Файл: Муртазалиева Лариса Леонидовна мкоу чернышевская оош.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Муртазалиева Лариса Леонидовна

МКОУ Чернышевская ООШ

2023 год

«О трех золотых куклах»

Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так.   Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.

И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.

Тогда юноша сказал:

- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

Синтаксический разбор предложений

  • 1) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
  • 2) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
  • 3) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
  • 4) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
  • 5) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.

Знаки препинания при БСП


Знаки  препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Запятая ( , )

Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты

[ ], [ ],  [ ].

Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

Точка с запятой ( ; )

Точка с запятой ставится ,если внутри сложного предложения уже имеются запятые.

[,];

[, ,].

Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.


Знаки  препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Двоеточие ( : )

1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части ( между обеими частями можно поставить союз потому что)

[ ] : [ ].

Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.

Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.

2) вторая часть поясняет первую(между обеими частями можно поставить союз а именно)

[ ] : [ ]; [ ].

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т)

3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое( между обеими частями можно поставить союз что)

[ ] : [ ].

Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.

Знаки  препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Тире ( - )

1) первая часть указывает на время и того, о чем говорится во второй части (между обеими частями можно поставить союз когда)

[ ] - [ ].

Ласково заговоришь – змея из норы выползет

2) первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй части (между обеими частями можно поставить союз если)

[ ] - [ ].

Будешь книги читать-будешь все знать.

3) первая часть указывает причину того, о чем говорится во второй части ( перед первой часть можно вставить союз так как, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой части поэтому)

[ ] - [ ]

Солнце дымное встает – будет день горячий.

Скажешь слово – добавят десять.

Дети стали большими – им надо серьезно учиться.

4) части противопоставлены по содержанию (между обеими частями можно поставить союз а, но)

[ ] - [ ]

Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли.

5) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго ( между частями можно поставить союзы словно, будто)

 

Ученый без трудов – дерево без плодов.

Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

  • Настанет утро - двинемся в путь.
  • Будешь книги читать – будешь все знать.
  • Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки.
  • Труд человека кормит – лень портит.
  • Дрова все вышли – топить нечем.

Домашнее задание

  • Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.