Файл: Курсовая работа Содержание Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы эффективного взаимодействия учителя и учащегося

курсовая работа

Содержание
Введение………………………………………………………………………...…2

1. Теоретико-методологические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса………………………………………….…………..11

1.1. Общая характеристика взаимодействия ……………………………11

1.2. Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике………………………………………………………………………..17

1.3. Субъект – субъектные отношения в учебном процессе…………...26

1.4. Общая характеристика учебного сотрудничества и влияние сотрудничества на учебную деятельность……………………………………..34

2. Экспериментальное исследование психологических условий взаимодействия…………………………………………………………………..46

2.1. Организация и методы исследования ………………………………46

2.2. Анализ результатов………………………...………………………...48

2.3. Методические рекомендации…………………………………………

Заключение………………………………………………………………………55

Список литературы………………………………………………………………56

Приложения……………………………………………………………………...59























Введение

В качестве одной из существенных причин, препятствующих позитивному развитию современного образования, рассматривается нарушение взаимодействия между участниками педагогического процесса.

Гуманизация педагогического взаимодействия в сегодняшней школе основана на перестройке личностных установок и «философии» учителя, отказе от столь распространенной учебно-дисциплинарной модели педагогического общения.

В современную общественно-историческую эпоху человек рассматривается как сложная и открытая система, обладающая уникальными внутренними психологическими возможностями для саморазвития личности и раскрытия творческого потенциала.

Человек как высшее проявление всего живого на земле является самостоятельным, активно участвующим в процессе отражения и взаимоотражения существом, основным источником развития которого является, в первую очередь, его многомерный, полиобъективный мир.


Актуальность проблемы эффективного взаимодействия учителя и учащегося обусловливается не только поиском новых психолого-педагогических закономерностей обучения в новых условиях. Учитель и по сей день для учащегося - источник полезной информации, пример, образец, в течение многолетней реальной деятельности наглядно демонстрирующего усвоения модели поведения, нормы и ценности общества и в этом смысле в той или иной мере определяющий развитие личности ученика. Это обстоятельство отмечено в качестве важнейшего фактора учеными, изучающими взаимодействие учителя с учащимися.

В 60-70-е годы положено начало новому пониманию педагогического процесса. Педагогический процесс, исходя из центрального для отечественной психологии единства деятельности и общественных отношений, понимается как совместная деятельность учителя и учащихся.

В основе разработки этого подхода лежит идея Л.С.Выготского о становлении психических функций по закону перехода из интерпсихической формы в интрапсихическое новообразование. Продуктивная разработка идей Л.С.Выготского осуществляется в возрастной психологии рядом авторов. Однако психологический механизм взаимодействия не исследуется в работах ученых, хотя оно рассматривается в качестве источника развития; отмечается, что взаимодействие осуществляется через сотрудничество взрослого и ребенка. Особо следует отметить роль педагогического взаимодействия на раннем этапе онтогенеза, когда закладываются базовые структуры личности ребенка. Взрослый, являясь важнейшим элементом "социальной ситуации развитии", таит в себе огромный потенциал воспитательного воздействия на ребенка. На этом этапе особую значимость приобретает взаимодействие педагога с детьми, направленное на реализацию возможностей развивающейся личности.

Поиску возможностей оптимизации стиля взаимодействия между людьми, в том числе и в педагогических коллективах, посвящено исследование В.Н.Горяниной. Автор считает, что неконструктивные социальные установки, насыщенные интенсивным переживанием негативных эмоций, страха, раздражения, вины, обиды, стыда, затрудняют адекватное восприятие партнера и ситуации взаимодействия, выделяют в них преимущественно отрицательные аспекты и усиливают внутренние и межличностные конфликты. При этом блокируется осознание реальных конструктивных путей достижения целей, ответственности за свои собственные действия. Переживая страх быть непризнанным, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность, видеть позитивные стороны ситуации и своих партнеров,

стремится к самоутверждению, поэтому он использует неконструктивные подавляющую и избегательную стратегии контакта, а также предъявляет неадекватные требования к окружающим, обвиняет их в безответственности, склонен к осуждению, жалобам, зависти, обвинениям, оскорблениям и т.д.

В связи с этим актуальна психологическая подготовка учителя к общению с учащимися, где в качестве интегрирующего и определяющего должен утверждаться гуманистический стиль взаимоотношений (Братченко С.Л., Лушпаева Е.В., Попова Л.В.).

Мы согласны с А.Б.Орловым, который акцентирует внимание на специфичности методов подготовки учителя ко взаимодействию с учащимися, рассматривая ее как психологическую, психокоррекционную или психотерапевтическую.

Психологический аспект оптимизации личностных качеств учителя с целью готовности к педагогическому общению все чаще становится предметом специальных исследований.

В настоящее время стержневым вопросом выступает характер психологического взаимодействия в педагогическом процессе. Общая психологизация образования, являющаяся характерным признаком современного этапа его развития, сделала актуальным такой аспект послевузовской подготовки педагогических кадров как психологическая подготовка.

Образовательный процесс как педагогическая категория все более тяготеет к понятию «развитие личности». Ученик становится главной действующей фигурой всего образовательного процесса. В этом усматривается смысл лично-ориентированного подхода и отсюда вытекает требование «специальной психологической подготовки учителя» (212, с.40). Внедрение личностно-ориентированного подхода привело к внесению содержательных изменений в профессиограмму педагога. В частности, Ю.Н.Кулюткин выдвигает на первый план процессы рефлексивного управления деятельностью учащегося. В связи с этим профессиональную значимость приобретают такие качества личности учителя как рефлексия, идентификация, эмпатия.

При личностно-ориентированном взаимодействии, когда смыслом обучения является развитие ребенка как личности, наблюдается равноправие позиций учителя и ученика как со-учащихся, со-воспитывающих, сотрудничающих людей. В ходе такого взаимодействия учитель создает условия для самостоятельной постановки ребенком познавательных проблем и задач. Учитель не преподает, а актуализирует имеющуюся у ребенка тенденцию к росту, к развитию. Признаются ценностями чувства, эмоции, переживания и учителя, и учеников.


При этом «...узловой причиной поступков человека, его поведения, его специфических особенностей как субъекта является ...его взаимодействие с окружающими ... В мире нет изолированных вещей. Мир - система взаимодействующих систем. Одной из таких качественно своеобразных систем и является психологическое взаимодействие».

«Всякое действие есть взаимодействие, всякое изменение одного явления отражается на всех остальных и само представляет собой ответ на изменение других явлений, воздействующих на него».

Исследования Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна дают основание рассматривать профессиональные особенности личности с позиций анализа его субъективности. Субъект-субъектная природа взаимодействия характеризуется «связью двух или более равноактивных, равносвободных, равноуникальных субъектов, которые раскрывают свою неповторимость в содержании и способе своего взаимодействия» (М.С.Каган, 1988).

Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности. Субъективность раскрывает те характеристики личности как субъекта, которые определяют ее отношение к деятельности и связаны с мотивационно-смысловой сферой личности. Становление субъективности связано с развитием сознания и самосознания (С.Л.Рубинштейн, 1973).

Таким образом, психологический анализ основных направлений исследования педагогического взаимодействия в педагогической психологии показал необходимость построения новой психологии труда учителя, методологической основой которого являются фундаментальные принципы личностно-развивающего подхода.

Эффективность взаимодействия определяется, прежде всего, сформированностью человека как личности, как субъекта труда, познания, общения. «Быть личностью» означает быть «субъектом деятельности, общения, самосознания», что и задает основные предметные области психологии личности.

Полноценное личностное педагогическое взаимодействие опирается на принцип персонификации, требующий включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. Принцип индивидуализации педагогического взаимодействия давно существует в отечественной науке и культуре, например, исходная посылка бахтинской теории - тезис об уникальности каждого человека. Предназначение человека - признать свою единственность и претворить в жизнь ответственным поступком.


Анализ педагогического взаимодействия учителя, как предмета психолого-педагогического исследования, предлагает рассмотрение этого явления с точки зрения его структурных и содержательных характеристик (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, К.К.Платонов). Педагогическое взаимодействие, как и межличностное, включает в себя два взаимосвязанных компонента: педагогическое отношение и педагогическое общение.

Субъективные (личностные) отношения основываются на принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагает ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. «Эти отношения представляют собой тот оптимальный психологический фон организации контактов, к которому должны стремиться все люди и который при адекватной внешней репрезентации и внутреннем принятии приводит к подлинному взаимораскрытию, взаимопроникновению, личностному взаимообогащению, взаимодействующих на этом уровне людей» (Г.А.Ковалев, 1987, с.49).

Таким образом, актуальность курсовой работы определяется объективно существующими противоречиями между:

- очевидностью неэффективного взаимодействия учителей и учеников в практике современной школы и недостаточной степенью исследований данной проблемы;

- необходимостью организации оптимального взаимодействия субъектов образования и недостаточной степенью разработанности педагогических условий и технологий его развития.

Изучение теоретического материала позволило нам сформулировать проблему: влияют ли возрастные особенности на типы связей и отношений в системе «учитель-ученик».

Объект исследования – взаимодействие субъектов в образовательном процессе школы.

Предмет исследования – психологические условия эффективного взаимодействия в системе «ученик-учитель»

Задачи исследования:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную философскую, социологическую и психолого-педагогическую литературу.

2. Рассмотреть взаимодействие субъектов образовательного процесса.

3. Определение требований общества на современном этапе его развития к взаимодействию учителя и ученика.

4. Разработать критерии и показатели оценки оптимальности предложенных педагогических условий и апробировать педагогическую технологию в ходе проведения опытно-поисковой работы.

Гипотеза исследования:

- при учении необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности учащихся и их возрастные особенности;