Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию Химия 7 класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.2 А «Атомы. Молекулы. Вещества»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Средний
Высокий
Определяет металлы и неметаллы среди химических элементов
Затрудняется охарактеризовать физические свойства металлов и неметаллов
Допускает ошибки в характеристике физических свойств металлов / неметаллов
Характеризует физические свойства металлов и неметаллов
Затрудняется в классификации химических элементов на металлы и неметаллы
Допускает ошибки в классификации химических элементов на металлы / неметаллы
Классифицирует химические элементы на металлы и неметаллы
Раскрывает понятие изотоп
Затрудняется при формулировке определения изотопов и приведении примеров изотопного состава химического элемента
Допускает ошибки при формулировке определения изотопов / приведении примеров изотопного состава химического элемента
Формулирует определение понятия «изотоп» и приводит примеры изотопного состава химического элемента
Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц
Затрудняется при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов
Допускает ошибки при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц / числа протонов / нейтронов / электронов / нуклонов / заряда ядра для предложенных элементов
Определяет названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов
14

Суммативное оценивание за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения»
Цель обучения
7.3.1.1
Знать состав воздуха
7.3.1.3 Понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения
7.3.1.4 Знать условия горения вещества и продукты реакции горения
7.3.1.7
Знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды
Критерий оценивания
Обучающийся

Указывает качественный и количественный состав воздуха

Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения

Определяет характер оксидов металлов и неметаллов

Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1.
Воздух – природная смесь газообразных веществ. Подпишите сектора диаграммы,
указав качественный и количественный состав атмосферного воздуха (вещества и их процентное содержание).
2.
В результате сжигания топлива и деятельности промышленных предприятий в атмосферу попадают оксиды серы, углерода, азота.
(a)
Укажите последствия загрязнения атмосферного воздуха.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(b)
Предложите способ сохранения атмосферного воздуха от загрязнения.
______________________________________________________________________________
3.
Первой химической реакцией, с которой познакомился человек, была реакция горения.
(a)
Горение – это реакция, при которой:
15

A) образуется осадок
B) выделяется тепло и свет
C) поглощается тепло
D) изменяется окраска
(b)
Укажите условия воспламенения веществ:
A)
понижение температуры воспламенения, доступ воздуха
B) уменьшение притока воздуха, снижение температуры горения
C)
отсутствие воздуха, нагревание
D)
нагревание до температуры воспламенения, доступ воздуха
(c
) Запишите словесное уравнение реакции горения парафина.
______________________________________________________________________________
4.
Составьте словесные уравнения реакций серы и магния с кислородом и подчеркните продукты - оксиды.
Определите характер образующихся оксидов.
______________________________________________________________________________
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Указывает качественный и количественный состав воздуха
1 отражает в диаграмме качественный состав воздуха;
1 отражает в диаграмме количественный состав воздуха;
1
Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения
2 определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха;
1 объясняет, какие меры охраны воздуха необходимо применять;
1
Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения
3 определяет признаки реакции горения;
1 определяет условия воспламенения веществ;
1 записывает словесное уравнение горения парафина;
1
Определяет характер оксидов металлов и неметаллов
4 классифицирует оксиды металлов как основные;
1 классифицирует оксиды неметаллов как кислотные.
1
Всего баллов
9
16


Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.2В «Воздух. Реакция горения»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Указывает качественный и количественный состав воздуха
Затрудняется в определении состава воздуха
Допускает ошибки при указании качественного / количественного состава воздуха
Определяет состав воздуха
Делает вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения
Затрудняется при определении последствия загрязнения атмосферного воздуха и объяснении мер охраны
Допускает ошибки при определении последствия загрязнения атмосферного воздуха / объяснении мер охраны
Определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха и объясняет меры охраны
Указывает условия горения веществ и продукты реакции горения
Затрудняется при определении признаков реакции горения, условий воспламенения веществ и записи словесного уравнения горения парафина
Допускает ошибки при определении признаков реакции горения / условий воспламенения веществ / записи словесного уравнения горения парафина
Определяет признаки реакции горения, условия воспламенения веществ; записывает словесное уравнение горения парафина
Затрудняется при составлении словесных уравнений реакций горения серы и магния
Допускает ошибки при составлении словесных уравнений реакций серы с кислородом / магния с кислородом
Составляет словесные уравнения реакций горения серы и магния
Определяет характер оксидов металлов и неметаллов
Затрудняется при определении характера оксидов металлов и неметаллов
Допускает ошибки при определении характера оксидов металлов / неметаллов
Классифицирует оксиды металлов как основные, неметаллов как кислотные
17

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции»
Цель обучения
7.3.4.1 Знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками некоторых природных кислот и щелочей
7.3.4.4 Понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств
7.2.2
.2 Исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород
7.2.2.3
Исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ
Критерий оценивания
Обучающийся

Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства

Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга

Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода

Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1.
Распределите следующие вещества на природные кислоты и щелочи:
яблочный сок, стиральный порошок, уксус, зубная паста, лимонный сок.
(a) Природные кислоты: __________________________________________________________
(b) Природные щелочи___________________________________________________________
(с) Предложите, как без помощи специальных индикаторов можно определить природные кислоты и щелочи.
_______________________________________________________________________________
2.
При проведении эксперимента ученик пролил на руку раствор соляной кислоты. Учитель обработал руку ученика раствором пищевой соды (гидрокарбоната натрия).
(a)
Назовите реакцию среды раствора пищевой соды.
_______________________________________________________________________________
(b)
Определите тип реакции взаимодействия соляной кислоты с раствором пищевой соды.
_______________________________________________________________________________
18


(с) Запишите словесное уравнение данной реакции.
_______________________________________________________________________________
3. (a)
Составьте словесное уравнение реакции взаимодействия металла с разбавленной кислотой.
______________________________________________________________________________
(b)
Предложите план испытания газообразного продукта реакции.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4.
На рисунке показано получение углекислого газа.
(a)
Напишите словесное уравнение реакции получения углекислого газа.
________________________________________________________
(b)
Докажите наличие углекислого газа.
________________________________________________________
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства
1 определяет природные кислоты;
1 определяет природные щелочи ;
1 называет свойство природных кислот, с помощью которого их можно определить без использования специальных индикаторов;
1 называет свойство природных щелочей, с помощью которого их можно определить без использования специальных индикаторов;
1
Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга
2 определяет реакцию среды раствора пищевой соды;
1 даёт название реакции, произошедшей между раствором кислоты и раствором пищевой соды;
1 записывает словесное уравнение реакции;
1
Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода
3 составляет словесное уравнение реакции металла с разбавленной кислотой;
1 предлагает план испытания газообразного продукта реакции;
1
Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами
4 записывает словесное уравнение реакции получения углекислого газа;
1 описывает качественную реакцию определения углекислого газа.
1
Всего баллов
11
19

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.3А «Химические реакции»
ФИО обучающегося ___________________________________
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства
Затрудняется в определении природных кислот и щелочей и характеристике их свойств
Допускает ошибки при определении природных кислот и щелочей / характеристике их свойств
Верно определяет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства
Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга
Затрудняется при определении реакции среды, названии и написании словесного уравнения реакции между кислотами и щелочами
Допускает ошибки при определении реакции среды раствора вещества /названии реакции / написании словесного уравнения реакции между кислотами и щелочами
Определяет реакцию среды раствора вещества, даёт название реакции между кислотами и щелочами и записывает её словесное уравнение
Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода
Затрудняется при составлении словесного уравнения реакции металла с разбавленной кислотой и идентификации газообразного продукта
Допускает ошибки при составлении словесного уравнения реакции металла с разбавленной кислотой / идентификации газообразного продукта
Составляет словесное уравнение реакции металла с разбавленной кислотой и предлагает план испытания газообразного продукта
Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами
Затрудняется в написании словесного уравнения получения углекислого газа, описании способа его определения
Допускает ошибки при написании словесного уравнения получения углекислого газа / описании способа его определения
Записывает словесное уравнение получения углекислого газа, называет способ его определения
20


Суммативное оценивание
за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов»
Цель обучения
7.2.1.1 Знать и сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И.
Менделеева
7.2.1.2
Знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает классификации элементов И.Дёберейнера,
Дж.Ньюлендса, Д.И. Менделеева

Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации

Объясняет структуру Периодической таблицы,
понятия группа и период
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения:
20 минут
Задания
1.
Современная классификация химических элементов разработана усилиями многих учёных, в числе которых был американский химик и музыкант Дж.А. Ньюлендс.
(a)
Объясните принцип классификации химических элементов
Дж.А. Ньюлендса.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
(b) Назовите недостатки классификации Дж.А. Ньюлендса.
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ с) Определите сходство классификаций Дж.А. Ньюлендса и Д.И.Менделеева?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2.
Объясните изменение свойств элементов в группе и в периоде с возрастанием порядкового номера.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. (a)
Опишите понятие «группа химических элементов».
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(b) Назовите три элемента одной группы.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дж. А.
Ньюлендс (1837-
1898гг)
21

Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Описывает классификации элементов И. Доберейнера,
Дж. Ньюлендса, Д.И.
Менделеева
1 объясняет принцип классификации химических элементов Дж.А.
Ньюлендса;
1 называет не менее двух недостатков классификации химических элементов
Дж.А. Ньюлендса;
2
Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации объясняет сходство классификаций
Дж.А. Ньюлендса и Д.И. Менделеева;
1
Объясняет структуру
Периодической таблицы, понятия группа и период
2 объясняет изменение свойств элементов в группе с возрастанием порядкового номера;
1 объясняет изменение свойств элементов в периоде с возрастанием порядкового номера;
1 3 объясняет понятие «группа элементов»;
1 называет три элемента одной группы.
3
Всего баллов
10
22