Файл: Рабочая тетрадь по курсу Экономика для неэкономических.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по курсу «Экономика» для неэкономических
направлений и специальностей
ФИО студента________________________________________________
Факультет, курс, группа_______________________________________
ФИО преподавателя__________________________________________
Ученое звание, степень, должность_____________________________
Воронеж
2021
2
Печатается по решению научно-технического совета
Воронежского государственного аграрного университета
Составители:
к.э.н, доцент О.А. Федотова; к.э.н, доцент Т.Б. Ивашинина; к.с-х.н., доцент С.В. Спахов; к.э.н, доцент В.Э. Юшкова.
Рецензент:
К.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга в АПК ФГБОУ ВО
Воронежский ГАУ Сабетова Т.В.
Рабочая тетрадь одобрена и рекомендована к изданию решениями кафедры экономической теории и мировой экономики (протокол №3 от 15 ноября 2021 года) и методической комиссии экономического факультета
ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ (протокол №4 от 30 ноября 2021 года).
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с планом лекционных и се- минарских занятий по дисциплине «Экономика» сотрудниками кафедры экономической теории и мировой экономики ВГАУ для студентов неэко- номических направлений и специальностей.
3
ВВЕДЕНИЕ
В связи с переходом к новым образовательным стандартам, по дисциплине «Эко- номика» особое внимание в учебной работе уделяется формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы. В связи с чем, актуальность приобретают дополни- тельные формы организации самостоятельной работы слушателей. Одной из форм раз- вития самостоятельной работы обучающихся является внедрение в учебный процесс рабочей тетради по экономики. Она позволит рационально организовать работу слуша- теля, изучающего экономическую теорию.
В условиях дистанционной формы получения образования рабочая тетрадь окажет слушателям существенную пользу в проведении самоконтроля и выявлении пробелов при изучении тем по дисциплине «Экономика».
Основная цель рабочей тетради – помочь слушателям понять, усвоить изучаемый материал, научить использовать полученные теоретические знания в реальных практи- ческих и жизненных условиях, сформировать основные экономические понятия и при- менять их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Перед тем, как приступить к работе в тетради, следует внимательно изучить учеб- ный материал по теме, затем просмотреть вопросы и задания, формулируя устно крат- кие ответы, и таким образом для себя оценить степень усвоения учебного материала.
При затруднении в ответе на какой-либо вопрос следует вернуться к тексту учебника или лекции и с их помощью выполнить задание устно. После чего – письменно офор- мить ответы в рабочей тетради (не обращаясь к первоисточнику).
Правильно проработанный материал будет способствовать развитию мышления у обучающихся, что позволит им глубоко осмыслить и практически применить навыки для самостоятельного анализа важных проблем современной экономики.
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Экономика» направлена на развитие спо- собностей системно воспринимать учебный материал, самостоятельно строить систему знаний, применять полученные знания на практике. Данная учебная тетрадь поможет слушателям углубить знания и навыки работы с учебником и курсом лекций по вопросам предмета и методологии экономики, основным закономерностям организации общества.
Преимущество такой самостоятельной работы обучающегося с рабочей тетрадью и литературой в том, что она помогает сформировать на ранних стадиях процесса обуче- ния навыки по поиску, изучению, отбору и изложению нужного материала. Эти навыки помогут на старших курсах в написании курсовых работ и проектов, реферативных ра- бот и докладов, и, конечно же, в написании дипломной работы (проекта).
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика» может выступать в качестве средства текущего, поэтапного и итогового контроля.
Закрепление слушателем изученной информации осуществляется на основе приня- тия преподавателем зачета (ответа) на семинарском (практическом) занятии по каждой теме, имеющей полное заполнение заданий и вопросов. Работа считается зачтенной по- сле постановки подписи преподавателя в конце каждой темы рабочей тетради. Запол- ненные и принятые к зачету темы рабочей тетради служат основание допуска студента к зачету или экзамену. Наличие не зачтенных тем служит отсутствием допуска к итого- вой форме контроля слушателей.
4
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ТЕМА 1. «ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ»
1. Предметом экономики являются
2. Перечислите субъекты и объекты экономики как науки…
Субъекты:
Объекты:
3. В чем состоят основные проблемы микроэкономики как науки?
4. В чем состоит цель макроэкономики как науки?
5. Подумайте, почему Экономика служит основой для других экономических наук.
6. Вспомните, какие проблемы исследует Экономика.
7. Какая фундаментальная экономическая проблема лежит в основе предмета со- временной экономики?
8. Заполните схемы
5 9. Методология экономики – это
10. Почему предметом экономики являются не отдельные отношения, а вся систе- ма экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление?
11. Что мы понимаем под экономическими категориями? Приведите примеры эко- номических категорий
12. Заполните схему
ЭКОНОМИКА
В широком смысле слова
В узком смысле слова
Позитивная
Нормативная
Макроэкономика - это
Микроэкономика – это
Экономика состоит из двух частей:
6 13. Заполните пустые ячейки
14. Что мы понимаем под экономическими законами? Приведите примеры эконо- мических законов
15. Назовите принципы экономики
16.Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике, а ка- кое – к микроэкономике: а) уровень безработицы в отдельных районах России достигает 10 %.
_________________________утверждение б) закрытие шахт в результате форсированной структурной перестройки отече- ственной экономики привело к массовому увольнению рабочих
__________________________утверждение в) ВНП России за пять лет сократился почти на 40 %._______________утверждение
17. Укажите причину существования экономических систем
18. Дополните схему
Экономика есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три взаимо- связанные фундаментальные экономические проблемы:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Функции экономики взаимосвязаны и переплетены. Логически эту взаимосвязь можно охарактеризовать следующим образом:
7 19. Раскройте содержание основных методов экономических исследований.
Название
метода
Содержание
1
Сочетание исторического и логического подходов
2
Метод научной абстракции
3
Анализ
4
Синтез
5
Индукция
6
Дедукция
7
Сравнение
8
Аналогия
Методы использования экономических законов – это
Административные (директивные)
Они используются
Экономические
Они используются
8 9
Допущение «при прочих равных условиях»
10 Экономико- математическое моделирование
20. Раскройте каждую функцию экономики.
Функция
Содержание
Познавательная
Методологическая
Практическая
Идеологическая
Мировоззренческая
Критическая
Прогностическая
21. Сформулируйте определения
Производительные силы
Предмет труда
Средства труда
Рабочая сила
9
Научно-технический прогресс
Научно-техническая революция
Производственные отношения
Способ производства
Экономическая система
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Общественно-экономическая формация
22. Определите основные функции субъектов экономической системы.
Субъекты
Функции
Фирмы
Домохозяйства
Государство
23. Определите, с какой экономической проблемой сталкиваются все экономиче- ские системы
10 24. Заполните таблицу
Типы экономиче- ских систем
Характерные признаки
Достоинства
Недостатки
25. Перечислите модели смешанных экономических систем, используемых в со- временных условиях_________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
26. Охарактеризуйте закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил
27. Охарактеризуйте свойства (признаки) экономической системы
11 28. Дайте краткую характеристику основных этапов развития производительных сил
29. Выделите основные элементы научно-технического прогресса
30. Уточните характерные черты НТП в сельском хозяйстве
31. Перечислите факторы, определяющие уровень производительной силы труда
32. Опишите, в чем заключается диалектика производительных сил и производ- ственных отношений
33. Дайте классификацию экономических законов. а) по содержанию и продолжительности действия: б) по сфере действия
12 34. Заполните схему
ТЕМА 2. «ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ФАКТОРЫ»
1. Сформулируйте определения:
Экономические ресурсы
Земля
Капитал
Труд
Предпринимательские способности
Потребность
Благо
1.
В системе производственных отношений выделяют:
3.
13
Экономические потребности
Производство
Производственные ресурсы
Фактор производства
Закон возвышения потребностей
Продукт
Работа
Услуга
Закон экономии времени
Производительность труда
Интенсивность труда
Рабочее время
14
Гуманизация производства
Внерабочее время
Свободное время
Благо субститут
Комплиментарные блага
2. Основными элементами процесса производства являются
3. Что является конечной целью любого способа производства
4. Перечислите факторы производства
5. Перечислите факторы, формирующие потребности
6. Перечислите формы проявления закона экономии времени
7. Что понимают под альтернативным продуктом? Приведите примеры альтерна- тивных продуктов
15 8. Заполните схемы
9. Назовите формы производства, если за основу классификации принять этапы и уровень развития производительных сил а) б)
Нематериальное
Производство
Материальное
В узком смысле производство - это
Производство в широком смысле -
это
Труд
Производительный труд – это
Непроизводительный труд – это
Прибавочный труд –
Необходимый труд – это
16 в)
10. Заполните классификационную таблицу.
№ п/п
Производственный ресурс
Фактор производства
Доход
1 2
3 4
11. В чем заключается отличие в понятиях «факторы производства» и «экономиче- ские ресурсы»?
12. Нарисуйте пирамиду потребностей А. Маслоу и обозначьте все ее элементы
13. В чем заключается содержание закона экономии времени
14. Какие формы осуществления закона экономии времени выделяют?
15. Перечислите первичные и вторичные потребности
17
Потребности
Личные – это
Производственные - это
Физиологические
Социальные
Духовные
Блага
Свободные –
Экономические –
Материальные –
Нематериальные –
Текущие –
Капитальные –
Производственное потребление
Личное потребление
18 16. Перечислите факторы и пути роста производительности труда
17. Сформулируйте определения и приведите примеры: а) взаимозаменяемые товары б) взаимодополняемые товары
18. Заполните таблицу.
Автомобиль, гараж, сорока, смородина, водитель, гранит, песок, строитель, кон- вейер, золото, ледокол, доллары США, водопровод, нефтяная вышка, летчик, забор, дом, молоток, стереосистема, каменный уголь, лес, шпатель, учитель, обогреватель, ножницы, крановщик, цемент, крупье, экономист, стиральная машина, клавиатура, те- лефон, розы, здание, часовщик, грабли, дерево, стекло.
Природные ресурсы
Капитальные ресурсы
Трудовые ресурсы
19 19. Раскройте суть закона возвышения потребностей
20. Напишите причины действия закона «возвышения потребностей»
21. Заполните схему
20 22. Опишите характерные черты натурального хозяйства
23. Выделите причины возникновения товарного производства
24. Назовите основные черты товарного производства
Производственные ресурсы
Технологические ресурсы
Природные ресурсы – это
Материальные ресурсы
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Информационные ресурсы
21 25. Проведите сравнительный анализ.
№ п/п
Товарное произ- водство
Общие черты
Различия
1
Простое
2
Капиталистиче- ское
3
Полифоническое
(технотронное)
26. Перечислите условия возникновения товарного производства
27. Какими свойствами обладает товар?
28. Факторами, определяющими величину стоимости товара, являются:
22 29. Сформулируйте закон стоимости
30. Назовите и охарактеризуйте функции закона стоимости.
Функции
Характеристики функции
1.
2.
3.
4.
5.
ТЕМА 3. «СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ»
1. Сформулируйте понятия
Собственность
Объект собственности
Субъект собственности
Владение
23
Распоряжение
Пользование
Частная собственность
Личная собственность
Государственная собственность
Общая собственность
Акционерная собственность
Национализация собственности
Приватизация собственности
Экономические агенты
2. В чем суть понятия «отчуждение»
3. Какие существуют промежуточные состояния между присвоением и отчуждени- ем? Приведите соответствующие примеры.
4. Что понимает под «собственностью» юрист? В чем принципиальные различия экономического и правового понятия «собственность»? Как соотносятся понятия соб- ственности в экономическом и юридическом понимании?_
24 5. Назовите основные способы разгосударствления
6. С чем связано возникновение понятия «собственность» в системе экономических отношений
7. Перечислите функции собственности
8. Назовите функции приватизации
9. Почему в системе экономических отношений центральное место занимает соб- ственность?
10. Назовите цели и результаты приватизации в России?
11. Какие цели преследует каждый из основных экономических агентов?
12. Заполните схему
СОБСТВЕННОСТЬ