Файл: Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, и прибыль определяется через изменения активов и пассивов. Однако используется и вторая концепция. Свидетельством этого может служить использование двух видов бухгалтерской прибыли: «совокупной» (всеобъемлющей) прибыли, как результата изменения капитала предприятия за счет всех операций, кроме операций с собственниками, и «операционной» прибыли (т.е. прибыли от текущей, или операционной, деятельности), отражающей эффективность основной деятельности предприятия за отчётный период.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности деятельности, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Виды прибыли. В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономического развития предприятия. Она создает финансовую базу для самофинансирования, расширения и модернизации процесса реализации, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли частично осуществляется выполнение обязательств перед бюджетом и банком, другими предприятиями и организациями. Показатели прибыльности характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия, в значительной степени формируют положительный имидж организации и инвестиционную привлекательность.

Существует множество видов прибыли. Валовая прибыль является показателем деятельности предприятия от реализации продукции. В общем случае она находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры товарной продукции; отпускных цен; тарифов на энергию и транспортировку; затрат на оплату труда работающих.

Экономическая прибыль – разность между полученной выручкой и экономическими издержками. Экономические издержки плюс экономическая прибыль представляют собой сумму валового дохода.

Бухгалтерская прибыль – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли и прибыли от реализации товаров. Это показатель эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Балансовая прибыль (убыток) как конечный финансовый результат деятельности организации слагается из суммы результата реализации продукции, результатов от финансовой деятельности и сальдо доходов и расходов от прочих операций.


Прибыль до налогообложения учитывает льготы, действующие для данной организации (прибыль, направляемая на природоохранные мероприятия в размере 30% от капвложений; затраты предприятия на содержание социально-культурной сферы, находящейся на балансе; взносы на благотворительные цели в экологические и образовательные фонды; дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса).

Недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) - денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов.

Нераспределенная (накопительная) прибыль – часть чистой прибыли за вычетом включенных дивидендов и прочих аналогичных отчислений, резервного фонда. Она используется в дальнейших хозяйственных операциях, т.е. реинвестируется.

Консолидированная прибыль – прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности и финансовых результатов материнских и дочерних предприятий, находящихся в определенных юридических и финансовых взаимоотношениях. Консолидация предприятий определяется экономической целесообразностью. Наличие нескольких мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных в большинстве случаев выгоднее, чем создание крупного предприятия. Выгоды определяются возможностью экономии на налоговых платежах, снижения отрицательных последствий от рисковой деятельности в бизнесе, диверсификации деятельности.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляет собой чистую прибыль за вычетом налогов и отчислений, производимых из чистой прибыли.

Чистая прибыль определяется вычитанием из прибыли до налогообложения величины налога на прибыль и других специальных и чрезвычайных платежей.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

Реальная прибыль – номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательную способность организации.

В практике работы российских предприятий широко применяется, по опыту зарубежных стран, расчет прибыли и определение влияния на нее различных факторов на основе использования маржинального дохода (валовой маржи).

Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и переменными издержками на ее реализацию. Однако это еще не свободные денежные средства, так как часть их должна быть выделена на покрытие постоянных затрат.

Для определения взаимосвязи между издержками, объемом продаж, прибылью и маржинальным доходом используют систему показателей: доля валовой маржи (маржинального дохода) в выручке от продаж, точка безубыточности (порог рентабельности), запас финансовой прочности, сила воздействия операционного рычага.



Одним из наиболее распространенных показателей является порог рентабельности (точка безубыточности), характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализации продукта равна издержкам обращения.

Предприятие не несет убытков при таких показателях, но не имеет и прибыли. Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Прогнозируемая прибыль может быть рассчитана умножением запаса финансовой прочности на показатель валовой маржи.

Используя порядок расчетов показателей, менеджеры предприятия могут выполнять вариантные расчеты для обоснования управленческих решений [4,23,28].
1.2. Показатели, характеризующие прибыльность деятельности предприятия
Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель. Как объективная экономическая категория, рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:

1) прибыльность;

2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;

3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;

4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

В общем, рентабельность означает процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объему оборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т.п.

Рентабельность продаж можно рассчитать по формуле:

Р = , (1.1)
где Р – уровень рентабельности, %;

П – сумма валовой прибыли, тыс. руб.;

ОРТ – объем розничного товарооборота, тыс. руб.

Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 рубль оборота или сколько процентов занимает прибыль в обороте торговли [12,24].

Кроме рентабельности продаж в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов товаров, внедрении новых видов товаров и снятии неэффективных их видов.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
Р = , (1.2)

где ИО – сумма издержек обращения, тыс. руб.

Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.

Рентабельность совокупных затрат определяется следующим образом:
Р = , (1.3)
где ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.;

ОС – стоимость оборотных средств, тыс. руб.;

ФОТ – фонд оплаты труда работников, тыс. руб.

Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.

С целью углубления анализа рентабельности основных производственных фондов можно рассчитать по аналогичной методике и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств и рентабельность фонда заработной платы.

В странах с развитой рыночной экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма прибыли на вложенный капитал. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает предприятие
, какую прибыль приносят вкладываемые в бизнес фонды. Рентабельность вложенного капитала можно рассчитать так:
Р = , (1.4)
где ВК – вложенный капитал, тыс. руб.

Для оценки уровня рентабельности материальных затрат применяется следующая формула:
Р = , (1.5)
где МЗ – материальные затраты, тыс. руб.

Торговое предприятие для организации торгового процесса привлекает значительно число работников. Расходы на оплату их труда занимает большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется частным показателем: прибылью в расчете на одного торгового работника. Прибыль на одного работника рассчитывается следующим образом:
П = , (1.6)

где П - прибыль на одного работника, тыс. руб.;

Ч – численность работников на предприятии, чел.

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (коммерческой, производственной, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек обращения и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность оборота;

3) показатели, характеризующие доходность каптала и его частей.

Рентабельность хозяйственной деятельности (окупаемость издержек) (R