ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 5
Тема: Биологические опасности
Цель: изучить биологические опасности, их причины, особенности и последствия для здоровья и жизни человека и сформировать алгоритм безопасного поведения в условиях этих опасностей.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с теоретическими сведениями. Записать определения.
2. Выполнить практические задания.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Биологическая опасность (угроза) – отрицательное воздействие биологических патогенов любого уровня и происхождения (от микроорганизмов до многоклеточных паразитов), создающих опасность в медико-социальной, технологической, сельскохозяйственной и коммунальной сферах.
Биологическими опасностями называются опасности, происходящие от живых объектов.
Причиной ЧС биологического характера может стать стихийное бедствие, крупная авария или катастрофа, разрушение объекта, связанного с исследованиями в области инфекционных заболеваний, а также распространение в стране возбудителей с сопредельных территорий (террористический акт, военные действия).
Зона биологического заражения – это территория, в пределах которой распространены (привнесены) биологические средства, опасные для людей, животных и растений.
Очаг биологического поражения (ОБП) – это территория, в пределах которой произошло массовое поражение людей, животных или растений. ОБП может образоваться как в зоне биологического заражения, так и за ее границами в результате распространения инфекционных заболеваний.
На одной и той же территории одновременно могут возникнуть очаги химического, бактериологического и других видов загрязнений. Иногда очаги полностью или частично перекрывают друг друга, отягощая и без того тяжелую обстановку. В этих случаях возникают очаги комбинированного поражения (ОКП) внутри которых велики потери населения, затруднено оказание помощи пострадавшим и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаговыми болезням, попадая на территории, где имеются места обитания переносчиков и возбудителе: К таким заболеваниям относятся чума, туляремия,
клещевой и комариный энцефалит, клещевой сыпной тиф. Возбудители этих болезней существуют в природе в пределах определенной территории вне связи с людьми или домашними животными. Они паразитируют в организме диких животных-хозяев. Передача возбудителей от животного к животному и от животного к человеку происходи преимущественно через переносчиков – кровососущих насекомых и клещей.
Все инфекционные заболевания подразделяются на 4 группы:
-
Кишечные инфекции. -
Инфекции дыхательных путей (аэрозольные). -
Кровяные (трансмиссивные). -
Инфекции наружных покровов (контактные).
Возбудителями инфекционных заболеваний людей и животных являются болезнетворные бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, растения и токсины, носителями которых могут быть насекомые, животные, человек, среда обитания и бактериологическое оружие.
Инфекционные заболевания поражают людей и животных:
-
при вдыхании зараженного воздуха; -
употреблении зараженных продуктов питания и воды; -
укусах зараженными насекомыми, клещами, грызунами; -
ранении осколками зараженных предметов или боеприпасов; -
непосредственном общении с больными людьми и животными в зоне ЧС.
Инфекции проникают в организм через кожу, раневые поверхности, слизистые оболочки, в том числе органов дыхания, пищеварительного тракта и т. д.
К биологическим средствам поражения сельскохозяйственных растений относятся:
-
возбудители стеблевой ржавчины пшеницы и ржи, желтой ржавчины пшеницы, фитофтороза картофеля и томатов; -
насекомые-переносчики этих возбудителей; -
вредители сельскохозяйственных растений, способные вызвать массовое уничтожение сельскохозяйственных культур.
Применение биологических средств в военное время для поражения воинских формирований, мирного населения и объектов экономики возможно не только в районе военных действий, но и в глубине территорий воюющих сторон.
Особенности действия бактериологических средств (баксредств):
-
способны вызывать массовые инфекционные заболевания (часто смертельные) при попадании в среду обитания и в организм человека в ничтожно малых количествах; -
многие инфекции быстро передаются от больного человека к здоровому; -
долго сохраняют поражающие свойства (некоторые формы микробов нескольких лет); -
имеют скрытый (инкубационный) период; -
сложность и продолжительность лабораторных исследований по определению вида и природы возбудителя заболевания.
К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.
Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Пандемия – необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.
Эпизоотии – инфекционные болезни животных - группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.
Панзоотия – высшая степень развития эпизоотии, характеризуется необычайно широким распространением инфекционной болезни, охватывающей одно государство, несколько стран, материк.
Эпифитотии – инфекционные болезни растений. Для оценки масштаба заболевания растений применяют такие понятия, как эпифитотия и панфитотия.
Эпифитотия – распространение инфекционных болезней на значительные территории в течение определенного времени.
Панфитотия – массовые заболевания, охватывающие несколько стран или континентов.
Носителями, или субстратами, биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительность и животный мир, сами люди, искусственный мир, созданный человеком, и другие объекты.
Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе смертельные.
Умение распознавать биологические опасности является одним из условий успешной защиты человека от опасностей вообще и биологических в частности.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1.1. Дайте определения понятиям «эпидемия», «эпизоотия», «эпифитотия» и назовите основные причины их возникновения.
1.2. Перечислите пути распространения инфекции.
1.3. Назовите основные мероприятия в очаге бактериологического поражения.
1.4. Перечислите особо опасные инфекционные болезни животных.
1.5. Перечислите особо опасные инфекционные болезни растений.
Задание 2. Заполните таблицу: «Инфекционные заболевания человека»
Группы инфекционных заболеваний | Краткая характеристика | Наименование заболевания | Пути передачи | Профилактические мероприятия |
Кишечные инфекции | | | | |
Воздушно-капельные инфекции | | | | |
Кровяные инфекции | | | | |
Контактно-бытовые | | | | |
Зоонозные инфекции | | | | |
Инфекции наружных покровов | | | | |
Задание 3. Решите ситуационную задачу.
В июле 2009 г. в Горном Алтае после землетрясения в одном из санаториев одновременно заболело около 26 человек, в основном дети и подростки. У них была обнаружена желтуха. Источником заражения явилась водопроводная вода, в которую, как оказалась, попали воды из канализационной сети.
1. Какая инфекция поразила детей:
а) желтая лихорадка; б) кожная форма чумы; в) вирусный гепатит; г) сыпной тиф;
2. Что в данном случае имеет место:
а) эпизоотия; б) пандемия; в) спорадическое явление; г) эпидемическая вспышка.
Литература
1. 2. Екимова И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / И.А. Екимова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). – Томск: Эль Контент, 2012. – 192 с.
3. Танашев В.Р. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.Р. Танашев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 314 с.