Файл: Муртазалиева Лариса Леонидовна мкоу чернышевская оош.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Муртазалиева Лариса Леонидовна
МКОУ Чернышевская ООШ
2023 год
«О трех золотых куклах»
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.Синтаксический разбор предложений
- 1) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
- 2) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
- 3) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
- 4) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
- 5) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
Знаки препинания при БСП
Знаки препинания | Обоснование | Схема | Примеры |
Запятая ( , ) | Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты | [ ], [ ], [ ]. | Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. |
Точка с запятой ( ; ) | Точка с запятой ставится ,если внутри сложного предложения уже имеются запятые. | [,]; [, ,]. | Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная. |
Знаки препинания | Обоснование | Схема | Примеры |
Двоеточие ( : ) | 1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части ( между обеими частями можно поставить союз потому что) | [ ] : [ ]. | Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение. Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами. |
2) вторая часть поясняет первую(между обеими частями можно поставить союз а именно) | [ ] : [ ]; [ ]. | Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т) | |
3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое( между обеими частями можно поставить союз что) | [ ] : [ ]. | Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол. |
Знаки препинания | Обоснование | Схема | Примеры |
Тире ( - ) | 1) первая часть указывает на время и того, о чем говорится во второй части (между обеими частями можно поставить союз когда) | [ ] - [ ]. | Ласково заговоришь – змея из норы выползет |
2) первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй части (между обеими частями можно поставить союз если) | [ ] - [ ]. | Будешь книги читать-будешь все знать. | |
3) первая часть указывает причину того, о чем говорится во второй части ( перед первой часть можно вставить союз так как, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой части поэтому) | [ ] - [ ] | Солнце дымное встает – будет день горячий. Скажешь слово – добавят десять. Дети стали большими – им надо серьезно учиться. | |
4) части противопоставлены по содержанию (между обеими частями можно поставить союз а, но) | [ ] - [ ] | Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли. | |
5) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго ( между частями можно поставить союзы словно, будто) | | Ученый без трудов – дерево без плодов. |
Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
- Настанет утро - двинемся в путь.
- Будешь книги читать – будешь все знать.
- Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.
- Труд человека кормит – лень портит.
- Дрова все вышли – топить нечем.
Домашнее задание
- Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.