Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию Химия 7 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов»
ФИО обучающегося _____________________________________________
Критерии оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает классификации элементов
И. Доберейнера, Дж.
Ньюлендса, Д.И.
Менделеева
Затрудняется при объяснении классификации химических элементов Дж.А.
Ньюлендса и её недостатков
Допускает ошибки при объяснении классификации химические элементы
Дж.А. Ньюлендс / её недостатков
Объясняет принцип классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендс и называет недостатки его теории
Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации
Затрудняется при объяснении сходства классификаций
Дж.А.Ньюлендса и
Д.И.Менделеева
Допускает ошибки при объяснении сходства классификаций
Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева
Объясняет сходство классификаций Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева
Объясняет структуру
Периодической таблицы, понятия группа и период
Затрудняется при объяснении изменения свойств элементов в группе и периоде с возрастанием порядкового номера
Допускает ошибки при объяснении изменения свойств элементов в группе / периоде
Объясняет, как с возрастанием порядкового номера изменяются свойства элементов в группе и периоде
Затрудняется при объяснении понятия «группа элементов» и перечислении трёх примеров
Допускает ошибки при объяснении понятия «группа элементов» / при перечислении трёх элементов одной группы
Объясняет понятие «группа химических элементов» и называет три элемента одной группы
23

Суммативное оценивание
за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие формулы»
Цель обучения
7.1.2.9
Понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами
7.1.2.11
Уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях
7.1.2.12
Рассчитывать относительную молекулярную / формульную массу по формуле химического соединения
Критерий оценивания
Обучающийся

Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов

Составляет формулы бинарных химических соединений,
используя названия элементов и их атомные соотношения в соединении

Рассчитывает относительную молекулярную массу по формуле вещества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения:
25 минут
Задание
1.
(a) Объясните, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(b)
Магний в природе встречается в виде трёх изотопов:
24
Mg (78,6%),
25
Mg (10,1%) и
26
Mg
(
11,3%). Вычислите относительную атомную массу элемента магния.
2.
Зная соотношения элементов в соединении, составьте его формулу:
(a) азот
:
водород = 1
:
3 - ____________________;
(b) алюминий
:
хлор = 1
:
3 - __________________;
(с) железо
:
кислород = 2
:
3 - _________________;
(d) водород
1   2   3

:
сера = 2
:
1 - ____________________
24

3.
Рассчитайте относительные молекулярные массы соединений:
(a) N
а
2
СО
3
____________________________________________________________
(b) Са
3
(РО
4
)
2
__________________________________________________________
(с) CuCl
2
______________________________________________________________
(d) Н
2
SO
4
_____________________________________________________________
(е) Р
2
O
5
______________________________________________________________
Критерии оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов
1 объясняет, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами;
1 вычисляет относительную атомную массу магния по изотопному составу;
2
(1 балл за математичес кие расчёты,
1 балл за правильный ответ)
Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединениях
2 составляет формулы четырех бинарных соединений, используя названия и соотношения элементов;
4 (по 1 баллу за каждое соединение)
Рассчитывает относительную
«молекулярную» массу по формуле вещества
3 рассчитывает относительные молекулярные массы пяти веществ.
5 (по 1 баллу за каждое вещество)
Всего баллов
12
25

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие формулы»
Критерии оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов
Затрудняется объяснить, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами и в вычислении относительной атомной массы магния
Допускает ошибки при объяснении дробных чисел относительных атомных масс элементов / вычислении относительной атомной массы магния
Вычисляет относительную атомную массу магния и объясняет, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами
Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединениях
Затрудняется в написании символов элементов и индексов при составлении формул бинарных соединений
Допускает ошибки при составлении первой/второй/третьей/четвертой формул бинарных соединений
Составляет формулы четырех бинарных соединений, используя названия и соотношения элементов
Рассчитывает относительную
«молекулярную» массу по формуле вещества
Затрудняется в расчете относительных молекулярных масс соединений
Допускает ошибки в расчётах относительной молекулярной массы одного-двух из пяти соединений
Рассчитывает относительные молекулярные массы пяти соединений
26


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел
7.4 А «Химические элементы и соединения в организме человека»
Цели обучения
7.5.1.1
Понимать продукты питания как совокупность химических веществ
7.5.1.2
Знать и уметь определять некоторые питательные вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры
7.5.1.3
Знать элементы, входящие в состав организма человека (О, С, Н, N, Ca, P, K)
7.5.1.4
Объяснять процесс дыхания
Критерии оценивания
Обучающийся

Называет продукты питания, богатые белками,
углеводами и жирами

Определяет наличие питательных веществ в продуктах

Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека

Объясняет химизм процесса дыхания
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения:
25 минут
Задание
1. (a)
Укажите названия продуктов с высоким содержанием белков, углеводов и жиров.
Химические соединения
Название продукта
Белки
Углеводы
Жиры
(b) Предложите способ определения присутствия питательных веществ в продуктах:
Определение белков -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Определение глюкозы -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Определение крахмала -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
27

Определение жира -
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2.
В таблице приведены утверждения, с которыми Вы можете согласиться или нет. Если
Вы согласны с утверждением, то в правом столбце поставьте букву Т (True), если не согласны F (False).
Вопрос
Ответ
(True / False)
А) Среди элементов по содержанию в организме человека на первом месте находится кальций.
В) Кальций относится к макроэлементам
С) Йод и фтор в организме человека являются микроэлементами
3.
Объясните химизм процесса дыхания. Дайте полный развернутый ответ.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами
1 называет продукты, богатые белками;
1 называет продукты, богатые углеводами;
1 называет продукты, богатые жирами;
1
Определяет наличие питательных веществ в продуктах предлагает способ определения белков в продуктах;
1 предлагает способ определения глюкозы в продуктах;
1 предлагает способ определения крахмала в продуктах;
1 предлагает способ определения жиров в продуктах;
1
Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека
2 определяет верны или неверны предложенные утверждения;
3
(по 1 баллу за каждое утвержден ие)
Объясняет химизм процесса дыхания
3 объясняет химизм процесса дыхания.
2
Всего баллов
12
28


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.4А «Химические элементы и соединения в организме человека»
ФИО обучающихся ___________________________________
Критерии оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами
Затрудняется назвать продукты, богатые белками, углеводами и жирами
Допускает ошибки при указании продуктов, богатых белками / углеводами / жирами
Называет продукты, богатые белками, углеводами и жирами
Определяет наличие питательных веществ в продуктах
Затрудняется в способах определения белков, простых и сложных углеводов, жиров
Допускает ошибки в способах определения белков / простых и сложных углеводов / жиров
Демонстрирует знание способов определения белков, простых и сложных углеводов, жиров
Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека
Затрудняется при определении правильности сведений о химических элементах, входящих в состав организма человека
Допускает ошибки при определении правильности одного из трёх сведений о химических элементах, входящих в состав организма человека
Демонстрирует знание химических элементов, входящих в состав организма человека
Объясняет химизм процесса дыхания
Затрудняется в описании особенностей процесса дыхания
Допускает ошибку при описании процесса дыхания
Обьясняет особенности процесса дыхания
29

Суммативное оценивание
за раздел 7.4В «Геологические химические соединения»
Цели обучения
7.4.2.1
Понимать, что земная кора содержит много полезных химических соединений
7.4.2.3 Описывать процесс переработки руды для получения металла
7.4.2.4
Знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан и их месторождения
7.4.2.5
Изучить влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду
Критерии оценивания
Обучающийся

Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединений

Описывает процесс получения металла из руды

Называет минеральные ресурсы Казахстана и их месторождения

Устанавливает и прогнозирует влияние процесса добычи минеральных ресурсов на окружающую среду
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1.
Черные и цветные металлы, как полезные ископаемые входят в состав земной коры в виде руды.
Установите соответствие между названиями металлов и его рудой.
Металл
Минерал
1.
Свинец
A)
Сфалерит
2.
Алюминий
B
) Магнетит
3.
Железо
C)
Галенит
4.
Цинк
D
) Боксит
Ответ: 1 - ____, 2 - ____, 3 - ____, 4 - ____
2.
Процесс получения металла из руды состоит из 6 этапов.
(a) В нижеприведенной таблице данные этапы показаны в неправильной последовательности.
30


А
Восстановление металла из руды
B
Измельчение руды
C
Добыча полезных ископаемых
D
Очистка металла
E
Обогащение руды
F
Прокатка металла
Укажите верную последовательность получения металла из руды:
1 - ____, 2 - ____, 3 - ____, 4- ____, 5- ____, 6 - ____
(b) Назовите минерал, из которого получают медь.
_______________________________________________________________________________
3.
Установите соответствие между крупными месторождениями полезных ископаемых и их расположением на территории Республики Казахстан:
1.
Крупное месторождение нефти
А. Жезказган
2. Крупное месторождение каменного угля
В. Мангистауский полуостров
3. Крупное месторождение железной руды
С. Центральный Казахстан
4. Крупное месторождение медной руды
D
. Северный Казахстан
Ответ: 1 - ______, 2 - ______, 3 - ______, 4 - ______
4.
Добыча полезных ископаемых оказывает негативное влияние на окружающую среду.
(a)
Приведите один пример негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(b) Предложите способ устранения данного негативного влияния на окружающую среду.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
31

Критерии
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединении
1 устанавливает соответствие между металлом и его рудой;
4
(по 1 баллу за каждое соответствие)
Описывает процесс получения металла из руды
2 указывает верную последовательность этапов процесса получения металла из руды;
3 (по 1 баллу за каждые два этапа) называет минерал, из которого получают медь;
1
Называет, какими минеральными и природными ресурсами богат
Казахстана и их месторождения
3 соотносит крупные месторождения минеральных ресурсов с их расположением на территории
Республики Казахстан;
4 (по 1 баллу за каждое месторожден ие)
Устанавливает и прогнозирует влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду
4 приводит пример негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду;
1 предлагает способ устранения данного негативного влияния на окружающую среду.
1
Всего баллов
14
32

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.4В «Геологические химические соединения»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерии оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединении
Затрудняется при установлении соответствие между металлами и их рудами
Допускает ошибки при установлении соответствия между свинцом / алюминием / железом / цинком и их рудами
Устанавливает соответствие между металлами и их рудами
Описывает процесс получения металла из руды
Затрудняется при указании последовательности этапов получения металлов из руды и минералов
Допускает ошибки при указании последовательности этапов получения металла из руды / минерала для получения меди
Определяет последовательность этапов получения металла из руды и минералов
Называет, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстана и их месторождения
Затрудняется при установлении соответствия между крупными месторождениями полезных ископаемых и их расположением на территории
Республики Казахстан
Допускает ошибки при установлении соответствия между месторождениями нефти / угля / железной руды / медной руды и их расположением на территории
Республики Казахстан
Установливает соответствие между крупными месторождениями полезных ископаемых и их расположением на территории Республики
Казахстан
Устанавливает и прогнозирует влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду
Затрудняется при описании негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду и путей его устранения
Допускает ошибки при описании негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду / путей его устранения
Демонстрирует знание негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду и путей его устранения
33