Файл: Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (П ) к сумме затрат по реализованной продукции (З ):
R = . (1.7)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного реализацию продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность оборота (коммерческая маржа) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность произведенной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
R = , (1.8)
где R - рентабельность оборота (коммерческая маржа);

- выручка.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:
R = . (1.9)
Уровень рентабельности хозяйственной и производственной деятельности (окупаемость издержек), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех факторов третьего порядка:

1) изменение структуры продаж;

2) уровня себестоимости реализованной продукции;

3) средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
R =
. (1.10)
Уровень рентабельности продаж отдельных видов товаров зависит от среднего уровня цены и себестоимости:
R = . (1.11)
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности – это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные на основе прибыли (дохода);

- показатели, рассчитанные на основе активов;

- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия.

Можно обозначить рентабельность товаров (продукции) базисного и отчетного периода через К и К , соответственно. По определению:
К = ; К = (1.12)

или

К = ; К = ; = К - К

, (1.13)
где Р , Р - прибыль от реализации отчетного или базисного периода, соответственно, руб.;

N , N - реализация продукции (работ, услуг), соответственно, руб.;

S , S - себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно, руб.;

- изменение рентабельности за анализируемый период, руб.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестированный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
= (1.14)
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов, рентабельностью реализации и фондоотдачей. Экономический смысл связи заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности и паевых и учредительных взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития. Динамика рентабельности коммерческого предприятия изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.


Изучение системы показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий. В рыночной экономике показатель рентабельности становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия.
1.3. Факторы, влияющие на прибыль
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение, для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так, выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности деятельности.

В свою очередь, внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы, которые и будут рассмотрены в данной работе, связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли – это средства труда, предметы труда и сам труд (рис 1.).

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объём производственных ресурсов, их использования по времени, а также непроизводственное использование ресурсов.

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому.

Касаемо прибыли, выделяют две основные группы факторов:

1) факторы, связанные с величиной доходов (выручки от реализации);

2) факторы, связанные с величиной издержек обращения.


Факторы прибыли
Внутренние
Внешние

внедрение современных технологий

уровень хозяйствования

компетентность руководства

конкурентоспособ-ность продукции

уровень организации

конъюнктура рынка

уровень цен на ресурсы

нормы амортизации

налогообложение

Пути увеличения прибыли

рост выпуска и продаж

качество продукции

продажа имущества

снижение себестоимости

диверсификация

расширение рынка и т.д.