Файл: Кафедра прикладной механики и инженерной графики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет продовольствия»

Кафедра прикладной механики и инженерной графики



Расчёт вала на выносливость

Расчетно-графическая работа № 2

Вариант 2.6


по дисциплине «Прикладная механика»

Специальность 1-49 01 01 Технология хранения и переработки пищевого и растительного сырья

Специализация 1-49 01 01 02 Технология хлебопекарного, макаронного, кондитерского производств и пищеконцентратов


Проверил

Выполнила

ст. преподаватель

студентка группы ТРХ-141

________________А.В.Евдокимов

____________А.В.Удовенко

«___ »________________2016 г.

«___ »_______________2016 г.


Могилев 2016
Содержание

  1. Условие задачи 3

  2. Решение 4

    1. Проектный расчет вала 4

    2. Проверочный расчет на выносливость 7

    3. Расчет шпоночного соединения 9

    4. Расчет и подбор подшипников качения 9

Список использованных источников 11

1. Условие задачи

По заданным геометрическим параметрам вала, крутящему моменту, размере зубчатых колес требуется выполнить:

  1. Расчет промежуточного вала двухступенчатого редуктора на усталостную прочность.

  2. Рассчитать шпоночные соединения в месте посадки зубчатых колес.

  3. Подобрать и рассчитать на динамическую грузоподъемность подшипники качения.

­­

Направление сил на вал определять расположением сопряженных зубчатых колес, показанных на рисунке тонкими линиями.

Расчет на выносливость выполнять по номинальной нагрузке указанной в таблице. А цикл напряжений принять симметричным для напряжения изгиба и пульсационным для напряжения кручения.

Расчет шпоночного соединения провести по напряжению среза и смятия. Подшипники качения проверить на динамическую грузоподъемность. Для расчета принять
, долговечность подшипников Lh=15000 ч.

Рисунок 1 – Схема вала
Дано:T=250 Н м ; d2=150 мм ; d3=50 мм ; l1=70 мм ; l2=50 мм ; l3=45 мм ; β=12 град ; ω=15 ; Lh=15000 часов.


2. Решение

2.1 Проектный расчёт вала

Определяем силы, возникающие в зацеплении:

Передача 1-2 цилиндрическая косозубая.

Окружная сила

(1)

Осевая сила

(2)

Радиальная сила

(3)
Передача 4-3 цилиндрическая прямозубая.

Окружная сила

(4)

Осевая сила



так как ,то изгибающий момент = 0

Радиальная сила

(5)

Строим схему нагружения в вертикальной плоскости и составляем уравнения равновесия относительно точек А и B:







Проверка:



Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости.

Тогда согласно правилу знаков:





Строим схему нагружения в горизонтальной плоскости и составляем уравнения равновесия относительно точек А и B:










Проверка



Cтроим эпюры изгибающих моментов в горизонтальной плоскости. Рассмотрим участок длиной l1 на этом участке действует только сила RAx. Тогда:





Строим суммарную эпюру изгибающего момента






Рисунок 2 – Эпюры к решению задачи

Максимальный изгибающий момент Мmax=298 (Н м) под шестерней 3. Определяем диаметр вала в месте посадки зубчатых колес



где [τ] – пониженное допускаемое напряжение при кручении [τ]=10-20 МПа.

Принимаем диаметр вала под подшипники: dп=40 мм.

Принимаем диаметр вала в месте посадки d=35мм


Рисунок 3 – Эскиз вала

2.2 Проверочный расчет на выносливость
Опасным сечением вала является сечение под колесом 3. Запишем условие прочности



где S – расчетный коэффициент запаса прочности;

[S] – требуемый коэффициент для запаса прочности и жесткости (при совместном действии напряжений кручения и изгиба [S] ≈ 1,5); [2]

Sσ – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;

Sτ – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.

Принимаем материал вала Сталь 45 с пределом прочности σпч = 610 МПа. [2]

Предел выносливости материала вала при симметричных циклах изгиба , и кручения ,






Так как по условию задано, что нормальные напряжения, возникающие в поперечном сечении вала от изгиба, изменяются по симметричному циклу, то среднее напряжение цикла нормальных напряжений σm = 0, а его амплитуда ,



где W – момент сопротивления сечения, .

Для сечения ослабленного шпоночной пазом



где b = 12 мм – ширина шпонки при d = 40 мм; [1]

t = 5 мм – глубина шпоночного паза при d = 40 мм. [1]





Согласно условию цикл касательных напряжений является пульсационным , тогда амплитуда и среднее значение цикла касательных напряжений ,



где - момент сопротивления сечения при кручении, .





Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям





где Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (для сталей с σпч ≤ 700 МПа и сечений, ослабленных шпоночной канавкой
Кσ = 1,75, Кτ = 1,5 [1]);

εσ и ετ – масштабные факторы для нормальных и касательных напряжений (при изгибе углеродистой стали и кручении для всех сталей при d = 36 мм εσ = 0,862, ετ = 0,746 [1]);

ψσ и ψτ – коэффициенты, учитывающие влияние постоянной составляющей цикла на выносливость (для среднеуглеродистых сталей ψσ = 0,2, ψτ = 0,1 [1]).





Тогда расчетный коэффициент запаса прочности



Таким образом, прочность и жесткость вала обеспечены.

2.3 Расчет шпоночного соединения
По условию задачи расчет шпоночных соединений необходимо произвести по напряжениям смятия и среза.

При d = 36 мм определяем ширину шпонки b = 10 мм, глубину шпоночной канавки t = 5 мм и высоту шпонки h = 8 мм. [1]

Рабочую длину шпонки lр определим из условия прочности на смятие , МПа, которое имеет вид



где z – число шпонок (принимаем z = 1); [1]

[σсм] – допускаемое напряжение при смятии (при расчетах можно принять [σсм] = 60 – 100 МПа). [1]

Приравнивая расчетные напряжения к допускаемым и выражая рабочую длину шпонки, имеем


Проверяем условие прочности на срез ,



где [τср] - допускаемые напряжения на срез [τср] = 100 МПа.

Так как условие прочности выполняется, то полная длина шпонки ,



Окончательно принимаем к установке шпонку 12×8×70 по ГОСТ 23360 – 78. [1]

2.4 Расчет и подбор подшипников качения
Определим реакции в опорах А и В: