочному усвоению содержания математических понятий. Работа со значением математического знака непременно должна присутствовать при изучении каждого математического понятия. Она может осуществляться в самых различных формах. Некоторые из них – написание математических сочинений, сказок и составление загадок.
Сочинения нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, а также описание какого-либо акта
10

математической деятельности. Сочинения могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы.
Работа над математической сказкой начинается с выбора ее героев и сюжета. Герои математических сказок – различные математические объекты:
геометрические фигуры, числа, цифры и др. Анализ свойств выбранных в качестве героев сказки математических объектов способствует оценке их возможных приключений. Так, например, приключения Колобка могут быть связаны с изменением формы, названия, с процессом нахождения числовых значений, характеризующих его величину (площади, периметра и т.п.) А
числами могут производиться какие-то сказочные арифметические действия,
изменение их «внешнего вида» (цифрового обозначения) и др.
Целью загадок является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. Для этого от учащихся требуется выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику, не называя объект. Например: эту цифру можно
поставить с «ног» на «голову», но значение числа не изменится.
Рассмотренные формы работы предполагают обращение младшего школьника к своему опыту, отражение собственного понимания семантического смысла математических терминов и символов, что способствует более глубокому осознанию сущности математических понятий. Данные виды работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения математики.
1.4.3. Взаимосвязь уроков математики с технологией
Опыт показывает, что хорошие результаты дает включение учащихся в подготовку материалов (пособий) к предстоящему уроку. Эти материалы дети изготавливают на уроках технологии. Одна из важнейших задач, которых –
формирование у школьников элементов конструкторских знаний, умений и способностей. Для их развития, успешности конструкторской деятельности необходимо хорошее знание форм предметов, умение расчленять сложные фигуры на простые и, наоборот, иметь представление о применении этих форм в изделиях и устройствах различных видов – плоскостных и объемных.
Наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей могут быть созданы при органичном соединении обучения математики и работы с бумагой и картоном, которая позволяет осуществлять как плоскостное, так и объемное моделирование.
11


Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях.
Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и,
кроме того, осознать важность профессий.
Глава 2. Опытно-экспериментальные основы межпредметных
связей на уроках математики
2.1. Тематическое планирование межпредметных связей
В своей работе проблемой межпредметных связей на уроках математики я занимаюсь не так давно и хотелось бы на примере нескольких тем показать как я это делаю.
Тема урока
Формы и методы
Межпредметные связи
Периметр прямоугольника
Беседа, творческие задания, кроссворд
Музыка – разучивание и исполнение гимна России.
Труд – изготовление модели флага России.
ИЗО –создание рисунка на тему
«Россия – Родина моя».
Окружающий мир – знакомство с символами государства.
Решение задач на экологическую тему
КВН, беседа, проблемная ситуация
Труд-изготовление модели леса(объемная аппликация)
Сложение и вычитание в пределах 100.
Решение задач про животный мир.
Урок путешествие в зимний лес, кроссворд, тематическая беседа
Окружающий мир-наблюдение за жизнью животных зимой
Изо-создание рисунка на тему:
Зимний лес
Числа от 1 до
100
Урок –игра: путешествие в лес
Окружающий мир-беседа об осеннем лесе о роли леса в жизни человека
Труд- осенние листья
(аппликация)
12

Периметр многоугольника
Проектная деятельность младших школьников.
Труд-построение прямоугольника с помощью линейки, нахождение его периметра.(изготовление коробочки)
Взаимосвязь сложения и умножения
Урок –
путешествие в мартовский лес
Окружающий мир-наблюдение за изменениями, происходящими в природе весной.
ИЗО- картинки весны
Решение текстовых задач
«В космонавты держим путь»
-урок игра, тематическая беседа
ИЗО-«Космический корабль»- рисование по представлению
Окружающий мир-«Что мы знаем о космосе»
Табличное умножение и деление .Урок закрепления знаний.
Путешествие в страну литературных героев.
Литература-урок викторина «О ,
уж эти сказки!»
Труд- создание композиции
«Моя сказка»
В дальнейшем я планирую как можно больше и чаще использовать межпредметные связи в своей практике и делиться своими наработками с коллегами.
Включение межпредметных связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика; способствует систематизации, углублению знаний учащихся.
Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как,
какими способами включаются знания из других предметов в изучение нового или закрепление учебного материала.
Положительные стороны данной разработки -- это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний.
Составляя поурочные планы, мне важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено подготовки и осуществлению межпредметных связей и является одним из средств их реализации в практике обучения школьников.
13


2.2.Формирования УУД учащихся на уроках математики в рамках
межпредметных связей
Задачи:
1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных методов, используемых технологий и форм работы.
2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования.
3)охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий.
Предмет «Математика» в рамках межпредметных связей направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». У этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.
а) Личностные результаты
В возрасте 7–8 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он узнает об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.).
Типовые задания, нацеленные на личностные результаты, которые я использую на уроках.
Математика
1. Математики неразрывно связана с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. Задания учебника ориентированы на достижение личностных
14
результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»)
2. В курсе математики присутствуют уроки, построенные на проблемной технологии. В этом случае, дети научатся работать таким образом, у них формируется понимание ценности человеческого взаимодействия,
сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этой команды. (В учебнике все задания, которые можно использовать для такой работы, сопровождаются знаками «!» и «?».)
б) Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие организационных умений осуществляется через проблемную технологию о своения новых знаний. Проектная деятельно сть предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем).
Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия, которые я использую на уроках.
Математика
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений.
Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
Проблемные ситуации на уроках математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система поводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях,
вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
в) Познавательные универсальные учебные действия
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях.
Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий
15


Математика
1. Большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания учебника первого класса знакомят учащихся с общепринятыми в математике моделями, а учебники 2–4 классов дополняют эту линию и учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.
2. В учебнике математики используются продуктивные задания, требующие целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация,
сравнение, аналогия. (Все задания учебника, сопровождающиеся инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)
3. Учебник содержит также задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия
г) Коммуникативные универсальные учебные действия
Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии продуктивного чтения на межпредметных уроках.На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения.
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия
Математика
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
1. Задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни»,
«Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
16

2. К формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
2.3. Сравнительная характеристика познавательных интересов
В рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента было проведено анкетирование учащихся. Цель анкетирования: определить уровень школьной мотивации. В данном эксперименте участвовало 26
человек. По результатам анкетирования были получены следующие данные.
Результаты представлены в таблице №1 и диаграмме №1.
Таблица №1
Сравнительный анализ результатов анкетирования по оценке школьной мотивации
Уровни
Ноябрь 2010 г.
26 чел.
Май 2011 г.
26 чел.
Ноябрь 2011 г.
26 чел.
Высокий уровень мотивации
10 чел. (38, 5%)
10 чел. (38,5%)
11 чел. (42,3%)
Хорошая школьная мотивация
8 чел. (30,7%)
9 чел. (34,6%)
10 чел. (38,5%)
Положительное отношение к школе
7 чел.(26,9%)
6 чел. (23%)
5 чел. (19,2%)
Низкая школьная мотивация
0 чел. (0%)
1 чел.(3,8%)
0 чел. (0%)
Негативное отношение к
1 чел. (3,8%)
0 чел. (0%)
0 чел. (0%)
17