Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию Химия 7 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Химия
7
класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся
7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 4
Суммативное оценивание за раздел7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси» ........ 4
Суммативное оценивание за раздел 7.1В «Изменения состояния веществ» ................................. 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 12
Суммативное оценивание за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества» .............................. 12
Суммативное оценивание за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения» ....................................... 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 18
Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции» ............................................ 18
Суммативное оценивание за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов» .. 21
Суммативное оценивание за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие формулы» ........................................................................................................................................... 24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 27
Суммативное оценивание за раздел7.4 А «Химические элементы и соединения в организме человека» ............................................................................................................................................ 27
Суммативное оценивание за раздел 7.4В «Геологические химические соединения» ............... 30 3


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел
7
.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси»
Цель обучения
7.4.1.2
Знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул
7.4.1.3
Различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение
7.4.1.5
Знать виды смесей и способы их разделения
Критерий оценивания
Обучающийся

Определяет состав чистого вещества

Распознает элементы, смеси и соединения

Называет виды смесей и способы их разделения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
25 минут
Задания
1.
(а) Сформулируйте определение понятия «чистое вещество».
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(b) Приведите не менее трёх примеров чистых веществ.
______________________________________________________________________________
2.
Определите и подпишите, на какой из картинок изображены элемент, соединение и смесь с учётом того, что атомы разных элементов представлены различными цветами.
_____________ ______________ ____________ ____________
3.
На уроке химии ученику были выданы 4 смеси: вода и масло, железные опилки и песок,
вода и соль, вода и мел.
Определите тип каждой смеси и выберите подходящий способ разделения для каждой смеси из ниже приведенных. Ответ занесите в таблицу.
4

А)
B)
C)
D)
Смесь
Вид смеси
Способ разделения
Вода и масло
Железные опилки и песок
Вода и соль
Вода и мел
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет состав чистого вещества
1 формулирует определение чистого вещества;
1 приводит три примера чистых веществ;
1
Распознает элементы, смеси и соединения
2 определяет элементы;
1 определяет соединение;
1 определяет смесь;
1
Называет виды смесей
3 определяет вид 4-х смесей;
4
(по 1 баллу за каждый правильный ответ) выбирает способ разделения для каждой из
4- х смесей ;
4
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Всего баллов
13
5


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.1А «Введение в химию. Чистые вещества и смеси»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет состав чистого вещества
Затрудняется при формулировке определения понятия «чистое вещество» и в примерах чистых веществ
Допускает ошибки при формулировке определения понятия «чистое вещество» / в примерах чистых веществ
Формулирует определение понятия «чистое вещество» и приводит не менее трёх примеров чистых веществ
Распознает элементы, смеси и соединения
Затрудняется при распознавании элементов, соединений и смесей
Допускает ошибки при распознавании элементов / соединений / смесей
Распознает элементы, соединения и смеси
Называет виды смесей и способы их разделения
Затрудняется при определении видов смесей
Допускает не более одной ошибки при определении видов
4- х смесей
Определяет виды 4-х смесей
Затрудняется при определении способов разделения 4-х смесей
Допускает не более одной ошибки при определении способов разделения 4-х смесей
Определяет способы разделения для 4-х смесей
6

Суммативное оценивание за раздел 7.1В «Изменения состояния веществ»
Цель обучения
7.1.1.3 Различать физические и химические явления
7.1.1.4
Знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц
7.1.1.5 Изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц
Критерий оценивания
Обучающийся

Отличает физические и химические явления

Распознает и объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц

Анализирует участки кривой охлаждения

Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации,
используя кинетическую теорию частиц
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1.
Распределите буквенные обозначения предложенных явлений на физические и химические и укажите их общий признак:
(
а) образование накипи, (b) плавление металла, (c) гниение листьев,
(d
) пожелтение листьев, (e) образование инея, (f) дыхание, (g) появление радуги.
Физическое
явление
Признак
физических
явлений
Химическое
явление
Признак
химических
явлений
2.
Даны три картинки, на одной из которых изображены частицы вещества, находящегося в твердом агрегатном состоянии.
Укажите номер данной картинки и объясните свой выбор, используя кинетическую теорию частиц.
7


1
2
3
Ответ:_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. (
а) Постройте график кривой охлаждения воды, используя табличные данные.
Температура/ о
С
20 0
0 0
0 0
-20
Время/ мин
0 10 20 30 40 50 55
(b)
Отметьте на кривой участки, соответствующие процессам охлаждения и кристаллизации. _____________________________________________________
(
с) Объясните процессы охлаждения и кристаллизации с точки зрения кинетической теории частиц.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8

Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающиеся
Отличает физические и химические явления
1 распознает физические явления;
1 распознает химические явления;
1 указывает признак физических явлений;
1 указывает признак химических явлений;
1
Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц
2 указывает номер картинки, на которой изображены частицы вещества в твердом агрегатном состоянии;
1 объясняет свой выбор, используя кинетическую теорию частиц;
1
Анализирует участки кривой охлаждения
3 указывает величины по оси абсцисс и ординат;
1 отмечает точку начальной температуры, температуры кристаллизации и точку минимальной температуры;
1 соединяет точки прямыми линиями;
1 отмечает на графике участки процесса охлаждения;
1 отмечает на графике участок процесса кристаллизации;
1
Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, используя теорию частиц объясняет с точки зрения кинетической теории частиц процесс охлаждения;
1 объясняет с точки зрения кинетической теории частиц процесс кристаллизации.
1
Всего баллов
13
9

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.1В «Изменения состояния веществ»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Отличает физические и химические явления
Затрудняется при распознавании физических и химических явлений и указании их признаков
Допускает ошибки при распознавании физических / химических явлений / указании их признаков
Распознает физические и химические явления и указывает их признаки
Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц
Затрудняется при распознавании изображения частиц вещества в твердом агрегатном состоянии и объяснении своего выбора согласно кинетической теории частиц
Допускает ошибки при распознавании изображения частиц вещества в твердом агрегатном состоянии / объяснении своего выбора согласно кинетической теории частиц
Распознает изображение частиц вещества в твердом агрегатном состоянии и объясняет свой выбор согласно кинетической теории частиц
Анализирует участки кривой охлаждения
Затрудняется при распределении величин по оси абсцисс и ординат; указании точек начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры; соединении точек между собой
Допускает ошибки при распределении величин по оси абсцисс и ординат / указании точек начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры / соединении точек между собой
Правильно распределяет величины по оси абсцисс и ординат; указывает точки начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры; соединяет точки прямыми линиями
Затрудняется при определении на кривой участков, соответствующих процессам охлаждения и кристаллизации
Допускает ошибки при определении на кривой участков, соответствующих процессам охлаждения / кристаллизации
Определяет на кривой участки, соответствующие процессам охлаждения и кристаллизации
10


Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, согласно кинетической теории частиц
Затрудняется при объяснении процессов охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц
Допускает ошибки при объяснении процессов охлаждения / кристаллизации согласно кинетической теории частиц
Объясняет процессы охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц
11

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества»
Цель обучения
7.1.2.3
Классифицировать элементы на металлы и неметаллы
7.1.2.7
Знать понятие изотоп
7.1.2.5
Знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд
Критерий оценивания
Обучающийся

Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов

Раскрывает понятие изотоп

Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1.
Заполните сравнительную таблицу физических свойств металлов и неметаллов.
Физическое свойство
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние при комнатной температуре
Блеск
Пластичность и ковкость
Электропроводность
Теплопроводность
Температуры плавления и кипения
2.
Распределите химические элементы на металлы и неметаллы в таблице:
Na,
О, Al, С, N, Mg, Ca, Cl.
Металлы
Неметаллы
3.
Химические элементы существуют в природе в виде смеси изотопов.
(a
) Сформулируйте определение понятия «изотоп».
______________________________________________________________________________
(b
) Приведите пример изотопного состава одного химического элемента.
12

Элемент
Число протонов
Число нейтронов
Число электронов
Заряд ядра
Число нуклонов
24
+18 19
Критерий
оценивания
№ задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов
1 характеризует физические свойства металлов;
1 характеризует физические свойства неметаллов;
1 2 распознает металлы;
1 распознает неметаллы;
1
Раскрывает понятие изотоп
3 формулирует определение изотопов;
1 приводит пример изотопа и обозначает в виде символа химического элемента с зарядом и массовым числом;
1
Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц
4 устанавливает названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц;
1 устанавливает число протонов для элементов;
1
устанавливает число нейтронов для элементов;
1
устанавливает число электронов для элементов;
1
устанавливает заряд ядра для элементов;
1
устанавливает число нуклонов для элементов.
1
Всего баллов
12
13
4.
Дайте полное описание химического элемента по названию и количеству фундаментальных частиц, заполнив пустые места в ниже приведенной таблице.